Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.

Содержание

Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Т.гп. курсовая работа.docx

— 147.34 Кб (Скачать документ)

    О законности написано много работ. Существует и множество различных определений  этого явления. Но практически в  каждом из них выделяется, то главное, что и образует суть, основу законности, строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

    В действительности же отнюдь не все  правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет  место немало нарушений законности. Конечным результатом реализации правовых требований и предписаний, соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности, является правопорядок. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

    Законность  в условиях определенного исторического  периода определенного государства, его политического режима и т.п. наполняется конкретным содержанием. Содержание законности и правопорядка в условиях восточных деспотий, афинской рабовладельческой демократии, феодального  абсолютизма демократических или  тоталитарных режимов современности  имеет огромные различия, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением  норм права, а правопорядок – ее результатом.

    Например, именно незаконность некоторых нормативных актов (таких, как противоречащие Конституции законы, установившие внесудебный или чрезвычайный порядок рассмотрения некоторых категорий уголовных дел) явилась одной из существенных причин массовых необоснованных репрессий в СССР периода 30-х – начала 50-х гг.

    Содержание  законности в значительной степени  зависит от состава ее субъектов. Большинство ученых связывают само понятие законности с деятельностью  всех участников общественных отношений, т.е. государства, его органов, общественных и иных организаций, должностных  лиц и граждан. Однако существует мнение, которое значительно сужает этот состав, исключая из него граждан, а в некоторых случаях и  общественные организации. Происходит сужение сферы законности, и она  из общесоциального, политико-правового  превращается в явление значительно  более узкое, связанное с деятельностью  ограниченного круга субъектов.

    Такое сужение круга субъектов законности в условиях административно-командной  системы способствовало появлению  «мертвых зон», не подвластных закону. И хотя при этом провозглашались  идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы ее действия постоянно  оставалась верхушка партийного и государственного аппарата, а нередко и ряда государственных  органов. В период культа личности Сталина  это привело, в частности, к массовому  произволу и беззаконию, а во время  застоя – к развитию коррупции, формированию системы кланов, десятилетиями безнаказанно осуществлявших преступную деятельность. Подобные явления имеют место  и в настоящее время.

    Таким образом, сужение круга субъектов  законности разрушает идею ее всеобщности, общеобязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что  на деле приводит к размыванию режима законности.

    Высказывалось и мнение о том, что в понятие  законности входят сами нормы права, само законодательство. Законность действительно  теснейшим образом связана с  правом, с законодательством, не может  без них существовать: люди соблюдают, исполняют не абстрактные лозунги, а конкретные правовые предписания.

    Различия  в содержании законности и правопорядка в разных исторических условиях определяются, прежде всего, нормативной и субъектной сторонами этого содержания. Во-первых, степень регламентации отдельных сторон социальной жизни, конкретное содержание законодательства, отражение в нем интересов различных классов и социальных групп и т.п. А во-вторых, составом субъектов, обязанных соблюдать правовые нормы и имеющих право требовать такого соблюдения от других.

    В любом обществе в число лиц, обязанных  строго соблюдать закон, входят все  представители порабощенных классов  и, как правило, значительная часть  господствующего класса, причем соответствующее  требование последовательно поддерживается принудительной силой государства. Тем самым подавляющее большинство  населения в условиях всех общественно-экономических  формаций и всех политических режимов  вынуждено действовать в соответствии с существующим законодательством. Вместе с тем в конкретных исторических условиях, при различных политических режимах какая-то часть господствующего  класса и верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать  от других соблюдения норм права (чего часто лишены народные массы), сами могут не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Здесь возможны различные варианты, которые зависят от политического  режима, формы правления, уровня культуры населения, особенно политической и  правовой, состояния правового регулирования  и пр. Но это не влияет на конечные выводы о том, что законность и правопорядок существуют при любом политическом режиме и что их конкретное содержание социально обусловлено и проявляется в нормативной, предметной и субъектной сторонах законности. Все это объективно обусловливает то обстоятельство, что формальные законность и правопорядок в определенных условиях могут превратиться в свою противоположность, став «возведенным в закон беззаконием».

