Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.

Содержание

Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Т.гп. курсовая работа.docx

— 147.34 Кб (Скачать документ)

    С каждым новым этапом развития общества, с расширением демократических начал возрастает необходимость в стабилизации, урегулированности и гарантированности связей и взаимоотношений, взаимодействий людей. Это обстоятельство порождает стойкую тенденцию систематического упрочения и укрепления правопорядка, поэтому общество - государство - народ должны постоянно заниматься решением этих проблем.

    Данная  тенденция обусловлена объективными потребностями и интересами людей, которые должны использовать все  правовые средства, особенно право  и законность, для постоянного  укрепления всех сторон правового порядка.

    Важнейшей тенденцией развития является упрощение, универсализация, оптимизация правовых связей, отношений, структур и регулирования. Увеличивающиеся объемы работы, углубляющиеся  социальные процессы, усложняющиеся  взаимоотношения приводят к перенасыщенности социальных и правовых связей. Общество этого не принимает, что приводит к неуправляемости и произволу. Отвергаются отжившие социальные институты. Упрощаются связи и процессы. Становится более универсальной и оптимальной регламентация. Конечно, нельзя тенденцию к упрощению сводить к примитивности. Речь идет о высшем достижении человеческого разума, о наиболее простых и целесообразных формах организации общественной жизни. Эта тенденция затрагивает все стороны правопорядка.

    Необходим оптимальный объем нормативного материала, требуется резкое сокращение субъектов, которые занимаются правотворчеством. В серьезной универсализации нуждаются правовые статусы субъектов. Очень часто наблюдается усложненность и запутанность процесса. Неоправданное копирование субъектами Федерации федеральных структур, наличие дублирующих организаций и функций, низкое качество законодательства, да и многое другое говорит о несовершенстве правовых связей сегодняшнего дня. Они сложные, запутанные и не всегда доступны людям, а это разрушает правовой порядок. Вот почему универсализация и оптимизация, упрочение выступают одной из определяющих тенденций на путях формирования четкого правового порядка. Обществу нужен четкий, простой, понятный и доступный людям порядок, дающий высокую степень прочности, стабильности и гарантированности жизненных процессов.

    В настоящее время многие из этих вопросов попадают в сферу проведения правовой реформы. Вносятся конкретные и самые  разнообразные предложения о  путях совершенствования правовых рычагов, которые в конечном счете, будут способствовать формированию правопорядка и правового государства.

    Тенденцией  развития правопорядка выступает и  борьба противоположностей. В правовой жизни просматриваются два направления: первое- это укрепление и упрочение правопорядка, второе - отрицание и разрушение (злоупотребление, преступность, ущемление прав, свобод, законных интересов личности и др.). В борьбе этих противоположностей идет процесс формирования и упрочения правопорядка. Чем решительнее наступления на негативные проявления, чем прочнее правопорядок, тем больше сужается сфера проявления негативных сторон. На путях законности, демократии и справедливости формируется правовой порядок. На пути беззакония, произвола и несправедливости он разрушается. Эти противоположности обусловливают определенную тенденцию правового развития. Государства и люди не могут быть снисходительными к этим направлениям. На пути упрочения порядка и борьбы с негативными явлениями решаются проблемы удовлетворения интересов людей. Степень их удовлетворения и гарантированности провозглашенных прав и свобод находится в прямой зависимости от прочности правового порядка [39]. 

    [39] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1999. –с. 295.

  1. Соотношение законности и правопорядка.

    3.1. Взаимосвязь закона и правопорядка.

    В правовой сфере трудно найти явления  более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к  тому, что долгое время различие между ними не проводилось, они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.

      Так, например, при исследовании средств управления и путей осуществления государственной власти законность выступает методом государственного руководства обществом. При рассмотрении деятельности государства, его органов, должностных лиц, других субъектов права и поведения граждан законность выступает основным конституционным принципом.

