Виды и способы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание

Предмет исследования данной курсовой работы «Виды и способы правового регулирования». Цель – исследование видов и способов правового регулирования. Задачи - исследование понятия, предмета, видов, способов, механизма, стадий правового регулирования и правовых режимов.

Содержание

Введение. 3
Глава I Общая характеристика правового регулирования 4
1.1 Понятие правового регулирования 4
1.2 Предмет правового регулирования 7
1.3 Механизм и стадии правового регулирования. 9
Глава II Виды и способы правового регулирования 15
2.1. Виды правового регулирования 15
2.2 Правовые режимы 20
2.3 Способы правового регулирования 21
Заключение. 25
Список используемых источников 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 52.08 Кб (Скачать документ)

      В юридической литературе индивидуальное правовое регулирование обозначается различными терминами: казуальное, поднормативное, ненормативное. Представляется, что данные термины не являются взаимоисключающими, каждый из них отражает отдельные черты данного вида правового регулирования, тем самым они взаимно дополняют друг друга.

     Так, термин «казуальное» говорит о том, что индивидуальное правовое регулирование  направлено на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения. Термин «поднормативное» подчеркивает, что такое регулирование осуществляется дополнительно к общенормативному, происходит на основе норм права их предписаний. Наконец, термин «ненормативное»  означает, что в процессе этого регулирования создаются индивидуальные (ненормативные) акты – односторонние акты, договоры, акты применения права. Эти акты не содержат норм права и потому не имеют нормативного характера. Однако наиболее распространен термин «индивидуальное правовое регулирование, который и представляется наиболее приемлемым. Употребляется также термин «индивидуально-правовое регулирование», но он по сути тождествен понятию «индивидуальное правовое регулирование».

     Принято различать следующие виды индивидуального  правового регулирования.

     1.Автономное  индивидуальное правовое регулирование,  которое осуществляется путем  совершения правомерных действий  независимо от волеизъявления  других лиц (например, реализация  права, совершение односторонних  сделок)

     2.Координационное индивидуальное правовое регулирование, когда участники общественных отношений сами определяют варианты поведения через заключение договоров.

     Оба названных вида индивидуального  правового регулирования определяются как саморегулирование3.

     3.Субординационное  индивидуальное правовое регулирование,  осуществляемое в рамках исполнительно-распорядительной  или правоохранительной правоприменительной  деятельности. Как правило, оно выполняется компетентными государственными органами.  Однако такое регулирование может осуществляться и иными органами, когда они обладают необходимыми властными полномочиями, т. е. их решения становятся  обязательными для участников данных общественных отношений.

     Индивидуальному  правовому регулированию присущи  следующие черты:

     а)это  такое воздействие на общественные отношения, которое связано с  установлением, изменением или прекращением юридических прав и обязанностей их участников в индивидуальном порядке;

     б)оно  органически дополняет нормативное  правовое регулирование;

     в)оно  направлено на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения;

     г)оно  является саморегулированием общественных отношений через совершение односторонних  юридически значимых действий или заключение договоров либо выражается во властной деятельности уполномоченных органов  или должностных лиц по разрешению конкретных юридических вопросов;

     д)в  процессе этого регулирования создаются  индивидуальные акты;

     е)оно  выступает самостоятельным видом  правового регулирования со всеми  его родовыми признаками.

     Индивидуальное  правовое регулирование относится  к децентрализованному правовому  регулированию. Его характерная  черта – решение вопросов по усмотрению субъектов, когда законодатель в  силу объективных либо субъективных причин не регламентирует эти отношения  детально. В данном случае модели поведения  вырабатываются в процессе индивидуального правового регулирования. Это позволяет сделать правовое регулирование более точным. Роль индивидуального правового регулирования состоит в конкретизации предписаний правовых норм.

     При этом не следует противопоставлять  нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Только при их взаимодействии и взаимосвязи возможно эффективное  воздействие права на общественные отношения. Индивидуальное правовое регулирование, как уже отмечалось, наряду с нормативным  представляет собой самостоятельный  вид правового регулирования  и часть его механизма.

     В юридической науке достаточно давно  обсуждается вопрос о том, присуще  ли индивидуальное правовое регулирование  всем элементам механизма правового регулирования или оно присутствует только в завершающей стадии, когда речь идет о применении права. Несмотря на многолетнюю дискуссию, данный вопрос по сей день до конца не разрешен.

     Представляется, что нормы права крайне редко  распространяются на всех субъектов  правоотношений без исключения. Правовому  регулированию присуща персонификация, которая может реализоваться по различным критериям. Начинается она с самых общих критериев, таких как гражданство, возраст, психическое состояние лица и т. д. В дальнейшем детализация увеличивается, принимаются во внимание такие признаки, как пол, регион проживания и т. п. И в итоге персонификация сводится к специальным признакам субъекта, которые имеют значение только в тех случаях, когда об этом прямо сказано в тексте нормативно-правового акта (например, специальный субъект). Персонификация выполняет роль переходного звена от нормативного правового регулирования к индивидуальному, которое наиболее ярко проявляется в конкретных правоотношениях.

