Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть формы государственного правления, а так же взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
дать понятие формы правления, рассмотреть исторические разновидности;
проанализировать монархическую форму правления;
проанализировать республиканскую форму правления;
определить взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.

Содержание

Введение......................................................................…................................. 3
Форма правления: понятие и исторические разновидности……….…... 5
Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития………...………………………………………………………… 10
Республика: понятие, признаки, виды…….....…………………………. 16
Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………. …27

Работа состоит из  1 файл

курсовик по ТГП.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)
Нижегородский государственный университет

     им. Н.И. Лобачевского 

     Юридический факультет 
 
 
 
 

     Курсовая  работа по теории государства и права на тему: 
 
 

Форма правления
     
    Арзамас

     2010 
 

План:

    Введение......................................................................….................................  3

  1. Форма правления: понятие и исторические разновидности……….…... 5
  2. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития………...………………………………………………………… 10
  3. Республика: понятие, признаки, виды…….....…………………………. 16
  4. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом………………………………………………  24

    Заключение……………………………………………………………….  …27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение

      Темой данной курсовой работы является "Форма  правления". Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства, актуальна для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления дает возможность уяснить, как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

      Объектом  исследования в данном случае выступает  государство как  особая политическая, структурная и территориальная  организация общества. Предметом  исследования являются различные формы  правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе.

      Цель  курсовой работы - рассмотреть формы государственного правления,  а так же взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.

      Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

  1. дать понятие формы  правления, рассмотреть исторические разновидности;
  2. проанализировать монархическую форму правления;
  3. проанализировать республиканскую форму правления;
  4. определить взаимосвязь формы правления  с формой государственного устройства и политическим режимом.

      В первой главе мы рассматриваем форму государственного правления как систему взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Во второй главе мы рассматриваем понятие, признаки и виды монархии, в третьей главе мы раскрываем понятие, признаки и виды республиканской формы правления,  в четвертой главе прослеживаем взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.

      Тема  данной работы рассматривается во всех юридических учебниках, так как  является одной из важнейших тем  при изучении курса теории государства и права. Для данной курсовой работы мы использовали конституцию Российской Федерации, специальную литературу таких авторов, как Тихомиров Л.А., Решетников Ф.М., Милюкова П.Н. и других. 
 
 

 

      

  1. Форма правления: понятия  и исторические разновидности.

     Существует  множество формулировок формы правления. Так одни авторы дают краткое значение, другие более подробное, включающее основные характеристики. Но наиболее точным мне показалось определение, данное доктором юридических наук, профессором А.Е. Козловым:

      «Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле»1

      Термин  «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилии 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г. и др.). Почти всегда говорится о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовались просто название «государство», например «Государство Израиль»).

      При монархической форме правления  источником власти и ее носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носителем – выборные государственные органы.

      Форма правления традиционно определяется как характеристика структуры и  взаимоотношений высших органов  государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством,  делают акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то стоит учитывать и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.

      В управлении государством участие принимают  также местные органы государства (советы в социалистическом государстве,  назначенные представители государственной  власти в других странах). Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государственной власти с населением.

      Форму правления нельзя отождествлять  с управлением государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Под формой правления понимается способ организации верховной  государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании2.

      Классификация форм правления государства в  зависимости от числа стоящих  у власти, правящих лиц является одной из старейших  классификаций. Если «высшее распоряжение государственной властью, – писал в связи с этим еще в конце XIX в. известный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов, – принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия»3.

               Платон пытался свести различие форм правления к различию трёх добродетелей – мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать то в одном, то в другом государстве. Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью использовал наряду с количественным критерием также и другие критерии. В частности, он широко использовал такие критерии, как общая польза, благо и интерес.

      Помимо названных критериев в отечественной и зарубежной литературе,  широко использовались юридические критерии,  суть которых сводилась к тому, что в процессе классификации форм правления за основу брались не количественные или иные факторы, а юридическое положение (статус) высших государственных органов и «правящих лиц».

      Юридические критерии классификации форм правления  широко использовались также известным  русским ученым-юристом Ф. Кистяковским. В своих «Лекциях по общему государственному праву», изданных в 1912 г., он всячески подчеркивал, что «юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно, в юридическом положении носителя этой власти»4.

      Современная теория государства содержит то, что было накоплено на предыдущих этапах и вместе с тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения.

      С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне подавляющее количество государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности.

      В развитых странах (Европа, Япония, а  также Канада, Австралия и др., где монарх представлен генерал-губернатором) различия между монархией и республикой  практически не имеют значения. В развивающихся странах различия между монархией и республикой могут иметь весьма существенное значение для демократизации политического строя. Монарх в этой группе стран обладает весьма реальными властными полномочиями, подданство (гражданство) рассматривается как личная верность монарху, он направляет работу парламента и даже распускает его на многие годы и правит без него. Поэтому, например, в тех арабских странах, где существует монархия, их политический строй существенно отличается от республик, хотя во всех этих странах применяются, правда в разной степени, принципы шариата (для сравнения: абсолютная монархия в Саудовской Аравии, где запрещены все партии, а парламента нет, и президентская республика в Египте, где существует многопартийность, довольно активно действует парламент, но в рамках «ценностей египетского общества»).5

      Хотя  разделение государств на монархии и  республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные  формы. В монархиях появляются отдельные республиканские черты (например, периодические выборы монарха раз в 5 лет в Малайзии или «коллегиальная монархия» в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты. В некоторых случаях появляется и наследственность: сын пожизненного президента Ким Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства.

     Отсутствие  достаточных различий в политическом строе европейских монархий и  республик, черты гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления). Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это — позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества). Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые монархические черты, такой процесс приобретает крайне негативный характер. Последнее связано, в частности, с появлением в XIX в. суперпрезидентских, а в XX в. президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами (последняя возможность предусмотрена в КНДР). В результате возникают не просто смешанные, а извращенные государственные формы.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.  Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития.

        Монархия – одна из самых древних форм правления. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией продолжается.

            В чем заключается форма правления  монархии? “Монархия – форма  правления, где высшая государственная  власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением”.7 Во всех монархических странах монарх является неприкосновенной особой.   Власть  монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

        Престолонаследие – переход   власти монарха от одного представителя  царствующего дома (династии) к другому  в установленном законом порядке. 

      В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

      В династической монархии действует  строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к  брату, как это было на Руси. Гораздо  чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.  Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Информация о работе Формы правления