    При анализе демократии законность выступает как определяющий институт и правовая основа народовластия. А при характеристике нормативных и правоохранительных актов, судебной, следственной и иной правовой деятельности говорят о законности, как об их важнейшем сущностном качестве.

    Сердцевиной законности является требование точного  понимания и повсеместного выполнения законов, защиты прав, свобод, законных интересов граждан, субъектов права  и обеспечение выполнения ими  возложенных обязанностей, осуществление  ответственности. Указанные моменты  необходимо учитывать при сопоставлении  правопорядка и законности.

    Законность и правопорядок имеют много общего, слишком высока степень их взаимопроникновения и зависимости. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

    Эти категории формируются на одних  принципах, взаимосвязаны с государственной  властью, у них единое государственно-волевое  содержание и интересы. Они связаны  с правами, свободами и обязанностями, ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность и т.д. Но это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность.

    Во-первых, законность и правопорядок - различные по содержанию и характеру категории: законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

    Во-вторых, они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа: законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации; правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

    Различен  уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

    В-третьих, они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его установления, правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

    Право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому  прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости  от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

    В-четвертых, различны их связи и зависимости. Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие. Если при анализе законности имеем дело, прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством.

    Если  право, законы выступают как возможность  регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность выступает  качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она  выступает одним из существенных проявлений состояния.

    Каждая  из форм проявления законности имеет  свои определенные последствия. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную  систему демократического и справедливого  законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому  право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Эти  характерные черты переходят  на право, правоотношения, правопорядок. Поэтому речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках. Законность выступает своеобразным правовым средством  в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию  правопорядка. Это условие его  функционирования, которое обусловливает  все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет  себя в сопоставлении с его  противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные  нормативные и правоприменительные  акты, произвол, беззаконие и т. п.

    Поэтому при анализе правопорядка важно  выделять не только его основу, форму, структуру, связи и отношения, но и то, что все эти правовые моменты  отвечают определенным требованиям, обладают качеством законности. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.

    Законность  направлена на обеспечение общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения. Правопорядок, отмечает С.С.Алексеев, “являясь венцом, итоговым результатом действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (правозаконность – законность – правопорядок)”[40].

    В этом отношении было бы не совсем точным отождествлять законность с деятельностью  людей, с их правомерными поступками, с их отношениями, развивающимися на основе и в рамках закона.

    Законность непосредственно примыкает к закону, выражается в требованиях его соблюдения, правопорядок – к осуществлению субъективных прав, исполнению юридических обязанностей. Важно отметить, что не всякое поведение людей имеет юридическое значение.

    “Право, – отмечает В.Н.Кудрявцев,– регулирует не все, не любое поведение людей, а только некоторые (определенные) виды поведения, имеющие важное общественное значение. Будучи закрепленным в правовой норме (в позитивной или негативной форме), такое поведение становится юридически значимым, т.е. вызывает те или иные последствия, охраняется и  обеспечивается государством”[41].

    Отсюда  можно заключить: социально значимое поведение людей следует рассматривать  в качестве правового поведения, если оно предусмотрено нормами  права и влечет юридические последствия.

    Правомерное поведение – это общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов общества поведение субъектов права, которое соответствует требованиям юридических норм, гарантируется и охраняется государством. В юридической литературе приводятся и более лаконичные формулировки. Правомерное поведение личности – это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм.

    Как видно, характер и степень осознания  мотивации правомерного поведения  составляет его субъективную сторону.

    Объективная сторона – это соответствие правомерного поведения нормам права. Речь идет о  внешних формах проявления мотивации  личности, согласуемых с правовыми  предписаниями.

    Правопорядок  следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления –  общественного порядка, который, как  и правопорядок, характеризуется  организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Иными словами, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм.

    Отметим: правопорядок – необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-экономическая, и политическая, и культурная. И сегодня проблема правопорядка в России особенно актуальна.    

Информация о работе Законность и правопорядок