Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

 У Германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев и собрание знати, а власти вождей в королевскую власть.

На Востоке распространение  получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай). Здесь само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка в государственный аппарат.

Предпосылки возникновения  гос-в: Экономические, Социальные (то, что должно происходить в самом обществе), Политические (сфера по управлению обществом), Географические.

 Итак причины происхождения государства – это 1. необходимость единого руководства 2. потребность в масштабных работах 3.необходимость поддержания общественного порядка 4. необходимость ведения военных действий и организация защиты. 5. Постоянный рост потребностей людей. 6. Охрана прав, интересов и привилегий собственников. 7. Разрешение споров и конфликтов м/у различ.соц-ми группами.

 

7. Основные теории происхождения  государства, их общая характеристика.

О причинах происхождения государства  говориться в различных теориях. Такое расхождение объяснимо  тем, что на процесс происхождения  государства влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, нравственно  – религиозные и т.д. Во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому  процессу, жили в разные исторические эпохи, использовали разный объем накопленных  человечеством знаний. В третьих  ученые чаще всего брали для иллюстрации  своих идей известные им регионы, на взгляды автором теорий часто  влияли их философские и идеологические пристрастия.

 Основные теории:

1) Теологическая (Фома Аквинский, Августин)– Государство продукт божьей воли, власть государства вечна, каждый обязан подчиняться государю во всем, непослушание власти - непослушание Всевышнему. Вся теория построена лишь на вере.

 2) Патриархальная (Аристотель, Михайловский) Государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Государственная власть вырастает из семейной власти. Патриархальной теории придерживался и Конфуций. Монарх не выбирается, не назначается, не смещается, ибо подданные его дети.

3) Договорная (Джон Локк, Томас Гоббс Ж.Ж. Руссо) Государство возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, ответственность за их неисполнение. Государство собирает налоги, принимает законы, наказывает преступников, но в тоже время защищает территорию, права граждан, их собственность.

4) Психологическая (Петражицкий, Фрейд) – Они связывают появление государства с свойствами человеческой психики к стремлению подчиняться, подражать, властвовать над другими. Государство необходимо как для удовлетворения потребностей большинства в подчинении и послушании, так и для подавления агрессии.

5)Марксистская. Государство существовало не всегда, на определенном этапе экономического развития общества возникает избыточный продукт, который привел к появлению частной собственности, общество раскололось на имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства.

6)Теория насилия (Людвиг Гумплович, Евгений Дюринг) Главная причина возникновения государства в завоевании одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения, которым стало государство. Государство возникло путем насилия и властвования одного племени над другим. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

7)Органическая теория (Спенсер, Вормс) Государство это продукт природы, организм возникший и развивающийся согласно законам природы. Отношения между классами и иными группами государства подобны органам организма, правители это мозг. Государство уравнивается с биологическим организмом. Теория патримониальная (земля собственность правителя) ирригационная (возникновение гос. –необходимость в строительных работах).

 Право, как социальный институт  возникает практически вместе  с государством, они призваны  обеспечивать эффективность друг  друга. Право является единственной  формой в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных. Правовые нормы складывались тремя путями:

-признание (санкционирование) ряда  обычаев государством, что означало  их превращение в правовые  обычаи.

-правотворчество, издание государством  нормативно-правовых актом (законов,  постановлений) 

-судебное право, превращение  решений определенных государственных  органов в образцы для аналогичных  дел, прецеденты.

 

8. Понятие и сущность  государства. 

Государство – социально-политическая организация, осуществляющая управление обществом в пределах определенной тер-рии, посредством принятия общеобязательных правил (юрид.норм) и установления системы гарантий гос.-властных предписаний.

Признаки государства:

1-наличие публичной власти (государство  обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия)

2-система налогов и сборов, выступающей  основной доходной частью бюджета  государства

3- территория государства очерчена  гос-ой границей. Государство объединяет и защищает своей властью всех людей населяющих его территорию

4 -связь с правом, госво не может существовать без права, так как право определяет юр.рамки и формы осуществления функций государства.