     Результат индивидуального правового регулирования  – индивидуальный акт. При саморегулировании это односторонний акт (например, завещание) или договор, а при субординационном регулировании – обычно индивидуальный  правоприменительный акт.

     Индивидуальное  правовое регулирование – длящийся во времени процесс. Поэтому можно говорить о процедуре индивидуального правового регулирования. Количество стадий зависит от конкретного вида индивидуального правового регулирования. Например, при координационном регулировании такой процедурой  может быть предусмотренный законом порядок заключения договора, а при субординационном регулировании – процесс (стадии) применения права.

     Индивидуальное  правовое регулирование обеспечивается рядом социальных гарантий. Среди  них особо следует выделить юридические  гарантии, такие как закрепление  в законе позитивных прав  и корреспондирующих  им юридических обязанностей участников индивидуального правового регулирования, нормативная регламентация процедуры индивидуального правового регулирования, возможность обратиться за защитой в случае нарушения законных прав или неисполнения юридических обязанностей, обеспеченность государственным принуждением и т. д.

     Таким образом, индивидуальное правовое регулирование – такое воздействие на общественные отношения, которое связано с установлением, изменением, или прекращением юридических прав обязанностей их участников в индивидуальном порядке, органически дополняющее нормативное правовое регулирование, направленное на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения. Это саморегулирование общественных отношений путем совершения односторонних правомерных юридически значимых действий или заключения договоров, либо властная деятельность уполномоченных органов или должностных лиц, в процессе которой создаются индивидуальные правовые акты.

2.2 Правовые режимы

     В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режима. Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы  общественных отношений с помощью  различных юридических средств  и способов. Как правило, различные  сферы общественных отношений требуют  разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается  как внутри каждой отрасли, так и  в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и  вспомогательной роли других.

     Так, внутри отрасли административного  права правовой режим регулирования  управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и  организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Если в сфере деятельности военизированных  организаций господствующим, превалирующим  является централизованный, императивный метод, возложение обязанности —  превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере  государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному  методу, широким предоставлением  прав высшим учебным заведениям с  широким внедрением общедозволительного  типа.

     Достаточно  очевидно различие в правовых режимах  отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

Вопрос о методах, способах, типах, режимах правового "регулирования имеет наряду с  теоретической большую практическую значимость.

Выбор той или  иной формы правового регулирования  зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют  от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения. Чтобы  сделать правовое регулирование  наиболее эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов  правового общества.

     Русский правовед Е. Н. Трубецкой писал, что  при создании и развитии права  необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой — идеи разумного воздействия  на социальные процессы, и тогда  будут подобраны наиболее эффективные  методы, способы, типы, режимы правового  регулирования.

     С методами, способами, типами правового  регулирования связана наметившаяся дифференциация юридической деятельности на публично-правовую и частноправовую, а значит, и определенные ориентации в профессиональной подготовке, в  юридическом образовании и обучении.

     У юристов публично-правовой ориентации, как правило, в профессиональном правосознании интересы общесоциальные превалируют над интересами частными, личностными. Их деятельность направлена на подчинение частных и групповых  интересов общегосударственному интересу и общесоциальному порядку. Юристы частноправовой ориентации мыслят и  действуют в интересах суверенного  индивида, свою профессиональную цель они видят в защите свободы  человека от посягательств государственной  и иной власти.

     Указанная дифференциация юридической деятельности должна учитываться уже при подготовке будущих юристов.

2.3 Способы правового  регулирования

      Под основанием способа правового регулирования следует понимать конкретные жизненные обстоятельства, при наличии которых используется то или иное правовое предписание, регламентирующее поведение субъекта права. Например, ст. 48 Налогового кодекса РФ гласит, что «в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога». В данном случае субъектом дозволения выступает налоговый орган, объектом – иск о взыскании налога за счет имущества физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога; основанием – неуплата или неполная уплата суммы налога налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем; содержанием – обращение в суд с иском о взыскании налога за счет имущества физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

      Способы правового регулирования закрепляются в нормативном предписании, которое  выражается в гипотезе и диспозиции правовой нормы, либо в индивидуальном предписании.

      Традиционно в теории права выделяются следующие  способы правового регулирования. В зависимости от характера предписания и полученного результата можно выделить:

      - дозволение – разрешение субъекту  права совершать какое-либо действие  или не совершать его;

      - обязывание – предписание совершить  какое-либо действие;

      - запрет – предписание воздержаться  от какого-либо действия.

      При этом результатом дозволения будут  являться субъективные права, результатом  обязывания – юридические обязанности  активного типа ( обязанности совершать  какое-либо действие), результатом запрета  – юридические обязанности пассивного типа (обязанности воздержаться от совершения какого-либо действия).

      В зависимости от характера действия способов правового регулирования  можно выделить:

Информация о работе Виды и способы правового регулирования