Виды и способы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание

Предмет исследования данной курсовой работы «Виды и способы правового регулирования». Цель – исследование видов и способов правового регулирования. Задачи - исследование понятия, предмета, видов, способов, механизма, стадий правового регулирования и правовых режимов.

Содержание

Введение. 3
Глава I Общая характеристика правового регулирования 4
1.1 Понятие правового регулирования 4
1.2 Предмет правового регулирования 7
1.3 Механизм и стадии правового регулирования. 9
Глава II Виды и способы правового регулирования 15
2.1. Виды правового регулирования 15
2.2 Правовые режимы 20
2.3 Способы правового регулирования 21
Заключение. 25
Список используемых источников 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 52.08 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГОУ  ВПО УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ТАМОЖЕННОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ 

               Кафедра таможенного дела 
           
           
           

             Курсовая  работа на тему:

«Виды и  способы правового регулирования» 

                         Выполнил(а):   

                         студент(ка) 1 курса гр. ТД-11

                         Синько А. Н . 

                           Научный руководитель:

                            Доцент

                            Сандальникова Е. В.

                                     Работа сдана«__»_______200_г.

                            К защите допущена«__»____200_г. 
                   
                   
                   

Ульяновск 2010г.

 

Оглавление

Введение. 3

Глава I Общая характеристика правового регулирования 4

1.1 Понятие правового регулирования 4

1.2 Предмет правового регулирования 7

1.3 Механизм и стадии правового регулирования. 9

Глава II Виды и способы правового регулирования 15

2.1. Виды правового регулирования 15

2.2 Правовые режимы 20

2.3 Способы правового регулирования 21

Заключение. 25

Список используемых источников 27 

 

Введение.

   Развитие  теории государства и права в  современных условиях осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, совершенствование законодательства, приведение юридических норм в соответствие с новым уровнем, достигнутым  нашим обществом, во-вторых, повышение  эффективности действия уже существующих норм права. Последняя задача обусловливает  необходимость дальнейшего изучения механизма правового регулирования. Требуется непрекращающаяся работа по совершенствованию правовой надстройки общества с учетом основных тенденций  развития государства. 
      В юридической литературе тема правового регулирования не является новой. В 60х годах проявился повышенный интерес к этой проблеме, который объясняется необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества, важностью выяснения пути его воздействия на общественные отношения, на сознание и поведение людей, рассмотрения соотношения воздействия и регулирования, анализа особенностей, специфичности элементов механизма правового регулирования. Много внимания этому вопросу в своих работах уделили такие видные отечественные правоведы, как В.М. Горшенев, Г. Т. Чернобель, В. Н. Кудрявцев, В. В. Ярков, Т. И. Кузнецов и другие, однако особое место в изучении проблемы правового регулирования принадлежит знаменитому российскому теоретику права С. С. Алексееву.

         Предмет исследования данной курсовой работы «Виды и способы правового  регулирования». Цель – исследование видов и способов правового регулирования. Задачи -  исследование понятия, предмета, видов, способов, механизма, стадий правового регулирования и правовых режимов. 

Глава I Общая характеристика правового регулирования

1.1 Понятие правового регулирования

   Термин  «регулирование» (от лат. regulo – правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствии с чем-либо. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется при помощи жестокого, властного их нормирования государством, законом, нормами права, которые конкретизируются в правоотношении. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность.

   Право влияет на поведение индивида не только самим фактом своего существования, доказывая полезность, выгодность правомерности  поведения. Оно регулирует взаимодействие людей путем взаимствования государственно-властных предписаний в которых определяются конкретные права субъектов правоотношений, регламентирует их поведение с помощью  запретов, дозволений, поощрений, наказаний.

   Для описания названных процессов используются понятия правовое регулирование  и правовое воздействие. Если правовое регулирование обычно определяют как  осуществляемое всей системой юридических  средств, воздействие на общественные отношения в целях их упорядочивания, то правовое воздействие – как  взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение  людей.

   Между правовым регулированием и правовым воздействием имеются различия. Предмет  правового регулирования несколько  уже предмета правового воздействия. В последний входят также экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

   Если  правовое регулирование как специально юридическое воздействие в любом  случае связано с установлением  конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о  должном и возможном, то правовое воздействие не всегда.

   Если  первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - не обязательно. В этом смысле регулирование  – лишь одна из форм воздействия  права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым  относят информационно-психологическую, воспитательную и социальную.

