Виды и способы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание

Предмет исследования данной курсовой работы «Виды и способы правового регулирования». Цель – исследование видов и способов правового регулирования. Задачи - исследование понятия, предмета, видов, способов, механизма, стадий правового регулирования и правовых режимов.

Содержание

Введение. 3
Глава I Общая характеристика правового регулирования 4
1.1 Понятие правового регулирования 4
1.2 Предмет правового регулирования 7
1.3 Механизм и стадии правового регулирования. 9
Глава II Виды и способы правового регулирования 15
2.1. Виды правового регулирования 15
2.2 Правовые режимы 20
2.3 Способы правового регулирования 21
Заключение. 25
Список используемых источников 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 52.08 Кб (Скачать документ)

   В третью группу входят отношения по обеспечению  правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие  из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных  сферах.

   Общественные  отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового  регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут  поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового  регулирования. Достаточно очевидно, что  отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные  отношения, требуют иных правовых средств  и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации  управленческих отношений.

   Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности  правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень  обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия  на общественные отношения.

1.3 Механизм и стадии правового регулирования.

     Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.

     Каждый  из этапов и юридических элементов  правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности  общественных отношений, особенности  воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем  совокупности юридических средств, получило в литературе наименование «механизм правового регулирования».

     Таким образом, механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

     Из  вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

     Цель  механизма правового регулирования  – обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования – специфический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

     Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования  – регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

     Механизм  правового регулирования – система  различных по своей природе и  функциям юридических средств, позволяющих  достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой – все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

     Механизм  правового регулирования – организационное  воздействие правовых средств, позволяющее  в той или иной степени достигать  поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

     В связи с тем что механизм правового  регулирования – сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить  его от другой не менее сложной  категории, как, например, «правовая  система». Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал  правовых средств, находящихся в  его распоряжении  (Н.И. Матузов).

     Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система – более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией «механизм правового регулирования» и другие категории: «право», «юридическая практика», «господствующая правовая идеология».

     Понятие механизм правового регулирования  позволяет собрать и систематизировать  юридические средства правового  воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или  иного юридического средства в правовой жизни общества.

     Именно  неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного  момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

     Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

     Норма права;

     Юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный  акт);

     Правоотношение;

     Акты  реализации прав и обязанностей;

     Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

     В качестве своеобразных документов механизма  правового          регулирования могут выступать  акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

     Процесс воздействия права на поведение  людей и общественные отношения  начинается с момента осознания  необходимости и возможности  регламентации с помощью права  каких-то жизненных ситуаций

     Регулятивное  воздействие права наиболее зримо  и эффективно начинается с издания  законотворческими органами государства  нормативных актов. Возведение в  закон, придание строгих юридических  форм нормам права, первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

     Правовой  статус гражданина определяется прежде всего конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми  актами. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет  гражданину или организации право  требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

     На  первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

     На  второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.

     На  этой второй стадии у конкретного  человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у  судебного органа появляется обязанность  принять исковое заявление к  рассмотрению.

     Вторая  стадия – стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

     Третья  стадия правового  регулирования  характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

     Так цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или  организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.

   Стадия  реализации прав и обязанностей может  занимать длительный период, например, в длящихся правоотношениях (состояние  в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т.е. реализуется, правообеспечительная, правоохранительная функции права. 

 

Глава II Виды и способы правового регулирования

2.1. Виды правового  регулирования

      Индивидуальное  правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового  регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом.

     Особенности такого правового регулирования  заключаются в следующем:

     Этот  вид правового регулирования  основан на принятии участниками  общественных отношений собственных  решений, в которых они выражают свою волю и интерес.

     Предполагается  свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим  юридическим нормам и принципам.

     Осуществляется  в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или  вообще не урегулируются.

     Основания возникновения индивидуального  правового регулирования:

     Юридические нормы абстрактны, и поэтому не в состоянии учесть все общественные ситуации. Участникам общественных отношений  предоставляется возможность самим  урегулировать ту или иную ситуацию.

     Индивидуальное  правовое регулирование побуждает  людей действовать активно, что  может быть полезным для общества.

     Нормативная база статична, а общественные отношения  динамичны - возникают пробелы, которые  и урегулирует индивидуальное правовое регулирование.

     Правовое  регулирование подразделяется на виды в зависимости от способа взаимосвязи  субъектов:

     Автономное  правовое регулирование - при таком  правовом регулировании прямо не затрагиваются интересы других лиц, и не требуется их волеизъявление (к примеру, правомерное поведение  лица). Роль государства заключается  в установлении масштаба свободы.

     Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование - участники правоотношений определяют варианты своего поведения путём заключения договора.

     Субординационное  индивидуальное правовое регулирование - имеет место в процессе правоприменительной  деятельности, при таком регулировании  один из субъектов обладает властью.

     ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ  ВИД ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

     Понятие «индивидуальное правовое регулирование» не является общепризнанным, оно недостаточно разработано в теории права. В настоящее время нет ни одной монографии, специально посвященной данному виду правового регулирования.

      Учебная литература по теории государства и  права во многом отражает те тенденции, которые сформировались в юридической  науке. Лишь некоторые из существующих ныне учебников говорят об индивидуальном правовом регулировании как самостоятельном  виде правового регулирования1. Наиболее четко об этом сказано в учебнике А. Ф. Черданцева, где индивидуальному правовому регулированию посвящен отдельный параграф2.

Информация о работе Виды и способы правового регулирования