Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

3.единая структура гос. аппарата

4. единая система законодательства 

5.единая система налогов и  сборов.

 В свою очередь унитарное  государство может быть: а) Простым  или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями. б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

 Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации).

К признакам федерации относится:

1. наличие двойного гражданства(хотя и не во всех федерациях)

2.двойная система гос. аппарата (на уровне федерации и на уровне субъектов)

3.двойная система законодательства (федеративная и субъектов федерации) 

4.двойная система налогов и  сборов 

5.наличие у субъектов федерации  определенной политической самостоятельности,  исключительных полномочий и  предметов ведения, в которые  не вмешивается федеральная власть.

 На данный момент в мире  насчитывается 24-ре федерации.  Федерации бывают: а) Договорные  и конституционные. Федерации созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные "сверху", актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика). б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер. в) Симметричные федерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).

 Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

 Региональное государство - вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.

 Межгосударственные образования  (СНГ, Союз Европы).

 

23. Понятие, признаки  и виды унитарных государств.

 Унитарное государство  - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство это форма  государственного устройства, характеризуется  следующими признаками:

1.административно-территориальные  единицы не имеют политической  самостоятельности. 

2.единое гражданство 

3.единая структура гос. аппарата

4. единая система законодательства 

5.единая система налогов и  сборов.

В свою очередь унитарное государство  может быть: а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями. б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

 

24. Понятие, признаки  и виды федераций. 

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают гос. суверенитетом и др. признакам государственности. Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации).

 К признакам федерации относится:

1. наличие двойного гражданства(хотя и не во всех федерациях)

2.двойная система гос. аппарата (на уровне федерации и на уровне субъектов)

3.двойная система законодательства (федеративная и субъектов федерации) 

4.двойная система налогов и  сборов 

5.наличие у субъектов федерации  определенной политической самостоятельности,  исключительных полномочий и  предметов ведения, в которые  не вмешивается федеральная власть.

В современных федерациях запрещается  сецессия, т.е. односторонний выход  из состава федерации. Парламенты федеративных гос.в, как правило двухпалатные, причем верхняя палата состоит из представителей субъектов.

На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают: а) Договорные и конституционные. Федерации созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные "сверху", актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика). б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер. в) Симметричные федерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).

Крупнейшей по числу субъектов  федерацией является РФ, включающая 83 субъекта. В РФ входят республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

 

25. Политический (государственный)  режим: понятие и виды.

Политический режим это элемент формы гос-ва и система методов, способов и средств осуществления политической власти. Все изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Понятие политический режим включает в себя следующие признаки:

-степень участия народа в  механизмах формирования полит. власти, а также сами способы такого формирования.

-соотношение прав и свобод  человека и гражданина с правами  государства 

-гарантированность прав и свобод  личности 

-характеристику реальных механизмов  осуществления власти в обществе.

-степень реализации политической  власти непосредственно народом. 

-положение СМИ, степень гласности в обществе, прозрачности гос. аппарата.

-место и роль негосударственных  структур в политической системе  общества.

-соотношение между законодательной  и исполнительной ветвями власти 

-характер правового регулирования  (стимулирующий, ограничивающий) в  отношении граждан и должностных  лиц. 

-тип политического поведения  лидерства 

-учет интересов меньшинства  при принятии политических решений. 

-доминирование определенных методов  (убеждения, принуждения) при осуществлении  политической власти.

-политическое и юридическое  положение и роль в обществе  силовых структур государства  (армия, полиция) 

-мера политического плюрализма, в том числе многопартийности.

 Различают демократический и антидемократический политические режимы.

 Демократический режим. (народовластие) - государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

 Признаки демократического режима:

1. провозглашаются и реально  обеспечиваются права и свободы  человека и гражданина 

2.решения принимаются большинством  с учетом интересов меньшинства 

3.предполагается существование  правового государства и гражданского  общества.

4.выборность и сменяемость центральных  и местных органов гос.власти, их подотчетность избирателям.

5.силовые структуры (вооруженные  силы, милиция) 

6.доминируют методы убеждения  и компромисса 

7.политический плюрализм (любой  дееспособный гражданин может  организовать или быть участником  любой полит партии), в том числе  многопартийность, соревнование политических  партий, существование на законных  основаниях политической оппозиции. 

8.гласность средства массовой  информации свободны от цензуры. 

9.реальное осуществление принципа  разделения властей на законодательную  (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и  т.д.).

 Различаются прямая (непосредственная) и представительная форма демократии:

 Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации.

 Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций.

Антидемократические режимы – политические режимы, при осуществлении которых государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан. Разделяется на тоталитарные и авторитарные.

 Тоталитарный. Для данного режима характерно господство одной идеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика, контроль государства над всеми областями власти.

Особой разновидностью тоталитарного  режима выступает фашистский режим, то есть радикальный тоталитаризм. Данный режим характеризуется культом  вождя, воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом.

 Авторитарный режим рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче, чем демократический.

 Авторитарный режим - это  государственно-политическое устройство  общества, в котором политическая  власть осуществляется конкретным  лицом (класс, партия, элитная  группа) при минимальном участии  народа.

 Авторитарный режим неоднороден по своему характеру.

 Разновидности авторитарного  режима: деспотический, тиранический, военный и т.д. 

 Деспотический режим - произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Характерен для стран Древнего Востока.

 Тиранический режим- основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Устанавливается насильственным образом.

 Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

 

26. Понятие и признаки  демократического политического  режима.

Демократический режим. (народовластие) государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

 Признаки демократического режима:

1. провозглашаются и реально  обеспечиваются права и свободы  человека и гражданина 

2.решения принимаются большинством  с учетом интересов меньшинства 

3.предполагается существование  правового государства и гражданского  общества.

4.выборность и сменяемость центральных  и местных органов гос.власти, их подотчетность избирателям.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"