Сфера правового  регулирования различна в разных странах в разные исторические периоды. На нее воздействуют многие факторы, связанные с особенностями развития того или иного народа и государства, с характером политического режима.

     В современном мире в сферу правового  регулирования входят три группы общественных отношений.

     Первая  группа – это имущественные, экономические  отношения, которые строятся на основе общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением на основе правовых норм.

     Вторая  группа – это политические властные отношения, связанные с управлением социальными процессами. Цель такого управления – удовлетворение индивидуальных и общественных интересов в сфере государственной власти и социального развития.

     Третья  группа – это отношения по обеспечению  правопорядка и законности в обществе, которые призваны обеспечить разрешение общественных конфликтов, возникающих  из нарушений правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных  сферах.

     Общественные  отношения, входящие в эти группы и составляют предмет правового  регулирования. Причем вид общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования, предопределяют формы  и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний.

     Таким образом, правовое регулирование – это социально-юридическое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, осуществляемое посредством установления субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.

     Разнообразие  общественных отношений неизбежно  порождает различие в методах  и способах юридического воздействия. В зависимости от различий в характере  общественных отношений выделяют два  метода правового воздействия –  доцентрализованного регулирования  и императивного регулирования.

     Метод доцентрализованного регулирования  основан на координации целей  и интересов сторон во взаимоотношении  и применяется для регулирования  отношений, удовлетворяющих частные  интересы, т.е. в сфере отраслей частно-правового характера - гражданское, семейное право и т.д.   Метод императивного централизованного регулирования, напротив, регулирует отношения, основанные на субординации между их участниками, и используется для защиты интересов общества в целом и государства, осуществляющего централизованное управление социальными процессами. Императивные методы используются в публично-правовых отраслях – конституционном, административном, уголовном праве.

     Способы правового регулирования характеризуют  способы воздействия на поведение  людей. В теории права принято  выделять три основных способа правового  регулирования.

     Первый  способ – управомочивание, т.е. предоставление субъекту правоотношений субъективных прав – дозволений на совершение определенных действий.

     Второй  способ – обязывание участника правоотношений совершить определенные действия.

     Третий  способ – запрет, т.е. обязанность  воздерживаться от определенных действий.

     Дополнительными способами правового воздействия  являются применение мер принуждения, предупредительное воздействие  норм, предусматривающих возможность  применения правового принуждения, а также стимулирующее воздействие  норм права.

Кроме правового  воздействия существуют и неправовые методы влияния на людей. Например, нормы права, другие правовые явления  обладают информационным воздействием, поскольку дают людям информацию, которую они могут использовать в своих интересах.

     В практике правового регулирования  существуют две юридические формулы, определяющие типы правового регулирования.

Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. В этом случае право  устанавливает в развитии общественных отношений строго и четко сформулированные запреты, объем которых невелик. Данный тип правового регулирования стимулирует инициативность и самостоятельность граждан в решении жизненных задач и широко используется в гражданском праве.

     Вторая  формула: запрещено все, кроме прямо  разрешенного. При таком подходе  к правовому регулированию все, что прямо не разрешено законом, не может осуществляться. Такой тип  правового регулирования характерен для тех отраслей права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право называется разрешительным).

     Разумеется, в юридической практике эти два  типа правового регулирования переплетены  и взаимодействуют. Например, в гражданском  праве есть элементы разрешительного  типа, а в административном –  нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Выбор формы  правового регулирования зависит  от содержания регулируемых отношений, а так же некоторых других факторов, которые и вынуждают законодателя избрать определенную юридическую конструкцию, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным.

1.2 Предмет правового регулирования

   Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все  социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

   В тех  условиях, когда сфера правового  регулирования заужена, когда не используются возможности права  для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

   В сферу  правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют  следующие признаки. Во-первых, это  отношения, в которых находят  отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются  взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление  своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения  эти строятся на основе согласия выполнять  определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения  требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

   История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования  входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

   Первую  группу составляют отношения людей  по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь  наиболее ярко проявляется возможность  и необходимость правового регулирования  имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный  человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества  в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной  силой специального аппарата правового  принуждения.

   Вторую  группу образуют отношения по властному  управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как  индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться  по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

Информация о работе Виды и способы правового регулирования