-монополия на правотворчество,  издает законы, подзаконные акты.

-монополия на легальное применение  силы, физического принуждения, возможность  лишить граждан свободы 

5-устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство)

6-суверенитет, т.е. самостоятельность гос.власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Включает основополагающие принципы, единство, неделимость территории, неприкосновенность границ, невмешательство во внутренние дела.

7 -наличие гос.символов, герб, флаг,гимн.

 Сущность государства – это наиболее характерное, значимое, определяющее его содержание, социальное назначение и функционирование.

 Главное в сущности госва его содержательная сторона, то чьи интересы оно прежде всего осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

 Подходы к сущности  государства.

-классовый подход. Госво можно определить как организацию полит.власти экономически господствующего класса. Рабовладельческие, феодальные, социалистические госва выступают классовыми.

-общесоциальный подход. Госво это организация полит.власти, создающее условия для компромисса интересов различных классов и соц.групп. Госво используется как средство для обеспечения интересов общества, разных слоев, находя компромисс.

-В рамках религиозного подхода, организация полит.власти преимущественно осуществляет интересы определенной религии (Католики – Ватикан)

 -национальный подход, можно определить как организацию полит власти преимущественно содействующую осуществлению интересов титульной нации.

 -расовый подход можно определить организацию полит власти преимущественно содействующую осуществлению интересов определенной расы.

 Сущность государства многоаспектна, она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Социальное назначение государства вытекает из его сущности, какова сущность, таков и характер деятельности, таковы и цели, задачи которые оно перед собой ставит.

 

9. Государственный суверенитет:  понятие и основные признаки.

Государственный суверенитет –  это самостоятельность гос.власти внутри страны и ее независимость на международной арене. (Боден). Суверенитет имеет свои символы (герб,флаг,гимн) иногда столица и денежная единица.

 Суверенитет проявляется в  верховенстве, единстве и независимости,  включает следующие аспекты: 

-единство и распространение  гос.власти на все население.

-право осуществлять внутреннюю  и внешнюю политику от имени  всего общества 

-исключительное право государства  на издание общеобязательных  правил поведения и на применение  принуждения в отношении населения. 

-общеобязательность решений государственных  органов для всех, кого они  касаются.

-прерогатива, т.е. возможность  отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

 Суверенитет может быть формальным, провозглашается , но реально не осуществляется в силу зависимости от др. гос-в (например экономической)

Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством, ст.4 указывает, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, т.е. Территориальное  верховенство. Ст. 80 гласит Президент РФ принимает меры по охране суверенитета, ее независимости и гос-ой целостности.

 Гос. суверенитет следует отличать от суверенитета нации, народного суверенитета. Суверенитет нации это право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.

 Народный суверенитет означает, что источником и верховным  носителем гос.власти является народ.

 

10. Типология государств: понятие и основные подходы. 

Тип государства это общие черты различных гос.в, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

 Типология государства это  его классификация, предназначенная  для разделения всех прошлых  и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

 Типология проводится в основном  с двух подходов: формационного и цивилизационного.

 Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

 Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое гос.во – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда.

-феодальное государство- диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою раб.силу капиталисту.

-социалистическое, государство высшего типа, базирующееся на общественной собственности. По мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

 Цивилизация – есть замкнутое,  локальное состояние общества, отличающееся  общностью религиозных, и других  признаков. 

 Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

 Типология государства является  способом познания, поэтому формационный  и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

 

11. Функции государства:  понятие и классификация. 

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функции государства обладают следующими признаками:

1. основные, главные направления  государственной деятельности 

2. функции государства осуществляются  в особых формах и особыми  методами 

3. функции государства имеют  свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства  составляет определенная сфера  общественных отношений, подвергающаяся  государственному регулированию.  Содержание функции показывает, что делает гос.во в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.

 Функции государства можно  разделить на следующие виды:

1. внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др, а внешние на международной арене. ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.

2. постоянные и временные. Постоянные  это Ф которые Г осущ-ет неопределенно долго (всегда). Временные это Ф носящие краткосрочный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"