Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание

Настоящая дипломная работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой такого вида экономического преступления как экономическая контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.
Реализация поставленной цели требует решения таких задач, как:
изучение нормативной базы, регулирующей вопросы, связанные с контрабандой (УК РК, ТК РК и иные законы, акты таможенной службы и иные источники);
изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы;
анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды;
рассмотрение путей их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2 Понятие контрабанды
1.3 Классификация признаков экономической контрабанды
1.4 Практика применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
2.1 Объективные признаки экономической контрабанды
2.2 Субъективные признаки контрабанды
2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды
2.4 Отличие экономической контрабанды от преступления, предусмотренного статьей 250 УК РК
3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
3.1 Начальный этап расследования экономической контрабанды
3.2 Следственные версии и планирование расследования
3.3 Особенности тактики первоначальных следственных действий
3.3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных документов
3.3.2 Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетельствование
3.3.3 Допросы свидетелей
3.4 Тактика расследования на последующих этапах
3.5 Назначение экспертиз
3.6 Следственный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 176.86 Кб (Скачать документ)

Понятие "таможенный контроль" раскрывается в п. 27 ст. 7 ТК РК, где указано, что таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан  по соблюдению таможенного и иного  законодательства Республики Казахстан, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан.

Перемещение товаров  помимо таможенного контроля означает перемещение их вне определенных таможенными органами мест или вне  установленного времени производства таможенного оформления. Последнее  производится в определенных для  этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором  находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного  органа РК. По сути, эта форма преступления состоит в перемещении товаров  без таможенного оформления.

Под сокрытием от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение  товаров, или приданием одним  товарам вид других.

Для установления указанного признака необходимо иметь в виду, что тайниками являются места, специально: - изготовленные, т. е функциональное назначение которых в незаконном перемещении товаров и иных предметов, например магнитные контейнеры, прикрепленные  к транспортным средствам в труднодоступных  местах, дополнительные полости в  автомашинах, не предусмотренные заводской  конструкцией, и т.п. оборудованные  и приспособленные, т. е. подвергшиеся конструктивным изменениям, предварительная  разборка и монтаж конструктивных емкостей на транспортных средствах, оборудование их дополнительной оснасткой, приспособлениями, вдалбливание гнезд в каблуки  обуви, оборудование чемоданов двойным  дном, создание тайников в ручках хозяйственных  сумок и т.п. Под другими способами, затрудняющими обнаружение предметов, понимается перемещение товаров  и иных предметов с физическим сокрытием, при котором визуальное обнаружение во время таможенного  контроля затруднено (например, в вещах, находящихся в ручной клади или  багаже, в одежде пассажира, в различных  местах на транспортных средствах, среди  других грузов и предметов и т.д.).

Придание одним  товарам вида других - это существенное изменение внешних характерных  признаков предметов, которые позволяют  отнести их к предметам иного  вида.

Предметом такой  формы контрабанды, как перемещение  товаров с обманным использованием документов выступают поддельные, недействительные или полученные незаконным путем  документы, документы, содержащие недостоверные  сведения. Имеются в виду документы, необходимые для таможенных целей: выданные таможенным органом или  составленные с его участием (например, акты о результатах выгрузки товаров  с транспортных средств), а также  удостоверяющие характер и объем  груза, разрешения на вывоз последнего (коносаменты, накладные багажные списки, вагонные листы).

Перечень документов и сведений, порядок их представления  определяются таможенным комитетом  РК в соответствии с ТК РК и иными  актами законодательства РК. Под обманным использованием документов понимается представление таможенному органу РК в качестве документов, необходимых  для таможенных целей, поддельных, недействительных документов, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам.

Поддельный документ - это документ, полностью изготовленный, фальшивый или подлинный, в который  внесены скаженные сведения, например, путем уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных и т.п.

Недействительный  документ - это документ, полученный законным путем, однако по каким-либо причинам утратившим свою силу. Например, истек  срок его действия.

Документ, полученный незаконным путем, - это документ, полученный заинтересованным лицом в результате представления в качестве оснований  для ого выдачи уполномоченному  на то лицу заведомо ложных сведений или  поддельных (подложных) документов либо в результате злоупотребления должностным  лицом служебным положением или  совершения им халатных действий при  выдаче этого документа.

Документ, содержащий недостоверные сведения, - это документ, который фактически является подлинным, но в который внесены сведения, не соответствующие действительности. При этом он сохраняет признаки и  реквизиты настоящего (изготовляется  на официальном бланке, содержит фамилии  и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако вносимые в него данные (текст, цифровые материалы) являются ложными.

Транспортные средства, помещения и другие места, где  находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где  осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РК, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами РК.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной или  иной маркировки, идентификационных  знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров  и транспортных средств, составления  чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования  товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.

Средства идентификации  могут изменяться или уничтожатся  только таможенными органами РК или  с их разрешения, за исключением  случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров  и транспортных средств. Таможенному  органу РК незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении  средств идентификации и представляются доказательства существования реальной угрозы. Под обманным использованием средств таможенной идентификации  понимается использование поддельного  либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и  транспортным средствам.

Средства таможенной идентификации представляют собой  наложение пломб, печатей, нанесение  цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств. Средства таможенной идентификации  могут изменяться или уничтожатся  только таможенными органами, за исключением  случаев реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.

Недекларирование  товаров или транспортных средств  заключается в незаявлении по установленной, письменной, устной или  иной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РК подлежат декларированию таможенному органу РК.

