Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Объектом исследования являются формы правления в государствах современного мира.
Предметом исследования выступают особенности функционирования различных форм правления, их типология и признаки.
Исходя из актуальности темы, определена цель исследования – изучение действующих форм правления. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и дать понятие формам правления;
охарактеризовать их типологию;

Содержание

Введение 3-4
Глава 1.Понятие форм правления и их классификации 5-21
1.1. Монархия 6-12
а) Абсолютная монархия 7-9
б) Конституционная монархия 9-12
- Дуалистическая 9-10
- Парламентская 10-12
1.2. Республика 12-20
а) Президентская республика 14-16
б) Парламентарная республика 16-19
в) Смешанная республика 19-20
Глава 2. Нетипичные формы правления 21-27
2.1. «Республиканская монархия» 24-25
2.2. «Монархическая республика» 25-26
2.3. «Суперпрезидентская республика» 26-27
Заключение 28-29
Список использованных источников и литературы 30
Приложение 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая_Будаева2.docx

— 61.54 Кб (Скачать документ)

     в) Смешанная республика

     Смешанная республика или ещё ее называют президентско - парламентская отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом. Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления.  Она соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства посредством утверждения бюджета страны, вынесения вотума недоверия им. Например, по Конституции Французской Республики  1958  г. Президент избирается  гражданами  и  руководит правительством, что характерно для президентской республики.  В  то  же  время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной  республики.  Вместе  с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению,  что не характерно ни  для той,  ни для другой разновидности республиканской формы правления. Наблюдается самое различное соединение элементов парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид. В результате остается все меньше "чистых" президентских или парламентарных республик, возникают полупрезидентские, полупарламентарные республики. Для этой цели используются  как  концепция  "рационализированного  парламентаризма", имеющая целью ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть, так и требование ответственного правительства, неразрывно связанное с идеей парламентарной республики. Один из наиболее типичных примеров смешанной формы - республика Перу по конституции 1933 года (до переворота 1968 г). Отличительная черта формы правления в Перу состояла в двойственном положении правительства по отношению к президенту и конгрессу по вопросу о политической ответственности. Совет министров был ответственен как перед президентом, так и перед законодательным органом. К тому же реализацию президентом некоторых своих важных функций конституция ставила в преимущественную зависимость от волеизъявления конгресса. Особая разновидность смешанной формы правления существовала в Панаме с 1972 по 1979 годы. Ее существенная отличительная черта состоит в особом положении главы правительства в системе государственных органов республики - по конституции 1972 года он, а не президент был ключевым звеном государственного механизма. Президент юридически, а еще больше фактически был низведен до положения второстепенной фигуры в структуре центральных органов государства. Совет кабинета наделялся конституцией главным образом совещательными полномочиями и действовал как консультативный орган при носителе высшей исполнительной власти - главе правительства. Еще одна особенность формы правления Панамы до конца 1978 года - формальное отсутствие в стране партийной системы, поэтому парламентские выборы проводились по территориальному признаку. 
 
 
 

                             Глава 2. Нетипичные формы правления 

     Все формы правления (кроме ярко выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем  совмещения и появления новых  признаков создаются неизвестные  ранее формы, причем эта тенденция  набирает силу. '"Чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы  правления во вновь возникающих  государствах (например, при распаде  СССР, Югославии, Чехословакии), как  правило, соединяют разные черты. В  данном случае речь идет не о том, что  в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся  государствах на основе демократизации политических режимов практически  утратились различия между монархией  и республикой (по своему характеру  монархии в Великобритании или Японии мало, чем отличаются от республик  Франции или Италии). Говоря о  смешанных и "гибридных" формах правления, мы отмечаем тот факт, что  утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим  признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.). Тому есть несколько причин. Во-первых, практика последних десятилетий  показывает, что для управляемости  государством важно не столько разделение властей и система взаимных сдержек  и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают  концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и  исполнительной власти в России, ведет  к кризису всей политической системы. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами, как, например, тенденция вытеснения роли правительства единоличной властью премьер-министра в условиях парламентарной формы правления. Во-вторых, "чистые" формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Для парламентарной же республики характерна нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. Тем не менее, выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма - в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки "чистых" форм. В-третьих, возникновение смешанных, "гибридных" форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов. Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии – государстве, наиболее упорно сопротивляющемся идеям конституционализма) приняты конституции. Однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха, ибо даже там, где они не приостановлены, а парламенты не распущены (в Кувейте, например, проводятся выборы), основные законы провозглашают, что вся власть исходит от монарха, парламент фактически и даже юридически (Катар, ОАЭ и др.) является лишь консультативным учреждением. Наконец, изменения в форме правления связаны с давлением и борьбой прогрессивных сил. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи с королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха. Далее я хотел бы рассмотреть такие нетипичные формы правления как: “Республиканская монархия”, “Монархическая республика”, “Суперпрезидентская республика”. 

