Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Объектом исследования являются формы правления в государствах современного мира.
Предметом исследования выступают особенности функционирования различных форм правления, их типология и признаки.
Исходя из актуальности темы, определена цель исследования – изучение действующих форм правления. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и дать понятие формам правления;
охарактеризовать их типологию;

Содержание

Введение 3-4
Глава 1.Понятие форм правления и их классификации 5-21
1.1. Монархия 6-12
а) Абсолютная монархия 7-9
б) Конституционная монархия 9-12
- Дуалистическая 9-10
- Парламентская 10-12
1.2. Республика 12-20
а) Президентская республика 14-16
б) Парламентарная республика 16-19
в) Смешанная республика 19-20
Глава 2. Нетипичные формы правления 21-27
2.1. «Республиканская монархия» 24-25
2.2. «Монархическая республика» 25-26
2.3. «Суперпрезидентская республика» 26-27
Заключение 28-29
Список использованных источников и литературы 30
Приложение 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая_Будаева2.docx

— 61.54 Кб (Скачать документ)

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра социологии и политологии 
 
 

БУДАЕВА

Екатерина Вячеславовна 
 
 

«ФОРМЫ  ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Студентки 1 курса д/о 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель –

к.п.н., преп. Романовский  А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОРОНЕЖ

2 0 1 1 
 

Содержание 

Введение   3-4 

Глава 1.Понятие форм правления и их классификации                                5-21

    1.1. Монархия                                                                                               6-12

     а) Абсолютная монархия         7-9

     б) Конституционная монархия                                                              9-12

      - Дуалистическая                                                                           9-10

      - Парламентская                                                                         10-12 

     1.2. Республика                                                                                            12-20

          а) Президентская республика                                                              14-16

          б) Парламентарная республика                                                           16-19

         в) Смешанная республика                                                                    19-20 

Глава 2. Нетипичные формы правления  21-27

          2.1. «Республиканская монархия»  24-25

         2.2. «Монархическая республика»  25-26

         2.3. «Суперпрезидентская республика»  26-27 

Заключение      28-29 

Список  использованных источников и литературы           30 

Приложение               31

           
 

              ВВЕДЕНИЕ 

       В данной курсовой работе представлены те формы правления, которые существуют в современном обществе. Разнообразие этих форм зависит от многих факторов. Большое влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания, субъективные факторы и т.д. Социальные причины выдвигаются на первый план чаще всего в периоды революционных событий, как, например, во время и после буржуазных революций в Европе и Америке: молодая, прогрессивная буржуазия, возглавлявшая широкие слои населения, добилась ограничения власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, а иногда и республики (например, в США). Вслед за США президентские республики утвердились в странах  Латинской  Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики. После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов такой процесс развивается во многих странах Африки. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало, чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт. Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер, кроме этого существуют и “гибридные” формы правления, о которых я тоже буду говорить.

     Источниковая  база исследования. При написании курсовой работы нами были использованы конституции зарубежных государств и учебные пособия по политологии и теории государства и права, а также публикации известных ученых из профильных периодических печатных изданий1.

     Объектом  исследования являются формы правления в государствах современного мира.

     Предметом исследования выступают особенности функционирования различных форм правления, их типология и признаки.

     Исходя  из актуальности темы, определена цель исследования – изучение действующих форм правления. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность и дать понятие формам правления;
  • охарактеризовать их типологию;
  • проанализировать особенности разновидностей монархий и республик;
  • дать характеристику нетипичным формам правления.

     Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

     В первой главе дается определение  понятию форм правления и приводится их классификация. Во второй главе дается определение «нетипичным» формам правления и раскрывается их сущность. 

     Глава 1. Понятие формы правления и их классификации 

     В мире существуют более 200 государств. Они  могут быть сгруппированы в зависимости  от уровня экономического, политического развития, от идеологической и религиозной направленности, и от того, какими средствами осуществляется международная политика.

     Под формой правления мы понимаем способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании. Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением2. Характер формы правления, существующей в данном государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, от определения правового положения одного высшего органа государственной власти — главы государства. В конечном счете, различие между двумя основными формами правления — монархией и республикой — зависит от того, кто стоит во главе государства: монарх или президент, т.е. выборный глава государства или наследственный. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. Она имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактно-теоретическая категория науки, как суверенитет или народовластие, а то, с помощью чего мы сможем разобраться в той или иной системе органов государственной власти, уставленные конституцией соответствующего государства.  При аграрном  строе  значение  формы  правления сводилось лишь к определению того,  каким образом  замещается  должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма  и  перехода  к  индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов,  появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством,  как взаимно уравновешиваются их полномочия. И сегодня при анализе формы правления  конкретного  государства  нас,  прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена. Форма правления относится к элементам формы государства.

     Существуют  две основные формы правления- монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку  образования, и по составу, и по компетенции. 

     1.1. Монархия

     Характеристику  форм правления я начну с монархии. Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах различных частей света: Великобритании, Швеции, Голландии, Бельгии (в Европе), Саудовской Аравии, Японии (в Азии),  Марокко (в Африке) и др. Эта власть нередко обожествляется.  В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В Средние века она стала основной формой государственного правления. Из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя  и своих потомков в результате иногда выборов, но чаще насилия,  изредка приглашения,  т.е.  вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не содержит.  Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того,  каковы они, мы различаем монархические формы правления. Монархии бывают абсолютными, когда власть монарха ничем (например, конституцией) и никем (например, парламентом) не ограничена, и конституционными.

     Юридическими  признаками монархии являются:

     1)  Существование единоличного главы  государства, обладающего властью пожизненно.

     2)  Престолонаследие как способ  передачи верховной власти.

     3) Осуществление монархом правления  по собственному усмотрению, а  не от имени народа.

     4) Отсутствие юридической ответственности  монарха, то есть он не отвечает  за принимаемые решения, ответственность  возлагается на министров, которые  действуют от имени монарха.3 

     а) Абсолютная монархия

     Абсолютная  монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу, власть монарха не ограничена никакими законами и учреждениями. Она типична  для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха - источник права и закон; по Воинскому закону Петра I государь - « самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

     Основным  признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных  органов, ограничивающих компетенцию  монарха. Он сам издает законы, может  непосредственно руководить административной деятельностью или назначать  для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений  его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические,  морально-этические,  религиозные  и иные могут  присутствовать  и  обычно  в  той  или  иной  мере присутствуют. Подданные  изначально  юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами. Возникновение  абсолютизма связано с процессом  зарождения буржуазных отношений и  начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или  полный упадок сословно представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его  непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого  бюрократического аппарата. Власть в  центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и  увольняться монархом.  Государственное  вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает  более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность.

     Одной из разновидностей абсолютной монархии является теократическая монархия. Теократия (от греческого theos – бог ,  kratos – власть) - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.

     Однако  абсолютные монархии, зародившиеся в  рабовладельческих обществах, постепенно эволюционировали в конституционные.

     б) Конституционная  монархия

     Конституционные монархии характерны для большинства современных стран, где глава государства получает свою власть по наследству. Они являются такой формой правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом на основе конституции, утверждаемой парламентом. В период своего зарождения  и на протяжении многих веков парламенты выражали интересы “третьего сословия”. Ограниченная власть монарха фиксировалась в конституции, которую принимал парламент и не был вправе изменить монарх. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентарную. 

     Дуалистическая  монархия

Информация о работе Формы правления