Соотношение права и экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ соотношения таких элементов государственного устройства, как право и экономика.
Для достижения поставленной цели, в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность права и экономики как социальных явления
2. Определить роль экономики и права в становлении рыночных отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 5
1.1. Основные признаки государства, отличающие его от других организаций и социальных учреждений 5
1.2. Государство, право и экономика как социальные явления 15
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА И ПРАВО В СТАНОВЛЕНИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 25
2.1. Роль экономики в становлении рыночных отношений 25
2.2. Роль права в становлении рыночных отношений 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

курсовик ТГИП соотношение права и экономики.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность темы работы обусловлена историческим элементом. И действительно, взаимодействие права и экономики, как впрочем и всего государственного механизма, всегда вызывало повышенный интерес, как с научной точки зрения, так и с практической, что скорее всего связано, с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивала интересы и потребности различных социальных групп и отдельных граждан. Получается, что вопрос о соотношении государства, права и экономики всегда будет вызывать споры.

     Во-первых, потому что с развитием общества всё многообразие правовых, государственных и экономических отношений постоянно видоизменяется и преобразуется в более совершенные формы, а, следовательно, изменяются и их соотношения.

     Во-вторых, в каждой стране развитие и взаимодействие государства, права и экономики  складывается с особой спецификой, так как в различных регионах существенно отличаются культура, моральные ценности, историческое развитие, религия, привычный уклад жизни и т.д., что заметно влияет на соотношения вышеуказанных категорий.

      С древнейших времен людей интересовал  вопрос, что такое государство и право, каким образом произошло из возникновение. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.

      Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.

      Государство — общественное явление, и предпосылки  его возникновения имеют социально-историческую природу. Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытнообщинный строй, были одновременно и предпосылками формирования  государства.  Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общество.

      Правовое  государство — это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

      Среди существующих условий и предпосылок  успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества.

      Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

     Целью данной работы является анализ соотношения таких элементов государственного устройства, как право и экономика.

     Для достижения поставленной цели, в работе поставлены и решены следующие  задачи:

  1. Проанализировать сущность права и экономики как социальных явления
  2. Определить роль экономики и права в становлении рыночных отношений

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА, ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕГО ОТ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

      Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.1

      Правовое  государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.2

      Правовое  государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.3

      Правовое  государство по Гегелю является живым  организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.4

      Правовое  государство – объективная необходимость  и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

      Ценностный  смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

      Основными признаками правового государства  являются: 

      Разделение  властей; 

  • Верховенство закона;
  • Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; 
  • Социальная и юридическая защищенность личности;  
  • Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;  
  • Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов; 
  • Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; 
  • Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);
  • Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  • Верховенство и прямое действие конституции; 
  • Единство прав и обязанностей граждан. 
  • Наличие развитого гражданского общества;
  • Внешний и внутренний суверенитет государства;
  • Взаимная ответственность человека и государства;

      Признаки  правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем  присутствовать.5

      а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает  соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.6 Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

      Разделение  властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона , принятого законодательным органом.

      В настоящее время наблюдается  активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле  деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.7

      Существенный  признак исполнительной власти —  ее универсальный и предметный характер: исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Исполнительная власть опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии, органам безопасности, милиции.

      Исполнительная  власть — это вторичная подзаконная  ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.8

      Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти, либо выборных органов местного самоуправления.

      Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву — конституции.

      Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее  существенной функцией является финансовая — ежегодное утверждение бюджета.  Есть и распорядительные функции — формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

      Судебная  власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

      Судебная  власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

      б) Верховенство закона, «связанность» государства  законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми.9 Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства.10                              

      Закон — это принятый в особом порядке  первичный правовой акт по основным вопросам жизни страны, непосредственно  выражающий государственную волю и обладающий высшей юридической силой.

      По  своему значению закон является правовым актом первичного характера, то есть юридическим предписанием, которое представляет собой отправное начало всей правовой системы государства. По своим юридическим свойствам закон представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

      Законы  образуют ядро, стержень правовой системы  государства. Все это и предопределяет верховенство закона — важнейшего требования законности.

Информация о работе Соотношение права и экономики