Соотношение морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:18, реферат

Описание

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.

Работа состоит из  1 файл

Соотношение морали и права.docx

— 57.65 Кб (Скачать документ)

Соотношение морали и права

 

 

      Особое место  в формировании духовного мира  личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит  праву и морали, которые являются  важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных  отношений, целенаправленно воздействующими  на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы  человеческой культуры, всегда выступающие  в тесном взаимодействии, характер  которого определяется конкретно-историческими  условиями и социально-классовой  структурой общества. Такое взаимодействие  обусловлено, так как генезис  и реальное бытие права и  морали определяются едиными  сферами общественных отношений,  в которых развёртываются сложные  и подчас противоречивые связи  данных социальных регуляторов.

      Вопрос взаимосвязи  права и морали является, одним  из тех вопросов, на которые  абсолютно невозможно дать какой-либо  единый ответ, как потому что  различные аспекты этой проблемы  уходят корнями в глубокую  древность, так и потому, что  данная взаимосвязь может быть  совершенно по разному выражена  не только в различных частях  человеческого общества, разделенных  как географически, так и в  историческом и социокультурном  плане, но и в рамках одного  общества, в представлении отдельных  его индивидуумов.

      На протяжении  многих веков этот вопрос волновал  лучшие умы человечества. И сейчас  он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются  важнейшими факторами  общественной  эволюции, непременными спутниками  современного общества. От их  взаимодействия зависит не только  развитие, но и само выживание  человечества. Право как социальный  институт существовало не всегда. Если «естественное общество»  возникает вместе с появлением  древнего человека (homo habelis – «человек  умелый») около  2 млн. лет назад,  а «гражданское общество» - с  появлением человека современного  типа (homo sapiens – «человек разумный»)  примерно 40 тыс. лет назад, то  впервые право возникло в Египте  не позднее 5 тысяч лет назад.  Следовательно, длительное время  общество обходилось без права,  и строило свои взаимоотношения  при помощи обычаев и норм  морали. Так, на смену примитивным  формам  регуляции жизни человека, какими были первобытное стадо,  род, племя, союз племен, приходили  более совершенные и сложные.  Им стало право.

      Можно с  полной уверенностью сказать,  что мораль является как бы  прародительницей и государства  и права, и что отвечать народным  чаяниям может только то государственное  устройство, в котором и право  и мораль находятся в теснейшем  взаимодействии.

      В то же  время, соотношение права и  морали не является чем-либо  однократно определенным и застывшим,  поскольку этому соотношению  присущ динамизм в ходе исторического  развития.

      Цель данной  работы это изучение и анализ  проблем, связанных с правом  и моралью. Для этого ставятся  задачи по исследованию понятия  права и понятия морали. Анализ, исследование практики и рассмотрение  вопросов в этой области. Таким  образом, данная работа ни в  коей мере не претендует на  рассмотрение всех точек зрения  на взаимосвязь и противоречия  права и морали или на выявление  какого-либо единственно верного  подхода к этому вопросу, а  является лишь попыткой представить  общую картину, охватывающую некоторые,  как представляется, наиболее значимые  аспекты этой сферы.

      Вопросы  права и морали регулируются  многими нормативными актами: Конституцией  РФ, Основами гражданского законодательства, Гражданским Кодексом, различными  инструкциями и постановлениями.

      Несоблюдение  моральных норм, выраженных в  использовании права в противоречии  с его назначением, может повлечь  за собой отказ в защите  права именно потому, что такого  рода последствия указаны в  законе[1].

 

 

 

 

 

 

                 Глава 1. Понятие права и морали.

 

 

 

 

                         1.1 Понятие права

 

      Право вырастает  из социальных норм догосударственной  организации. Оно формируется  из обычаев, табу, которые преобразуются,  отбираются, приспосабливаются к  новым социальным отношениям, основанным  на частной собственности, социальном  и классовом расслоении общества.[2]

      Право как  один из видов регуляторов  общественных отношений представляет  собой общественно-научную категорию;  в многотысячелетней истории  юриспруденции не раз указывалось,  что в вопросах о праве следует  избегать универсальных определений.

      Право - система  особых правил поведения (юридических  норм), выражающих официально признанную  волю гражданского общества, направленную  на создание в общественных  отношениях порядка, позволяющего  согласованно реализовать основные  интересы субъектов социальной  жизни. По содержанию право  представляет собой созданную  в обществе систему юридических  норм, обладающих особыми признаками, отличающими их от других социальных  норм. К ним относятся: общеобязательность, формальная определенность, государственная  защищенность.

      Сущность  права - это общая воля всех  субъектов социальной жизни, направленная  на выражение, закрепление и  беспрепятственное осуществление  их основных интересов. Однако  в праве выражает себя не всякая воля гражданского общества, а только официально признанная, т.е. поддержанная государственной властью.

      Социальное  назначение права - установить  гармонию, баланс этих интересов,  не допустить их столкновения  друг с другом, а при возникновении  противоречий - определить нормальные  способы согласования интересов  и разрешения конфликтов.

      Результатом  воздействия права на сознание  и волю людей является создание  правопорядка, составляющего ядро, основную часть общественного  порядка. Благодаря правопорядку  могут нормально реализоваться  признанные обществом и допустимые  для него интересы отдельных  личностей, общностей людей, их  организаций и государства.

      «Право есть  совокупность правил (норм), определяющих  обязательные взаимные отношения  людей в обществе; это определение  права указывает лишь общие  очертания его содержания, между  тем вопрос о существе права,  его происхождении и основах  до сих пор остается одной  из нерешенных в науке проблем»[3].