    Так, многие негативные явления в нашем  обществе были не только результатом  нарушения законов. Существовало немало нормативных актов, которые не соответствовали интересам общества. Их «строгое соблюдение» на деле означало «строгое нарушение», т.е. приводило к отрицательным последствиям для народа, для интересов социального развития. Поэтому совершенствование законодательства предполагает создание надежных механизмов выявления и отражения в законах воли народа, интересов прогрессивного развития общества.

    Между законностью и правопорядком, таким образом, существует неразрывная связь. Любое нарушение законности непременно влечет за собой нарушение правопорядка. В конечном счете, законность - это то, что должно быть, а правопорядок - то, что есть на самом деле. При этом предполагается, что законы и изданные на их основе акты соответствуют праву, выражают его содержание. Правопорядок - это составная часть и определенное качество общественного порядка. 

    [40] С.С.Алексеев Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 1972. с.113.

[41] Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 1996. С.142.

    1. Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.

    Укрепление  и упрочнение законности – всеобщая задача, так как речь идет о государственной  власти и методах её осуществления, о регулировании ею общественных отношений, о формировании гражданского общества и правового государства. За законность надо бороться, её необходимо отстаивать и охранять. Для того чтобы законы и иные нормативно-правовые акты претворялись в жизнь, необходимы условия и определенный комплекс экономических и политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих эту реализацию, т.е. необходимы гарантии законности. Чем надежнее гарантии, тем совершеннее законность, прочнее  правопорядок в обществе.

    В правовом государстве существует целая  система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые  государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе.

    Укрепление  законности и правопорядка является непременным условием и средством  формирования правового государства, а сами они – его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве  и законности порядка.

    Если  право, законность и правопорядок выступают  юридической основой демократического общества, функционирования государственной власти, то вполне естественно напрашивается вывод о путях упрочения этих основ, о тенденциях их развития. Чем лучше люди понимают объективные требования развития, тем активнее они участвуют в достижении национальных целей.

    Для того чтобы законность, как политико-правовое явления упорядочивала общественные отношения, необходимы гарантии законности.

    Гарантии  законности – это обусловленная  закономерностями общественного развития система мер, условий и средств, посредством которых обеспечивается законность. Их обычно подразделяют на общие и специальные. Общие –  это экономические, политические, духовные и общественные гарантии. Специальные  – это юридические гарантии.

    Экономические гарантии являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике  ведет к ослаблению законности. Экономическая  свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами ( нет поддержки  незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы  бесплатной медицинской помощи, образования  и т.д.). Безработица также является резервом преступности.

    Экономическая структура общества, является материальной гарантией в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует своё поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

    Экономические условия определяют, как живет, воспитывается, формируется каждый человек, какими качествами он будет обладать. От экономических условий зависят и социально-политическая обстановка, и уровень законодательства, и состояние организации и деятельности государственных, в том числе правоохранительных, органов.

    Политические  гарантии – это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими  предпосылками законности. Но самое  главное, чтобы политические права  и свободы не были декларативны, а реализовывались.

    Политическими гарантиями законности и правопорядка является все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересы всего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

    Духовные  гарантии законности – это мировоззрение, правосознание, высокий уровень  общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям  права, развитие юридической науки. СМИ ныне дискредитируют нормы нравственности, пропагандируют формы аморального, антиобщественного и преступного  поведения (проституцию, уклонение  от воинской службы, воровской образ  жизни, пьянство).

    Нравственными гарантиями законности и правопорядка является благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество функционирующие на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

    Огромную  роль играет нравственное сознание. Именно на его основе формируется отношение  к правовым ценностям и осуществляется выбор соответствующего варианта поведения. Выбор зависит от того, какое место  соответствующая правовая норма  занимает в шкале ценностей того или иного человека. Немалое значение имеют и такие качества личности, как уровень общей культуры, политического сознания (здесь особенно важно сознание того, что норма права отражает интересы Родины, народа), интеллектуальные, психологические качества личности – эмоциональные, волевые.

Информация о работе Законность и правопорядок