Соотношение права,религии и экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:06, реферат

Описание

Взаимодействие права, религии и экономики всегда вызывало повы-шенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано прежде всего с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма сущест-венно затрагивает потребности различных социальных групп и отдельных граждан и относится к числу наиболее острых политических и идеологиче-ских вопросов. Для того, чтобы лучше разобраться с этим вопросом, нужно сразу отметить, что в этой работе под словом религия будет подразумеваться христианство.
Анализ данной проблематики – задача весьма сложная и многоаспектная.

Содержание

Введение 3
Понятие экономики 4
Понятие религии 6
Понятие права 7
Взаимодействие религии, права и экономики 9
Право и религия 10
Право и экономика 14
Религия и экономика 15
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Примерно_так.docx

— 55.64 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра теории и истории

государства и права

 

 

 

 

 

Реферат

 

Соотношение права, религии  и экономики

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса, 1 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

Лещиловская Татьяна

Владимировна

 

Научный руководитель:

Калинин Сергей Артурович

доктор юридических наук,

профессор

 

 

 

 

 

 

Минск

2011 

Содержание

Введение 3

Понятие экономики 4

Понятие религии 6

Понятие права 7

Взаимодействие религии, права  и экономики 9

Право и религия 10

Право и экономика 14

Религия и экономика 15

Заключение 19

Список литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взаимодействие  права, религии и экономики всегда вызывало повышенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано прежде всего с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивает потребности различных социальных групп и отдельных граждан и относится к числу наиболее острых политических и идеологических вопросов. Для того, чтобы лучше разобраться с этим вопросом, нужно сразу отметить, что в этой работе под словом религия будет подразумеваться христианство.

Анализ  данной проблематики – задача весьма сложная и многоаспектная. Ее решению посвящен огромный пласт научной и популярной литературы. Однако тема по-прежнему остается актуальной. Она всегда будет вызывать споры, во-первых, потому что с поступательным развитием общества все многообразие правовых, религиозных и экономических отношений постоянно изменяется, так же как и их соотношение. И во-вторых, в каждой стране развитие и взаимодействие религии, права и экономики складывается с особой спецификой. Единственно неизменным и одинаковым для всех остается фундамент природной нравственности человека, заложенный самым древним сборником законов еврейского народа «Десятисловием», известным нам как «Десять Заповедей Божьих». В них «Бог сообщает человеку незыблемые законы человеческой жизни. Человек свободен следовать или не следовать им. Господь лишь предупреждает, что нарушение этих вселенских законов приведет к катастрофе. Очень упрощенно заповеди можно сравнить с правилами дорожного движения. Нравится тебе или нет – они есть, и именно они обеспечивают порядок на дороге и твою личную безопасность.»1

Попробуем подробнее коснуться вопросов взаимодействия религии, права и экономики. Для этого нужно разобраться, что такое религия, экономика и право и что же их связывает.

 

 

Понятие экономики

Эконо́мика – это «хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». В современном мире экономика рассматривается как система общественных отношений, взятых с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов. Она представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом».7

Подобно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, а с членом общества, подверженным воздействию традиций, национального менталитета, политических институтов и пристрастий. И т.к. экономика возникла позднее права и религии, то естественно, она несла на себе «отпечаток своего сложившегося общества».

Слово «экономика» - древнегреческое и в переводе означает «умение вести домашнее хозяйство». Оно подразумевает творческую деятельность, в которой раскрываются лучшие человеческие качества и проявляются способности, дарованные человеку Богом. В зависимости от мотивации этой деятельности - приоритет денег или блага для многих людей - можно судить о духовном выборе «домоправителя», то есть определить по каким внутренним законам он живет, какие отношения между людьми считает истинными и справедливыми, в чем видит смысл своей жизни.

Очевидно, что экономическая деятельность возможна лишь в условиях обмена товаров при посредстве денег на основе свободного волеизъявления продавца и покупателя, что, собственно, и являет собою рынок. И вновь в этом обмене может быть выявлена духовная основа, подразумевающая признание исходного равенства интересов участников товарно-денежного обмена. «Синтез веры и бизнеса есть духовность христианина-предпринимателя, интеграция бизнеса с полем бытия есть практическое движение к жизни вечной в рамках земных реалий. Отсутствие подобного синтеза влечет за собой главные недостатки современной реальной рыночной экономики» 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие религии

Религия - это образ жизни, который Бог утвердил на первый период существования человечества. Дословно означает — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Часто происхождение слова «религия» видят в сочетании префикса «re» , указывающего на возобновление , на воссоздание , на повторение действия, и глагола «ligare» , означающего «связь». Religare – воссоздание связи с Богом, воссоединение с ним.1 Религиозные нормы, нормы обычаев и морали наиболее рано обособились в своей самобытности , и потому легли в основу зарождающегося правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие права.

Правовое сознание первоначально  тесно смыкается с религиозным. Понятия греховного и преступного  во многом совпадают, религиозные нормы служат источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стоят священнослужители, любое посягательство на религию рассматривается как преступление. Освещая право, или отдельные его институты, религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым исполнению последних.

Взгляды на право, его происхождение, место  и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Термин «право» имеет множество определений. Среди многообразия значений можно выделить следующие наиболее распространенные трактовки. Первое значение – право в общесоциальном смысле. Оно предстает в виде свободы и обоснованности поведения личности с позиций нравственности, религии и иных социальных норм (например, моральное право, религиозное право, право народов и т.п.). В данном случае человек наделяется правом, возможностью поступить определенным образом на основе обычаев, устава той или иной общественной организации, норм морали независимо от того, предусмотрена соответствующая возможность официальным правом (законом) или нет. Подобное правило, как правило, не связано с юридической сферой и государством.