      В зависимости  от того, что рассматривается  в качестве источника правообразования, - государство или природа человека, различают естественно-правовую  и позитивистскую теории права.

  Естественно-правовая  школа. С точки зрения естественно-правового  подхода, право - это право,  извне переданное человеку и  приоритетное к человеческим  установлениям. Теория   естественного   права   исходит   из двойственности  права. Наряду с позитивным  правом,  созданным  государством, согласно этой теории, существует  высшее естественное  право,  свойственное  человеку от природы. Естественное  право  служит  критерием   оценки  права позитивного.  Все,  что  в  позитивном  праве   противоречит   естественному  праву, недостойно уважения и  не должно считаться правом. Под   естественным правом   представители   этой   теории   фактически   понимали   буржуазные представления   о   справедливости,   общем    благе.    Основными    идеями  естественного права провозглашались  право частной собственности,  право  на жизнь,  личную  свободу,  стремление  к   счастью,   равенство,   право   на революционные  выступления против правительства,  попирающего эти права.

      Позитивное  значение естественно-правовой теории  состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали  различать право и закон, естественное  и позитивное право; в-третьих,  она концептуально соединяет  право и нравственность. Критическое  замечание в адрес данной теории  может состоять в том, что  не всегда представление о  праве как справедливом или  несправедливом  можно объективировать  в правовой действительности[4].

      С  позитивистской  теории права, представителями  которой являются К. Бергбом  и Г. Шершеневич, право - это  совокупность установленных или  санкционированных государством  общеобязательных правил поведения  (норм), соблюдение которых обеспечивается  мерами государственного воздействия.

      Позитивизм  отрицает естественное право,  которое рассматривается  как  заблуждение умов,  ведущее   к  нарушению  порядка.  По  теории  юридического позитивизма  право - факт  реальности,  позитивный  факт.  Всякое  позитивное право  происходит от власти. Право -  приказ  власти,  поддержанный  санкцией принуждения.   Право   есть   результат   только   правотворческой   функции государства,  независимой от экономических  и классовых отношений. Юридический позитивизм связан  с  философским  позитивизмом.  Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается  в  иных  обоснованиях кроме факта своего существования. Право, по  мнению  К.  Бергбома,  является основой любого строя. Позитивисты  отрывают  истоки  права  от  экономики  и классовых отношений. Свою задачу они видят в описании  права,  в  формально-логическом  исследовании  его  догмы.  Формально-догматический  описательный метод  признается  в  качестве  основного  метода  исследования.  В   рамках юридического позитивизма создается концепция   правового  государства.

      Для позитивистов  правом являются принудительные  нормы, которые устанавливаются  властью, имеющей возможность  обеспечить их выполнение. Именно  принудительность этих норм, а  не их особое содержание является  сущностным признаком права по  мнению позитивистов.      Для позитивистов право - это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Так Марксистская школа, например, говорит о возведённой в закон воле господствующего класса и вместе с тем о совокупности правовых норм.

      Государство  делегирует субъективные права  и устанавливает юридические  обязанности в нормах права,  составляющих закрытую совершенную  систему. Позитивизм отождествляет  право и закон.

С точки зрения позитивистов властная принудительность является единственной отличительной  особенностью права. Показательным  тут является высказывание Томаса Гоббса: «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием  суверена». Подобные представления  в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич.

Положительным здесь нужно признать возможность  установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права  – структуры правовой нормы, оснований  юридической ответственности, классификации  норм и нормативных актов, видов  интерпретации. К негативным моментам теории следует отнести вводимую её искусственную ограниченность права  как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности  нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей[5].

      По мнению  ряда других авторов в зависимости  от того, в чем усматривалась  основа (базовый элемент) права  – норма права, правосознание,  правоотношение, - сформировались нормативистская,  психологическая и социологическая  теории.

      Нормативистская  теория основана на представлении  о том, что право – это  совокупность норм, внешне выраженных  в законах и иных нормативных  актах.

 Автором  данной концепции считают Г.  Кельзена, по мнению которого  право представляет собой стройную, с  логически взаимосвязанными  элементами иерархическую пирамиду  во главе с «основной нормой».  Юридическая сила и законность  каждой нормы зависит от «вышестоящей»  в пирамиде нормы, обладающей  более высокой степенью юридической  силы.

      Перенося  учение   Кельзена   в   реальность,   можно   выделить   как

положительные так и отрицательные  моменты. Положительным в нормативном   подходе является то, что в нем  больше,   чем в  каком-либо   другом,   подчеркнуто определяющее свойство права - его нормативность. Иметь  в  виде  руководство  общее правило - это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое.  Нормативность  в  данном  подходе  органически   связанна   с   формальной определенностью    права,    что    существенно    облегчает     возможность руководствоваться правовыми требованиями.  Фиксированность средств государственного принуждения  в  случаях  нарушения права.   Противостояние режиму произвола и беззаконию.   Косвенная  ориентация  на  необходимость  возведения  в  закон  надлежащей

(справедливой, моральной,  прогрессивной) воли. Ориентация  на   подзаконное   нормативное   регулирование   общественных  отношений в ходе юридической  практики. Признание  широких   возможностей  государства  влиять   на   общественное развитие.

      Отрицательное   в  нормативном  подходе   проявляется  в   игнорировании

содержательной  стороны  права:  положение  в  степени   свободы   адресатов правовых норм, субъективных прав  личности,  моральности  юридических  норм, соответствие их объективным потребностям общественного развития.

Информация о работе Соотношение морали и права