Форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание

В своей работе я попытаюсь вскрыть некоторые тенденции в развитии форм правления в целях анализа плюсов и минусов различных институтов, форм, структур. Это особенно важно в связи с тем, что подобные процессы развиваются и в России. Их отражает новая Конституция России. Она предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной форме учтены положительные стороны обеих традиционных форм, в частности стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления.
Цель работы: дать понятие формы правления и охарактеризовать разнообразные формы с различных точек зрения.
Структура работы работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Содержание

Введение 3
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Определение понятия формы правления 5
1.2. Характеристика форм правления 6
2. СМЕШАННЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 16
2.1. Определение понятия смешанных форм правления 16
2.2. Характеристика смешанных форм правления 19
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая форма правления.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

Специальность «Юриспруденция» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Дисциплина  «Теория государства и права»

на тему:

«Форма правления» 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка 3 курса

                группы  ДЗЮ 305 

                Проверил: преподаватель 

                Аксенова  Ольга Васильевна 
                 
                 
                 
                 

2010

Содержание 
 

Введение            3

1. КЛАССИФИКАЦИЯ  ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ      5

1.1. Определение  понятия формы правления      5

1.2. Характеристика  форм правления       6

2. СМЕШАННЫЕ  ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ      16

2.1. Определение  понятия смешанных форм правления    16

2.2. Характеристика  смешанных форм правления     19

Заключение           29

Список  использованной литературы       31 

     Введение

     Проблема  формы государства приобретает  не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

     В последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах.

     Это связано, прежде всего, с тем, что в современных условиях прежние градации, сложившиеся в ХIХ в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и "гибридные" формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это явление носит позитивный характер: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества). Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые монархические черты, такой процесс приобретает крайне негативный характер. 
Последнее связано, в частности, с появлением в ХIХ в. суперпрезидентских, а в ХХ в президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами. В результате возникают не просто смешанные, а извращенные государственные формы.

     В своей работе я попытаюсь вскрыть  некоторые тенденции в развитии форм правления в целях анализа  плюсов и минусов различных институтов, форм, структур. Это особенно важно  в связи с тем, что подобные процессы развиваются и в России. Их отражает новая Конституция России. Она предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной форме учтены положительные стороны обеих традиционных форм, в частности стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления.

     Цель  работы: дать понятие формы правления и охарактеризовать разнообразные формы с различных точек зрения.

     Структура работы работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 

 

     1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ 

     1.1. Определение понятия  формы правления

     Под формой правления, как уже было сказано  выше, мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной  и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества  (Рис. 1). [5] 

┌──────────────────────────────────────────────┐

│                 ПО ФОРМАМ ПРАВЛЕНИЯ               │

└─┬─────────────────────────────────────────────────────┘

  │   ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

  ├──┤Монархия - верховная государственная власть, осуществляется единолично

  │   и переходит по наследству                                            

  │   │                                                                      │

  │   │     Древневосточная, древнеримская,  феодальная (раннефеодальная,     │

  │   │сословно-представительная, абсолютная), конституционная, парламентская

  │   └──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

  │   ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

  │   Республика   - верховная   государственная   власть,   осуществляется

  │   выборными органами, избираемыми населением на определенный срок      

  │   │                                                                      │

  └──┤   Афинская демократическая, римская  аристократическая, спартанская   │

     │   аристократическая, средневековые  города-республики, современная    │

     │                    парламентская, президентская                      │

     └──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 1. Классификация  форм правления

 

     Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

     При аграрном строе значение формы правления  сводилось лишь к определению  того, каким образом замещается должность  главы государства 
- в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
 
 
 

     1.2. Характеристика форм  правления

     Как мы видели, порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления - монархия и республика. 
Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

     Монархия  была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в отдельных  странах существовали республики. Переход  к индустриальному строю нередко  сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления.[6] 
Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени.

     Более того, не всегда мы можем с легкостью  определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело. Например, в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах существует форма правления, которую обычно называют выборной монархией, о чем более подробно пойдет речь далее. В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна.

     Монархия

     В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако в современном  понимании монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Эта  власть нередко обожествляется. В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.[7]

     Главное, однако, не в том, как в конституции  характеризуется монарх. 
Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы они, мы различаем монархические формы правления.

     Абсолютная  монархия типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.

     Характеризуется она тем, что в руках монарха  сосредотачивается вся полнота  государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

     В современных условиях абсолютная монархия - раритет 
(чрезвычайная редкость). В качестве примера можно упомянуть Саудовскую 
Аравию, Оман.

     Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный  режим именуется абсолютизмом.

     Дуалистическая  монархия - первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь  мы наблюдаем уже возникающее  или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.[10]

     Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или  определенной частью их, если избирательное  право цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. 
Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.

     Однако  разделение властей при данной форме  правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. 
Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.

     Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. 
Последний может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.[6]

     Как и для абсолютной монархии, для  монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.

     Парламентарная  монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного  строя к индустриальному сопровождался  преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным  их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).

Информация о работе Форма правления