Декларирование  производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах  и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых  для таможенных целей.

Форма и порядок  декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются государственным  таможенным комитетом РК.

В соответствии с  ТК РК под недекларированием товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК, понимается незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных  сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

В отношении отдельных  видов предметов законом устанавливаются  специальные правила перемещения, не сводящиеся к декларированию и  зависящие от правового режима перемещаемого  товара.

Декларированию  подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу  РК, товары и транспортные средства, режим которых изменяется, а также  другие товары и средства в случаях, определяемых законодательными актами.

Недостоверное декларирование товаров или транспортных средств  заключается в незаявлении по установленной, письменной, устной или  иной форме достоверных сведений либо заявлении недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Под недостоверным  декларированием товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК, понимается заявление  недостоверных сведений о товарах  и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых  для таможенных целей.

При этом недостоверное  декларирование не дает основания для  освобождения от таможенных платежей или занижения их размера. Если же лицо заявляет в декларации и в  иных документах, необходимых для  таможенных целей, недостоверные сведения о таможенном режиме, таможенной стоимости  либо стране происхождения товаров  и транспортных средств или заявляет иные недостоверные сведения, дающие основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, то эти действия следует признать не как недостоверное декларирование, а как действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение.

Контрабанда (ст. 209 УК РК) наносит вред финансово-экономической  системе государства, поскольку  в государственный бюджет не поступают  таможенные пошлины и сборы, установленные  на ввозимые товары.

Общественная опасность  контрабанды, как указывается в  «Курсе уголовного права» т.4 [8, 231], определяется тем, что данным деянием причиняется  существенный ущерб внешнеэкономической  деятельности, имеющей важное значение для развития экономики Республики Казахстан.

В ч.1 статьи 8 ТК РК указывается на то, что все лица на равных основаниях имеют право  на ввоз в Республику Казахстан, а  также и вывоз из нее товаров  и транспортных средств, в том  числе при осуществлении внешнеэкономической  деятельности. Никто не может быть лишен этого права или же ограничен  в нем, за исключением случаев, предусмотренных  Таможенным кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

Ч. 2 ст. 8 Таможенного  кодекса Республики Казахстан указывает  на то, что законодательными актами Республики Казахстан и нормативными постановлениями Правительства  Республики Казахстан могут быть установлены запреты и ограничения  на ввоз в Республику Казахстан, вывоз  из Республики Казахстан и транзит  через территорию Республики Казахстан  товаров и транспортных средств, меры тарифного и нетарифного  регулирования в отношении товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.

 

1.4 Практика применения  законодательства об уголовной  ответственности за контрабанду

 

В целях правильного  и единообразного применения законодательства об уголовно наказуемой контрабанде, Пленум Верховного Суда постановляет:

Под контрабандой понимается незаконное перемещение товаров  или иных ценностей и предметов  через таможенную границу. Суды должны учитывать, что при экономической  контрабанде, ответственность за совершение которой предусмотрена статьей 209 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК), родовым и непосредственным объектом являются экономические интересы государства, а при контрабанде, квалифицируемой по статье 250 УК - интересы общественной и государственной  безопасности.

Обстоятельствами, отграничивающими уголовно наказуемую контрабанду от контрабанды, наказуемой в административном порядке, а также  от нарушений таможенных правил, сопряженных  с перемещением товаров и предметов  через таможенную границу, являются крупный размер контрабанды либо перемещение предметов, в отношении которых установлены специальные правила.

Понятия таможенной и государственной границ определены «Таможенным кодексом Республики Казахстан» и Законом Республики Казахстан  «О государственной границе Республики Казахстан».

На сухопутной территории, на водах, в воздушном пространстве таможенная граница, исключая периметры  свободных таможенных зон и свободных  складов, вне зависимости от местонахождения  пунктов пропуска, таможенных постов совпадает с государственной  границей.

Указание в процессуальных следственных и судебных документах крупного размера и других квалифицирующих  признаков контрабанды, в том  числе специальных правил перемещения  в отношении определенных предметов, является обязательным.

Незаконное перемещение  товаров или иных ценностей и  предметов может совершаться  как путем ввоза их на таможенную территорию, так и вывоза их с  этой территории.

Под ввозом и вывозом  следует понимать перемещение предметов  контрабанды любым способом (провоз или пересылка при помощи любого вида транспорта, в том числе по воздуху, пересылка по почте, перенос  в руках, в карманах одежды, в виде ручной клади и др.).

Незаконное перемещение  осуществляется как в пунктах  пропуска и других местах, определенных законодательством для пересечения  границы (под видом легального перемещения), так и вне этих мест (нелегальным  путем).

Преступление считается  оконченным:

  • при ввозе и вывозе, осуществляемом нелегально, - с момента непосредственного пересечения границы;
  • при ввозе, осуществляемом под видом легального перемещения, - с момента завершения таможенного оформления, а в отношении предметов, для которых установлены специальные правила, - с момента окончания процедуры пограничного контроля;
  • при вывозе, осуществляемом под видом легального перемещения, - с момента завершения таможенного оформления.

С объективной стороны  контрабанда характеризуется:

    • сокрытием от таможенного контроля товаров или иных ценностей и предметов;
    • их перемещением помимо таможенного контроля;
    • их недекларированием или недостоверным декларированием;
    • обманным использованием таможенных и иных документов или средств таможенной идентификации.

Информация о работе Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования