Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.

Содержание

Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Т.гп. курсовая работа.docx

— 147.34 Кб (Скачать документ)

    Все это определяет особую роль правопорядка для общества в целом: он выступает как основа, ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры.

    Понятия же правопорядка и законности чётко  не определены. С одной стороны  это схожие, взаимосвязанные друг с другом понятия, с другой – во многом различны. Различны их связи  и зависимости: Если законность выступает  как причина, то правопорядок – как  следствие. При анализе законности оперируют количественными и  качественными характеристиками, при  рассмотрении правопорядка – состояниями  и их качеством.

    Понятие «правопорядок» используется в действующем  законодательстве, в официальных  документах. На современном этапе  развития России чёткий правовой порядок  – необходимая предпосылка результативной работы власти, упорядочения различных  сфер общественной жизни. Несмотря на это, в теории права не выработано единого определения этого правового  явления. В следующей главе рассмотрены несколько наиболее интересных и часто встречаемых определений правопорядка. 

    [26] А.Ф.  Черданцев Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. с.197.

    [27] А.С.  Шабуров Законность и правопорядок// Теория государства и права:  Учебник для вузов. М.: Норма, 1997. С. 457.

    1. Понятие правопорядка.

    Итак, очевидно, и законность, и правопорядок противостоят произволу, нарушению  законных прав и интересов граждан (организаций). Это подчеркивает то, что “законность” и “правопорядок” близки друг к другу, используются в  одном понятийном ряду, но не совпадают  по смыслу.

    Как видно, правопорядок означает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, органами и организациями. В этой связи в учебной и научной  литературе правопорядок определяется как определенная система общественных отношений, складывающаяся на основе права  и законности [28], как основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности [29].

    М.Н. Марченко при определении правопорядка «исходит из понимания правопорядка как объективно обусловленного состояния, свойства социальной жизни, которое  характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических  принципов и нормативных основ  права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов»[30].

    Правовой  порядок отражает коренной вопрос политики - вопрос государственной власти, как  свидетельство ее реальности и осуществления, достижения поставленных целей. Это  подтверждает конституционное, административное и иное законодательство как центральное  звено правопорядка. В нем отражаются экономические интересы, формы собственности  на орудия и средства производства, производственные отношения и процессы, формы и размеры распределения  произведенного продукта. Закрепляются формы организации, структура и  полномочия государственных органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти.

    Взгляды социальных групп об идеалах правопорядка и реальная практика часто не совпадают. Одно дело идеи, другое - их воплощение в жизнь. Далеко не всегда властвующим силам удается в полном объеме реализовать свои потребности и интересы. Правопорядок - форма организации общественной жизни. Однако нередко он перерастает в свою противоположность – узаконенный произвол и беззаконие. Пограничные зоны перерастания представляют собой весьма тонкую и незаметную грань. Это одна сторона. Другая состоит в том, что содержание правопорядка весьма динамичная категория. Здесь имеют место такие дезорганизующие факторы, как преступность и беззаконие.

    При исследовании правопорядка важно учитывать не только идеи и стремления, но и их реальное воплощение на практике. Анализ реальности правового бытия позволяет делать прогнозы о путях формирования, совершенствования и развития правового порядка.

    Общество  нуждается в упорядочении важнейших  сфер человеческого общежития, что  и делается правовыми средствами. Любая беспорядочность и бессистемность, анархизм и распущенность немедленно ударяют по интересам общества и  человека, нанося серьезный урон. Наоборот, высокая организованность, упорядоченность  и согласованность обеспечивают успех делу.

    Правопорядок  формируется при решающем участии  государства и народа. Его содержание и функционирование напрямую зависит  от этих начал. Совпадение их интересов  и усилий обусловливает решение  задачи. Расхождение интересов государства  и народа дестабилизирует и разрушает  порядок.

    В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют  между собой и находятся под  его защитой. Однако только порядок  охраняется специальными государственно-правовыми  мерами. Другие элементы общественного  порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно-общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

    Общественный  порядок – обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность  общественных отношений и придающая  им определенную организационную форму. Он представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

    Главная задача общественного порядка –  обеспечить социальный мир и справедливость, защитить все слои общества от различного рода негативных последствий возникающих в процессе формирования и развития социального, экономического, политического и правового порядка; гарантировать основные права и свободы человека и гражданина; целенаправленно координировать все виды общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости.

    Правопорядок  – это состояние фактической  упорядоченности общественных отношений, регулируемых правом, выражающее собой  практическую реализацию индивидами и  организациями принципов права, требований законности и дисциплины, а также необходимость охраны субъективных юридических прав и  обязанностей участников (субъектов) общественных отношений [31].

    Правопорядок тесно связан с демократией. Не может быть демократическим общество, где существует хаос, анархия и произвол государственного аппарата. При формировании правового государства правопорядок укрепляется, что связано с дальнейшим развитием демократии, совершенствованием законодательства, укреплением законности.

    Правопорядок  предусматривает решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, восстановление нарушенных субъективных прав.

    Правопорядок - государственно-правовое явление, которое возникает и существует там, где возникает государственная власть, которая в нем заинтересо-вана. Она устанавливает и поддерживает его, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях защищает имеющейся в ее распоряжении принудительной силой. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти, решение государственных дел [30].

    Юридические качества и свойства правопорядок получает от законов, от тех правовых идей, принципов, деятельности и институтов, которые  использует государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью  и формами права, с правотворческим  и правореализационным процессами, с правосудием, законностью. Получая  от них многое, он сам выступает  одним из их свойств, ибо право, правотворчество  и правореализация, правовые принципы и их воплощение в жизнь имеют  одно из существенных свойств - упорядоченность.

    В законах страны закрепляются все  вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Сам порядок есть правило, а правило всегда связано с ограничениями. Как известно, ограничения выступают мерилом свободы личности. Своеобразным масштабом свободы личности выступает существующий порядок. А по комплексу прав и свобод, установленных ограничений личности различаются правопорядок и узаконенный произвол.

    Нормы права - это нормативная предпосылка  правопорядка, первичная звено механизма  правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.

    Правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования, часть общественного порядка. Особенность правопорядка выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. Правопорядок юридически оформляет фактически сложившуюся упорядоченность общественных отношений и поэтому имеет ярко выраженную социально-правовую природу, обусловленную сознательной волей деятельности человека и регулирующим воздействием на него различных социальных норм и институтов, посредством которых устанавливается общественный порядок.

     Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности и который является целью правового регулирования. Реально существующий правопорядок зависит от социально-экономических условий, форм собственности, политической и юридической его культуры, состояния законодательства, отношения людей к праву и законности, качества работы правоохранительных органов и т.д.

    Правопорядок  характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей. Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др.

    Правопорядок  есть область наиболее значимых и  весомых социальных отношений, которые  подвергаются регулированию нормами  права. Это отношения в экономике (по поводу собственности, взаимоотношений  в производстве и распределении  материальных благ), в политической жизни (взаимоотношения государства  и личности, между социальными  группами, нациями, субъектами права), в социальной жизни (имущественные, личные, семейно-брачные, природоохранительные и т. п.).

    Сердцевиной правопорядка является человек, его интересы и стремления, жизненные потребности, которые во многом получают свое правовое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина, которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерными чертами и качественными свойствами правопорядка являются гуманизм, демократизм, высоконравственный характер, торжество справедливости.

    Часть 2 статьи 15 Конституции РФ устанавливает: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы"[32]. В свою очередь конституционный правопорядок предполагает:

    а) правовой характер самой Конституции как Основного Закона государства;

    б) верховенство Конституции в правовой системе;

    в) верховенство Конституции на всей территории государства.

    Соответствующий правопорядок предполагает наличие действенных гарантий охраны прав граждан и обеспечения исполнения юридических обязанностей. Он основан на режиме законопослушания, добровольном и сознательном соблюдении правовых норм подавляющим большинством граждан государства, чувстве нетерпимости к любым нарушениям закона. Правопорядок является реальным итогом, результатом действия законности как конституционного принципа и режима жизни общества. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок».

Информация о работе Законность и правопорядок