Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.

Содержание

Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Т.гп. курсовая работа.docx

— 147.34 Кб (Скачать документ)

    Осуществление (реализация) законности предполагает, что все субъекты права потенциально должны обеспечивать не только соблюдение, но и надлежащее исполнение, использование  и применение права.  

    [19] А.Ф.  Черданцев Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. с.193.

    [20] С.И Ожегов Словарь русского языка. М., 1987. с.136

    [21] Юридический энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1984. с.85

    [22] Н.В. Витрук Законность: понятие, защита, обеспечение// Общая теория права: Курс лекций /под ред. Проф. В.К. Бабаева.,1993. с.526

    [23] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Бек, 1996. – с.176. 

    
    1. Законность  в Российской Федерации: проблемы теории и  практики.

    Качество законотворческой работы в Российской Федерации страдает существенными недостатками, главный из которых состоит в нестабильности действующих норм закона. Многократные изменения и дополнения законов зачастую не только не устраняют пробелы, но и усиливают противоречия.  
Другой проблемой, препятствующей развитию законотворческого процесса, является длительность рассмотрения законопроектов. Нередко только вмешательство Президента Российской Федерации ускоряет принятие законов, снижающих острейшую социальную напряженность (миграционное законодательство, законы об игорном бизнесе, о регулировании деятельности на потребительских (розничных) рынках и др.). В большинстве случаев нормативно-правовая база развивалась путем корректировки действующих законов. Вместе с тем в стране имеется ряд насущных проблем, которые требуют концептуального решения, стратегической постановки задач, выработки основополагающих государственных документов.

    Другой  важной проблемой в сфере нормотворчества, является непринятие органами государственной власти РФ и местного самоуправления, исчерпывающих мер по нормативному урегулированию различных сфер правоотношений и приведению нормативно правовых актов в соответствие с федеральным законодательством. Анализ практики прокурорского надзора дал возможность выделить в качестве одной из причин, которые препятствуют успешному продвижению приоритетных национальных проектов, непринятие или несвоевременное принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых, создающих механизмы реализации приоритетных национальных проектов. Такие нарушения выявлены прокуратурой в Минсельхозе России, в Минздравсоцразвитии России, Рособразовании. Наибольшая часть правонарушений в социальной сфере приходится на трудовые правоотношения, а также соблюдение жилищных прав граждан.

    При анализе состояния борьбы с преступностью, несмотря на наличие более полутора десятков федеральных законов, в которых предупредительная деятельность определяется в качестве одного из приоритетных направлений, в стране еще не сложилось четкой, завершенной системы социальной профилактики преступлений и иных правонарушений. Исключение составляет система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая функционирует на основе Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». До настоящего времени не приняты: федеральный закон об основах профилактики правонарушений, о предупреждении насилия в семье, о социально-правовом контроле над лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и др.

    На состоянии законности и правопорядка негативно отражаются недостатки в деятельности правоохранительных органов. Неудовлетворительное состояние с раскрываемостью преступлений само превратилось в криминогенный фактор, поскольку неотвратимость наказания, являющаяся одним из важнейших рычагов сдерживания преступности, в современных условиях утратила свою актуальность. В то же время из общественного сознания не вытеснен стереотип безнаказанности за содеянное, стремление к личному обогащению любыми способами.  
[24]. Предприниматели в нашей стране ориентируются на получение прибыли любой ценой, не учитывая интересы государства, входят в конфликт с законом.

    Обеспечение законности в российском обществе и  преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо  без решения крупных социальных и экономических задач (снижение уровня безработицы, уменьшение разрыва  между богатыми и бедными, устранение социальной и экономической почвы  роста преступности и нарушений  законности).

    Серьезный ущерб законности был нанесен  пропагандой принципа «разрешено все, что не запрещено законом». При  динамизме социально-экономических  и политических преобразований и  неадекватности их правового регулирования  этот принцип привел на практике к  осложнению криминальной ситуации, утрате социально-регулирующей функции морали как одного из средств совершенствования  общественных отношений[25]. 

    [24] Доклад Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению»

    [25] Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та,2001.-261 с.

  1. Правопорядок: проблемы теории и практики
    1. Проблема определения понятия «правопорядок».

    С законностью органически связано  другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок).

    Если  применительно к какой-то сфере  общественных отношений используют понятие “порядок”, то под ним  понимают сложившуюся устойчивую их упорядоченность. В этом плане говорят  о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке. В интересующем нас плане слово “правовой” указывает  на то, что порядок как явление  образуется в связи с правом и  базируется на нем. Иными словами, в  качестве важнейшей предпосылки  возникновения правопорядка надо считать  юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение  в жизнь. Следовательно, правопорядок – результат реализации юридических  норм.

    По мнению современных авторов-правоведов, взгляды на правопорядок как результат реализации юридических норм и проведения в жизнь принципа законности устарели. С одной стороны так продолжает думать большинство современных российских юристов. С другой стороны «генеральный путь правообразования, а стало быть, и формирования правопорядка иной» [26].

