Теория элит Гаэтано Моски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:18, контрольная работа

Описание

Гаэтано Моска - (1858—1941)—выдающийся итальянский политолог, один из основателей элитологии, профессор Туринского и Римского университетов. Главная заслуга Моски — вычленение элиты как специального объекта исследования, анализ ее структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены ее контрэлитой. В 1896 г. вышла его книга «Элементы политической науки», а в 1923 г.—ее дополненное издание.

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРИЯ ЭЛИТ.docx

— 54.90 Кб (Скачать документ)

4) формирование элиты  - не столько результат ожесточенной  борьбы за власть, сколько следствие  естественного отбора обществом  наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться  совершенствовать механизмы такой  селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты  во всех социальных слоях.

5) элитарность - условие  эффективного функционирования  любого общества. Она основана  на естественном разделении управленческого  и исполнительского труда, закономерно  вытекает из равенства возможностей  и не противоречит демократии. Социальное равенство должно  пониматься как равенство жизненных  шансов, а не равенство результатов,  социального статуса. Поскольку  люди не равны физически, интеллектуально,  по своей жизненной энергии  и активности, то для демократического  государства важно обеспечить  им примерно одинаковые стартовые  условия. На финиш же они  придут в разное время и  с разными результатами. Неизбежно  появятся социальные «чемпионы»  и аутсайдеры.

Ценностные представления  о роли элиты в обществе преобладают  у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.

3. Теории демократического элитизма.

Основные положения ценностной теории элит лежат в основе концепций  демократического элитизма (элитарной демократии), получивших широкое распространение в современном мире. Они исходят из предложенного Йозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Как писал Карл Мангейм, «демократия влечет за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Мы понимаем, что демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты».

Сторонники демократического элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических исследований, утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты необходимы прежде всего как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

4. Концепции плюрализма  элит.

Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере  отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Их нередко называют функциональными теориями элиты. Они не отрицают элитарную теорию в целом, хотя и требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих, классических установок. В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:

1) трактовка политических  элит как элит функциональных. Квалификационная подготовленность  к выполнению функций управления  конкретными общественными процессами - важнейшее качество, определяющее  принадлежность к элите. Функциональные  элиты это лица или группы, обладающие особой квалификацией,  необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к другим членам общества проявляется в управлении важными политическими и социальными процессами или во влиянии на них».

2) отрицание элиты как  единой привилегированной относительно  сплоченной группы. В современном  демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, флюидны. Они создаются для определенных решений и могут заменяться для принятия и реализации других решений. Это ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание устойчивого властвующего слоя.

3) деление общества на  элиту и массу относительно, условно  и часто размыто. Между ними  существуют скорее отношения  представительства, чем господства  или постоянного руководства.  Элиты находятся под контролем  материнских групп. С помощью  разнообразных демократических  механизмов - выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления  и т.д. - можно ограничить или  вообще предотвратить действие  сформулированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты под влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе. Она предотвращает складывание единой господствующей руководящей группы и делает возможной подотчетность элит массам.

4) в современных демократиях  элиты формируются из наиболее  компетентных и заинтересованных  граждан, которые весьма свободно  могут входить в состав элиты,  участвовать в принятии решений.  Главный субъект политической  жизни - не элиты, а группы  интересов. Различия между элитой  и массой основаны главным  образом на неодинаковой заинтересованности  в принятии решений. Доступ  в руководящий слой открывают  не только богатство и высокий  социальный статус, но прежде  всего личные способности, знания, активность и т.п.

5) в демократических государствах  элиты выполняют важные общественные  функции, связанные с управлением.  Говорить же об их социальном  господстве неправомерно.

Концепции плюрализма элит широко используются для теоретического

обоснования современных  западных демократий. Однако эти теории во многом идеализируют действительность. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о явной неравномерности  воздействия различных социальных слоев на политику, о преобладании влияния капитала, представителей военно-промышленного  комплекса и некоторых других групп. Учитывая это, некоторые сторонники плюралистического элитизма предлагают выделять наиболее влиятельные «стратегические» элиты, чьи «суждения, решения и действия имеют важные предопределяющие последствия для многих членов общества».


Информация о работе Теория элит Гаэтано Моски