Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:18, реферат
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.
Родоначальник  
психологической теории Л. И. Петражицкий 
правом признает конкретную психическую 
реальность – правовые эмоции человека. 
, которые носят императивно-
Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя говорить и издавать законы, не изучая уровень правовой культура и правосознания в обществе, нельзя применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.
Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.
Наиболее 
видными представителями 
      Знакомство 
с разными подходами к праву 
обнаруживает  много  ценного  
и приемлемого  в каждой 
из них. И в этой связи 
возникает желание объединить  
в единое   понятие   все   
признаки,   более   всего   
отвечающие    интересам правоприменительной 
Итак, право в действительности всегда в чем-то неудостоверительное,
несовершенное, требующее разных изменений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия. Определение права как совокупность норм, общих правил поведения ориентируются на такие свойства, как формальная определенность, точность, однозначность правового регулирования.
2. Понятие морали
    Мораль - система 
исторически определенных 
    Содержание и 
само понимание термина «
«В морали выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии»[6].
    Мораль возникает 
и развивается на основе 
Существует несколько научных определений морали:
    Термин «мораль» 
по содержанию – латинский 
аналог древнегреческого ethos (этика). 
В латинском языке есть слово 
«mos» (множественное число – 
«mores»), обозначающее нрав, обычай, моду, 
устойчивый порядок. На его 
базе Цицерон с целью 
    В словаре русского 
языка мораль определяется как 
«правила нравственности и 
    В научной литературе 
и в практическом обиходе 
    Мораль (латинское 
мoralis – нравственный; mores – нравы) 
– предмет изучения этики; 
общественный институт, выполняющий 
функцию регулирования 
    Другое определение 
морали дает С.А. Комаров: «
    Современный философ 
Фрэнсис Фукуяма рассматривает 
мораль как социальный капитал,
      Во всяком 
обществе действия громадного 
множества людей должны быть 
согласованны в совокупную 
    В то же время, 
и моральные установки внутри 
одной культурной традиции 
    Критериями наших 
норм, оценок, убеждений выступают 
категории добра, зла, 
    Современная наука 
о морали приходит к убеждению,
    Не существует 
никакого единого морального 
постулата, исходя из которого 
можно было бы развить 
Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей от других и показать, каким образом они сплетаются в живую ткань моральной жизни.
    Совокупность моральных 
идей и чувств может быть 
сведена, таким образом, 
    Наоборот, каждый 
из них в качестве моральной 
аксиомы вступает в коллизию 
со всеми остальными и ведет 
с ними борьбу за абсолютное 
верховенство в царстве морали. 
«Каждая из твоих добродетелей, 
- говорит  Ницше своим образным 
языком, - жаждет высшего развития; 
она хочет всего твоего духа, 
чтобы он стал ее глашатаем, 
она хочет всей твоей силы 
в гневе, ненависти и любви; 
каждая добродетель ревнует 
Глава 2. Исторический аспект
Исторически 
право и мораль пребывают в 
некоторой рядоположенности, временном 
существовании, а также – помимо 
этой явной взаимной зависимости 
и сочетаемости ещё в  неразличимой 
слитности (не убей, не укради, не навреди 
ближнему) предполагаемой внутренней 
переплетенности, в прагматической 
или теоретической 
Для более глубокого изучения аспектов соотношения права и морали необходимо обратиться к истории развития государственно-правовых и моральных институтов. Важно иметь в виду, что мораль, так же как и право, никогда и нигде не бывает вечной и неизменной. Она возникает вместе с обществом, вместе с ним изменяется и развивается. Это историческое явление[16].
Дабы убедиться 
в справедливости сказанного, достаточно 
поставить, например, такой вопрос: 
может ли мораль, оправдывающая рабство 
на ранних стадиях развития человечества, 
разделяться людьми на средних, а 
тем более на современной стадии 
его развития? Или: может ли средневековая 
мораль, бравшая нередко под защиту 
«святую инквизицию», считаться 
моралью в настоящее время? Разумеется, 
нет. Ведь общество, или часть его, 
проповедовавшее эту мораль осталось 
в прошлом. На смену им по мере экономического 
и социально-политического 
Шершеневич Г.Ф. писал: «История и этнография разрушают иллюзию абсолютной нравственности и устанавливают изменчивость нравственных норм, относительность нравственных понятий»[17]. Многие современные авторы делают вывод, что в мире нет абсолютной и универсальной морали, а существует мораль отдельно взятого в историческом плане общества.
К примеру, моральным представлениям рабовладельцев Спарты соответствовали периодически проводившиеся здесь массовые убийства государственных рабов – илотов. Для придания законности высшие должностные лица Спарты – эфоры – объявляли ежегодно илотам войну. И это соответствовало взглядам рабовладельцев на добро, гуманизм, справедливость. Но вряд ли соответствовало взглядам на мораль и законность рабов. А в древней Индии, согласно Законам Ману, закреплявшим представления господствующих кругов о добре и зле, справедливости и несправедливости, население делилось на неравные во всех отношениях группы людей - касты. Низшая каста, по законам и морали высшей касты, должны были оставаться полностью бесправными и вести нищенский образ жизни. В любом обществе господствующее положение всегда занимала мораль господствующих слоев и классов, мораль властвующих, но не подвластных[18].