Второе значение – право в юридическом смысле. Здесь право есть совокупность норм, издаваемых и охраняемых от нарушений государством. При этом поведение человека оценивается с позиций законно-незаконно, правомерно-противоправно. Право в указанном значении выражается в виде законов, указов, постановлений различных государственных органов. Юридическая возможность поступить определенным образом содержится в законе, предоставляется и защищается государством (например, право граждан на участие в выборах, право собственности и т.д.)

Более общее  определение – «право есть совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством…. Но это не простая совокупность издаваемых или санкционируемых государством правил поведения, а систематизированная их совокупность. Другими словами, это не случайный набор не связанных между собой правовых норм, а строго выверенная, упорядоченная система, настроенная на основе научных, веками формировавшихся принципов» . 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие религии, права и экономики

Есть ли связь между перечисленными выше понятиями религии, права и экономики? Но уже в самих определениях наших понятий прослеживается их теологическая связь между собой. Скажите, а с чем Бог не связан? Всё созданное на земле принадлежит Богу. Так почему мы считаем, что религия , и только она , имеет отношение к Богу? Это ошибочное мнение всего человечества на протяжении всей эпохи нашей цивилизации. Кто ставит правителей государств? - Бог! Кто управляет народами и людьми? - Бог! Кто дал людям Библию с законами? - Бог. В Библии даны законы и постановления, по которым должны жить все люди, а не только религиозные. Библия - это управление государством, это образование, это экономика, это здоровье и, если хотите, - секреты долголетия! От религии человека зависит все: его культура, его представления о государстве, даже его эстетические предпочтения. Поэтому, как сказал римский поэт и философ Вергилий «Выбирая религию, народ выбирает свою судьбу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Право и религия

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывая различные внешние влияния. Эти процессы шли параллельно друг другу. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование помимо общих закономерностей имело и свои особенности. Экономическая и социальная жизнь любого государства требовала определенной упорядоченности деятельности людей, что достигалось с помощью социальных норм. С ветхозаветных времен к ним относились обычаи, освященные религиозными и нравственными требованиями. Уже в эти времена религия сформировалась как мощная идеологическая сила . Она легла в основу всего происходящего и стала выполнять роль универсального регулятора всех форм деятельности человека.

Народ древнего Израиля свято верил в единый для всего народа порядок. Религиозные традиции и ритуалы играли огромную роль во всех сферах жизни израильтян – брачно-семейных отношениях, правилах сельского хозяйства и ремесла, службы у государей и священников, обычаях войны, торговли и дипломатии. Закон поддерживал единый для всего народа характер общественных отношений, единство светской и духовной власти, что выделяло народ Божий среди окружающих народов и племен, обуславливало, в конечном счете, нормальную жизнь общества.

Данные религиозные ритуалы получили сначала обычно-правовое значение, а затем переросли в четко сформированный Закон. Правовые обычаи, а затем и законы, не только защищали царскую власть, но и способствовали созданию наилучших условий для выживания целого народа, подчас в сложных условиях внешних военных угроз, экономических и даже нравственных кризисов.

В ветхозаветные времена закон светский был одновременно Божьим установлением, был освящен Его высшей волей. Поэтому псалмопевец восклицал: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118:1), понимая заповеди Господни и как священные установления свыше, и как правила повседневного поведения.

«Я уповаю на суды Твои и буду хранить закон твой всегда» (Пс. 118:43). Очевидно, что Давид имел в виду суд Божий, определенную итоговую отметку в жизни каждого человека. Но суд играл существенную роль и в земной жизни человека. Судебные органы первоначально состояли из священнослужителей, царей и назначаемых ими лиц и не только карали за преступления и грехи, но и давали морально-нравственную оценку поступкам отдельных людей и даже всего народа.

Так народ, который был верным при Иисусе Навине, затем оставляет Господа. За это Бог предает свой народ в руки врагов. Но спасители народа – «судьи» - возвращают его к поклонению истинному Богу, однако как только умирал судья, народ снова впадал в нечестие. Тогда Господь посылал ему (народу) нового судью.

С развитием судебных институтов возникло и прецедентное право, когда судебное решение по конкретному делу стало образцом, нормой (прецедентом) для всех последующих решений по аналогичным делам. С одной стороны, это упростило судопроизводство, с другой – сделало его более формальным, не вдающимся в подчас важные детали.

В то же время следует заметить, что право с годами во многом утратило свой «священный» ореол, становясь все более светским, утилитарным, каждодневным. Разделились понятия «преступление» и «грех». В обществах, подобных древнему Израилю, любой грех был преступлением перед Богом и его святыми заповедями. Но в уже в то время существовавших древнеримском и древнегреческом обществах далеко не всякий грех карался государством. Так, многобожие, гомосексуализм не являлись преступлением с точки зрения римского императора и никак не карались законом. В то же время любое сомнение в божественном происхождении Цезаря каралось смертной казнью. Т.е. с одной стороны проявлялось снисходительное отношение к собственной греховности, а с другой – государственный тоталитаризм, когда любое инакомыслие рассматривалось государством как глубоко враждебное его устоям явление и жестоко каралось по светскому закону. Примером подобного судилища явился суд над Христом, когда мировоззренческие идеалы Спасителя ставились в зависимость от интересов Цезаря и принципов целесообразности. Цель - укрепление римского могущества в Палестине оправдывала средства - казнь невиновного.

Информация о работе Соотношение права,религии и экономики