     2.1. «Республиканская монархия»

     Как уже говорилось, глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

     В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации  возглавляются наследственными  султанами (управление в четырех  других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который  раз в 5 лет избирает главу государства. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха  тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983-1984 гг.). Иначе обстоит дело в ОАЭ. Высший совет семи эмиров - субъектов  федерации обладает всей полнотой власти - он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число  членов, установленное Временной  конституцией 1971 г., и зависящее от размеров эмирата), имеет лишь консультативный  характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены  у Совета эмиров. В ОАЭ действует  по существу коллективный монарх.5 

     2.2. «Монархическая республика»

     Вместе  с тем, в современном мире в  условиях тоталитарных систем появились  разновидности республики, характеризующиеся  нелегитимностью  власти.  Например, когда в стране происходит государственный  переворот,  который ставит во главе  государства единоличного  диктатора, (может называться как угодно - президентом, вождем, генеральным секретарем  центрального  комитета  партии  и т.д.) или группу диктаторов,  форма правления официально может  провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая  суть меняется.  Это происходит и  в том случае, когда законно  избранное или назначенное должностное  лицо (президент, премьер-министр  и  т.п.) захватывает не принадлежащие  ему по  конституции  полномочия,  отказывается  оставить  свою должность  по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж.Мобуту в  Заире  в

     1960 г.,  “черные полковники” в  Греции в 1967 г.,  А.Пиночет в  Чили в 1973 г. В фашистских  государствах по существу были  ликвидированы выборы как способ  формирования органов государственной  власти, распущены все оппозиционные  политические партии, все формы  власти подчинены правительству  во главе с официально признанным  вождем, пользовавшимся неограниченными  полномочиями, а фашистская партия  превратилась в государственную  организацию.

     Есть  и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие "черные полковники" в июне 1973 г.  ликвидировали монархию, однако демократии стране  такая  "республика" отнюдь не добавила. "Социалистические" республики служили  и служат прикрытием единоличной  диктатуры  генерального  первого  секретаря компартии или групповой  диктатуры политбюро  ее  центрального  комитета.  Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики  тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, и формально  независимых судов,  власть президента практически неограниченна (т.н. монократические  республики).  Смена  президентов  здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. Например, в  Малавии президент вообще находится  в должности пожизненно. В отличие  от суперпрезидентских президентско-монократические  республики существовали при однопартийной  системе, и пожизненное пребывание у власти президента было предусмотрено  конституцией.

     Начало  этому явлению было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркос на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60-80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента. Ныне осталось лишь два пожизненных президента - в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.

             

     2.3. «Суперпрезидентские республики» Латинской Америки

     В политической жизни Латинской Америки  из-за частых переворотов и контр  переворотов вопрос о форме государства  обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется  тем, что система власти не отвечает современным условиям. Замена президентской  формы правления парламентарной могла бы способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран  Латинской Америки. Президентская  форма правления сложилась в  этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с  формой правления в США, президентские  республики в Латинской Америке  уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся  наличием таких специфических черт, как:

     1) Высокая степень централизации  государственного аппарата;

     2) Гипертрофированное развитие института  чрезвычайного положения;

     3) Большая роль армии в политической  жизни;

     4) Преобладание насильственных методов  достижения власти

     5) Почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем;

     Одной из основных отличительных особенностей этой формы правления по сравнению  с США явилась и значительно  большая концентрация власти в руках  президента, а также абсолютизация  роли исполнительной власти. Уже тогда, в XIX веке, сложилась система, когда  ключевым органом государственного механизма стал президент, которого конституции наделяли широчайшими  полномочиями. По определению О.А.Жукова, “реальной формой политического  властвования в Латинской Америке  в XIX веке стали диктаторские режимы”.

     Соединяя  в своих руках функции главы  государства и главы правительства, свободного от парламентской ответственности, президент, как правило, являлся  также главнокомандующим вооруженными силами республики, что в совокупности с его правом объявлять в стране чрезвычайное или осадное положение  превращало его, по словам известного мексиканского юриста Д. Косио Вильегаса, в “судью последней инстанции  и верховного арбитра при решении  конфликтов между теми, кто управляет, и теми, кем управляют”.

Информация о работе Формы правления