    В понятие, содержание правопорядка, его  определение (выделение сущностных признаков) вкладываются обычно самые  разнообразные моменты. Говорят  о совокупности, системе правовых отношений, прядке в них, о реализованности  законности, прав и свобод, прав и  обязанностей граждан; о режиме законности или права, о подчиненности субъектов  правовым предписаниям и их взаимных отношениях; о формах реализации права  и воплощении законности в реальных отношениях, о состоянии упорядоченности  общественных отношений, основанных на праве, и т.д. Подобное многообразие в подходах свидетельствует о многом. Во-первых, о слабой разработанности, а точнее, об отсутствии научно обоснованной теории правового порядка. Только этим можно объяснить то положение, что во многих учебниках, учебных пособиях, курсах лекций, монографиях по теории права отсутствуют разделы о правопорядке, либо ему посвящает 0,5-1,5 страницы. Вряд ли такое положение можно признать нормальным. Вся юридическая наука, в конечном счете должна служить торжеству правопорядка. А этому целевому результату не находится должного места в научных исканиях.

    Во-вторых, нельзя отождествлять правовой порядок  с другими социальными или  правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты  и качественную определенность, что  обусловливает недопустимость его  отождествления с совокупностью  или системой правовых отношений, с  правом и законностью, с правовым режимом и т. п. Непозволительно  не различать цель и средства ее достижения, причины и следствия, условия и результат осуществления  поставленной задачи.

    В-третьих, выделение одного из существенных признаков  правопорядка в качестве всеобщего  и исчерпывающего не раскрывает сложность  и многогранность явления, а такие  попытки в литературе наблюдаются. Обычно выделяются далеко не равнозначные моменты, что подчеркивает односторонность  подхода. А здесь необходим комплексный  анализ. Важно показать сущностную, содержательную и внешнюю стороны, основные формы проявления; состояния  и свойства участников и их отношений; систематичность, последовательность, очередность, повторяемость процессов, степень их распространенности; выделить социальные характеристики и оценочные  требования.

    Иногда  утверждают, что правопорядок есть государственный, конституционный порядок. Конечно, в главном и основном эти понятия совпадают. Но нельзя не учитывать и другого. Не всегда государственные вопросы получают надлежащее правовое регулирование и оформление. Да и Конституция регулирует не все правовые стороны жизни. Она может быть действенной и фиктивной, не все ее положения могут быть реализованы. Поэтому ставить знак равенства между этими категориями недопустимо. В данном случае выделяется лишь одна связь, хотя и существенная, - государственная, конституционная подчиненность и характеристика порядка. Но масштабные и объемные характеристики далеко не совпадают, они неравнозначны и по существу. В любом государстве есть право, законы, их реализация, возникающая на этой основе совокупность отношений. Но в одних государствах существует правовой порядок, а в других - эти средства выступают правовой оболочкой произвола и беззакония, как это имеет место при фашистских тоталитарных режимах.

    Только  при демократических и гуманных режимах, когда право проявляет  себя как искусство добра и  справедливости, порождаются правовые порядки. При недемократических  формах это правовая оболочка произвола. Поэтому при анализе правового  порядка важно учитывать социальную сущность государственной власти и  действующей Конституции.

    В-четвертых, правовой порядок подлежит анализу  как целостное и оформленное  образование. Здесь наблюдаются  различные уровни упорядоченности - например, законодательный, избирательный, судебный и т. д. порядок. Части и  целое имеют свои характерные  особенности. Далеко не все сферы  социальной жизни, входящие в правопорядок или активно влияющие на него, упорядочены  нормативными актами. В правопорядке довольно много общесоциальных тенденций, требований, характеристик, которые  не имеют юридического содержания, но без которых он невозможен, такие  как справедливость, нравственность, демократизм, требования социальной нормативности и т. п. [27].

    Все это необходимо учитывать при  анализе целостного и оформленного образования.

    Роль  законности и правопорядка может  быть рассмотрена с различных  позиций, и прежде всего с точки  зрения интересов государства и  личности. Для государства эта  роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое  занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство  использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них  особое место занимает правовое регулирование  общественных отношений. Этот метод  заключается в том, что государство  издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.

    Особое  место этого метода связано, во-первых, с тем, что правовые нормы регулируют все самые главные стороны  жизни общества: экономику, политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы семьи и брака и  т.д. Следовательно, от соблюдения и  исполнения соответствующих норм зависит  порядок и стабильность важнейших  сфер человеческой деятельности, само существование общества. Во-вторых, другие методы государственного руководства  обществом часто реализуются  через правовое регулирование. Так, планирование (метод организационный) нередко осуществляется посредством  утверждения плана нормативным  актом (например, закон о бюджете); заработная плата (метод экономический) устанавливается через нормативное  закрепление ее размеров, порядка  начисления и выплат и т.п. С позиций  личности правопорядок выступает в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Он обеспечивает охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности.

Информация о работе Законность и правопорядок