Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

-регистрирует их соответствующими  органами (министерством юстиции)  и привлекает к участию в  общественных и гос.ых делах.

-осуществляет надзор за законностью  всех субъектов политики.

 Взаимодействие государства  с другими субъектами политической системы общества.

 Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения на определенной территории по решению вопросов местного значения.

Политическая партия - активная и организованная часть соц.группы, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за полит. власть. Занимают особое место в полит.системе общества, как правило их несколько, борятся за руководство государственными делами.

 Общественно-политичекое движение - активная часть общества, выражающая интересы определенных соц. групп, направленная на достижения значительной полит.цели.

 Группа давления - общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры полит. власти. (профсоюзы)

 Г выступает как особое  звено в структуре политической  системы общества. Г не просто  самое массовое политическое  объединение граждан, а объединение  всех без исключения граждан,  всех членов общества, находящихся  в политико-правовой связи с  Г. 

 Г выступает как главная  сила в руках политических  сил, стоящих у власти, как главный  проводник их воли и интересов  в жизнь, как важнейшее средство  осуществления политической власти.

 

31. Правовое государство:  понятие, признаки, принципы. Место  и роль органов юстиции в  механизме правового государства. 

Правовое государство - государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

 Признаки правового  государства:

- приоритет права 

-правовая защищенность человека  и гражданина 

-взаимная ответственность государства  и личности 

-высокая правовая культура  граждан 

-ограниченность деятельности  государственных органов правом.

-наличие развитого гражданского  общества 

-провозглашение и действие  принципа разделения властей. 

-единство права и закона.

-возвышение роли суда как  гаранта прав человека и гражданина.

-верховенство закона в системе  нормативных актов 

 Принципы правового  государства:

1. Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона)

 Данный принцип нашел свое  конституционное закрепление в  ст. 2 Конституции РФ, где сказано,  что права и свободы человека  являются высшей ценностью. Правовое  государство должно гарантировать  каждому возможность всестороннего  развития личности. Права человека  первичны, возможность осуществления  функций гос-ой власти вторичны.

2.Последовательное связывание  посредством права политической  власти, формирования для государственных  структур режима правового ограничения  (формально-юридическая сторона.)

 Второй способ воплощается  в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств:

1. наиболее полное обеспечения  прав и свобод человека, т.е.  реальное осуществление первого  принципа.

2.разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

3. Федерализм также вносит свой  вклад в дело ограничения гос.власти.

4. верховенство закона и его  господство в общественной жизни. 

5. Взаимная ответственность государства  и личности 

6. высокий уровень правосознания  и правовой культуры в обществе 

7. наличие гражданского общества  и осуществление контроля с  его стороны за выполнением  законов всеми субъектами права.

 

32. Разделение властей  как принцип правового государства. 

Основными разработчиками концепции  разделения властей являлись Д.Локк, Ш.Монтескье. В частности Монтескье  привел принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную, судебную. Власти должны быть равноправны.

 В Российской Федерации принцип  разделения властей был провозглашен  в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР. До этого  в СССР данный принцип не  признавался, так как считалось,  что власть едина и принадлежит  народу в лице советов народных  депутатов. 

 Впоследствии Д.Адамс дополнил теорию разделения властей идеей их взаимного сдерживания и в США эта теория получила наименование системы сдержек и противовесов.

 Принцип разделения властей  выражается в следующем: 

1. Законодательная, исполнительная  и судебная власть предоставляются  различными государственными органами  и должностными лицами.

2. Власти автономны в своем  функционировании, не могут быть  устранены друг другом.

3. Никакая ветвь власти не  может пользоваться теми полномочиями, которые по конституции предоставлены  другой ветви власти.

Принцип разделения властей закреплен  в Конституции РФ 1993 г. (ст.10). Также  выделяют так называемую четвертую  ветвь, причем одни понимают под ней  контрольно-надзорные органы, другие СМИ.

Принцип разделения властей — это рациональная организация гос власти в демократическом Г, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов Г как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

 Суть данного принципа состоит  в том, что единая гос власть подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.

Высшие органы государства, действующие  на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них  все же должен быть лидирующий орган. Создатели учения о разделении властей  полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

 Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства.

Самой высокой степенью независимости  призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве. Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах.

 

33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура. 

Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.

 Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин.

 Признаки гражданского  общества:

1. Это открытая для общения с другими обществами социальная систем.

2. Это сложносконструированная и плюралистическая система.

3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая  система. 

 Принципы гражданского  общества:

1.экономическая свобода, рыночная  экономика 

2.легитимности и демократический характер власти

3.признание и защита естественных  прав человека и гражданина 

4.равенство перед законом и  судом 

5.наличие правового государства 

6.невмешательство государства  в частную жизнь. 

 Структура гражданского  общества:

1. личность 

2.семья 

3.школа 

4.церковь 

5.собственности и предпринимательство 

6.социальные группы, слои, классы 

7.частная жизнь граждан и  ее гарантии 

8.институты демократии 

9.общественные объединения 

10.независимое правосудие 

11.система воспитания и образования 

12.свободные средства массовой  информации 

13. негосударственные социально-экономические  отношения и др.

 

34. Становление гражданского  общества и правового государства  в Российской Федерации: проблемы  и перспективы. 

Россия была долгое время типичным традиционным обществом, она переходила на путь техногенного развития благодаря процессам модернизации, которые предполагали прививки западного опыта на традиционалистскую почву. Наиболее важными вехами на этом пути были реформы Петра I и Александра П. Большевистская революция и советская эпоха, решившие задачу ускоренного индустриального развития страны, также могут быть рассмотрены в качестве особой, «догоняющей модернизации». В такие эпохи происходило особенно активное заимствование элементов западной культуры, прежде всего науки, технологии и обеспечивающей их системы образования.

Что же касается политического строя  России, то при всех его изменениях он всегда был далек от идеалов  демократии и прав человека. Каждая «догоняющая модернизация» проводилась  сильной деспотической властью, насильственно насаждавшей нормы, привычки, способы деятельности, которые  были чаще всего чужды устоявшимся  стереотипам народного сознания.

В советский период также не было создано предпосылок формирования правового государства.

Система политической юстиции, практика массовых репрессий, нарушения конституции  во имя политической целесообразности и т.п. - все это выступало явным  антиподом правовому обществу.

В настоящее время Россия стремится  к тому, чтобы стать демократической  державой. Во всех сферах общественного  бытия приходят сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как  позитивные результаты перемен, так  и сопровождающие их негативные явления, отголоски тоталитаризма.

При сложившихся общих весьма демократических  законодательных реалиях и тенденциях воплощения в жизнь прав и свобод человека остается ряд проблем соотношения внутригосударственного законодательства и международных положений о правах человека, адекватного понимания таких положений и их практического применения.

Сложность проблемы для России в  значительной мере вызвана относительной  новизной ситуации, поскольку действие международного права на территории СССР допускалось лишь в виде исключения.

Для сегодняшней России, пожалуй, самая  сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву.

Какие-то шаги сделаны последнее  десятилетие. Например, первое лицо в  государстве стало объектом публичной  критики.

Важным шагом является и создание основ разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Но самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового поведения граждан.

При советской власти не было и  гражданского общества. В то время  у нас была не только структура  государственно-партийной регуляции  социальной жизни (государственные  органы, парткомы, профсоюзы и различные  официальные общественные организации, контролируемые партией), но и структуры, регулирующие жизнь трудовых коллективов посредством неписанных правил и стандартов поведения, во многом воспроизводящих традиции русской общинной жизни.

Процесс становления правовой государственности  занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Вместе с тем нельзя думать, что  чисто механическое заимствование  сугубо западных идей привнесет в  Россию согласие, порядок, демократию.

Все государственные органы должны стать реальным средством обеспечения  достойных условий жизни гражданина в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества: гражданин, в свою очередь, обязан освободиться от иждивенческо-выжидателъных позиций, активизировать предприимчивость в реализации индивидуального интереса, сопряженного с общественным.

Правовое государство — это  гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы.

Но такая государственность  станет возможной лишь тогда, когда право позитивное начнет сближаться с правом естественным - как в нормотворчестве, так и в правоприменении.

 

35. Соотношение государства  и права. 

Государство и право возникают  одновременно в силу одних и тех  же причин, в результате перехода общества в цивилизационное состояние. На определенной ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом акты производства, распределения и обмена продуктов. Чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило сначала выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение -публичная власть, государство (Энгельс)

 Тем не менее государство и право самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется.

 Модели соотношения  государства и права:

1. Этатическая модель, государство и есть право.

2. Либеральная модель, когда право выше государства

3. Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним.

 Функциональные аспекты государства и права: единство, различие, взаимодействие

1.Единство, выражается в их происхождении, типологии, культурными, историческими судьбами, гарантируют права личности. Однако это не означает, что все что свойствено гос.ву, свойственно праву, они автономы и самобытны.

2.Различия. Если гос.во есть политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм. Государство-сила, право-воля.

3.Взаимодействие, выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Гос.во воздействует на право тем, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет, исполняет.Право результат гос.ой деятельности, его продукт. Право же в свою очередь легализует и конституирует гос.ую деятельность, определяет границы дозволенности и недозволенности, обеспечивает контроль над законностью (легитимностью) этой деятельности. С помощью права закрепляется внутрянняя организация государства, его форма, структура, аппарат, механизм упрваления, статус и компетенция.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"