Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

 Отменить или изменить закон  вправе только тот орган, который  его принял, и только в строго  оговоренном порядке. Принятие  закона включает 4 стадии: внесение  законопроекта в законодательный  орган, обсуждение законопроекта,  принятие закона, его опубликование  (обнародование). Законы не подлежат  контролю или утверждению к.-л.  другими органами Г. Они могут  быть отменены или изменены  только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

 Виды законов классифицируются:

 По юридической силе:

1.Конституция РФ 

2.Федеральный Конституционный  закон 

3.Федеральный закон 

4.Закон субъектов РФ.

 По субъектам законотворчества:

-принятые в результате референдума

-принятые законодательным органом

 По предмету правового регулирования:  конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д. 

 По сроку действия: постоянные  законы, временные законы 

 По характеру: текущие, чрезвычайные

 По сферам действия: общефедеральные,  региональные 

 По содержанию: экономические,  бюджетные, социальные, политические 

 По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК)

 По значимости содержащихся  в них норм: конституционные и  обыкновенные 

 По объему регулирования:  общие и специальные.

 

47. Понятие, признаки  и виды подзаконных нормативно-правовых  актов.

Подзаконный акт - акт принятый в соответствие с законом для конкретизации и дополнения его положений.

 Подзаконные акты помимо  Президента издают органы исполнительной  власти федерального и регионального  уровней, а также органы местного  самоуправления.

 Подзаконные акты, издаваемые в РФ подразделяют на: федеральные акты, акты субъектов, акты органов местного самоуправления.

 Подзаконные акты обладают  меньшей юр. силой, чем законы  и призваны конкретизировать  основные принципиальные положения  законов применительно к своеобразию  различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты явл. актами различных органов исполнит. вл. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

 Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр. силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или Главы Прав-ва. Существует 2 разновидности общих подзаконных актов: 1 Указы и распоряжения Президента РФ - ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут быть нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением; 2 Постановления и распоряжение Правительства РФ - постановления принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на основании К., ФЗ,… нормативных Указов През. и обязательны к исполнению на территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През. Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

 Местные подзаконные акты. Это  НПА органов представительной  и исполнительной власти на  местах. Их издают местные органы  исполн. вл. и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Акты органов местного самоупр. устанавливают статус муницип. территории и её органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра и др. вопросы местного значения. Нормативные акты органов местного самоуправления - акты представительных органов, акты глав администраций районов, городов, муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.

 Ведомственные НПА (приказы,  инструкции) – это НПА общего  действия, но они распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные, банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и ведомствами

 Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты, которые регулируют внутреннюю  жизнь предприятий. Они распространяются  на членов этих предприятий,  регулируют самые различные отношения,  возникающие в конкретной сфере  деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др. организаций.

 НПА классифицируются и по  содержанию, но такое деление  условно. Эта условность объективно  объясняется тем, что не во  всех НПА содержатся нормы  однородного содержания. Существуют  акты, содержащие нормы только  одной отрасли права (УП, СП, ТП) - отраслевые. Но наряду с отраслевыми НПА имеются НПА, имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. (хозяйственное, торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)

 Локальные НА - самая низкая юр-ая сила. Это НАкты различных предприятий, учреждений и орг-ий. Они действуют в пределах этих орг-ий и распространяются на их работников.

 

48. Действие нормативно-правовых  актов во времени. Обратная  сила закона.

Действие нормативных актов  во времени обусловлено вступление его в силу и утратой силы.

 Нормативный акт может вступить  в силу одним из следующих  образов: 

1. При указании даты вступления 

2.При указании в акте соответствующих  обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования) 

3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу  федеральные конституционные законы  и федеральные законы вступают  в силу по истечении 10 дней  после их официального опубликования,  указы президента по истечении  7 дней после официального опубликования 

 Нормативный акт прекращает  свое действие вследствие:

1. его официальной отмены 

2.истечения срока, на который  он был издан акт, если акт  носил временный характер 

3.замены акта другим, регулирующим  те же общественные отношения 

 Интересной проблемой действий  нормативных актов во времени  является проблема обратной силы  нормативных актов. Обратная сила  закона - это распространение его  действий на обстоятельства, возникшие  до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная  сила закона не допускается.  Исключение составляют нормы,  которым законодаетль специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.

 

49. Действие нормативно-правовых  актов в пространстве и по  кругу лиц. Иммунитеты в праве. 

Действие нормативных актов  в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под  территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос.границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней также относится территория российских представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли находящееся в полете за пределами страны.

 Действие нормативных актов  в пространстве зависит от:

- уровня гос. органа принявшего данный акт

- юридической силы акта 

 Нормативные акты распространяют  свое действие:

- на территории всей страны (ФКЗ, ФЗ, иные акты высших органов  власти и управления)

- на территории субъекта Федерации  (акты органов гос.власти и управления субъекта РФ, не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов)

- на территории указанной в  самом акте 

- на локальную территорию (предприятие,  учреждение)

 Действие нормативных актов  по кругу лиц подчинено общему  правилу - нормативный акт действует  на всех лиц, находящихся на  территории государства независимо  от их гражданства. Из этого  правила имеются исключения.

-некоторые лица обладают дипломатическим  иммунитетом и находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию соответствующего государства пребывания (главы государств, послы)

-лицо, совершившее преступление  против государства, будет подлежать  ответственности независимо от  места своего нахождения.

-согласно принципу гражданства,  граждане РФ, обязаны соблюдать  российские законы. (если гр.РФ совершит преступление на территории другого государства, то будет нести ответственность по законам РФ, даже если данное деяние не является преступление в той стране)

-иностранные граждане не подпадают  под действие некоторых нормативных  актов (о гос.службе, о выборах)

 Иммунитеты: парламентский, президентский,  судебный, дипломатический…

 

50. Нормы права: понятие,  признаки и виды.

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

 

К признакам нормы права относятся:

1. Общеобязательность 

2. Формальная определенность - выражается  в письменной форме в официальных  документах, с помощью чего призвана  четко определять рамки деяний субъектов.

3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием

4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.

5. Системность 

6. Неоднократность или многократность  действия 

7. Возможность государственного  принуждения 

8. Представительно-обязательный характер 

9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания  они подразделяются на:

 исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

 общие нормы, которые присущи  общей части той или иной  отрасли права и распространяются  на все или большую часть  институтов соответствующей отрасли  права; 

 специальные нормы, которые  относятся к отдельным институтам  той или иной отрасли права  и регулируют какой-либо определенный  вид родовых общественных отношений  с учетом присущих им особенностей  и т.д. (они детализируют общие,  корректируют временные и пространственные  условия их реализации, способы  правового воздействия на поведение  личности);

2) в зависимости от предмета  правового регулирования (по отраслевой  принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера  - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов  правового регулирования делятся  на:

 императивные (содержащие властные  предписания);

 диспозитивные (содержащие свободу  усмотрения);

 поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

 рекомендательные (предлагающие  наиболее приемлемый для государства  и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени  действия - на постоянные (содержащиеся  в законах) и временные (указ  Президента о введении чрезвычайного  положения в определенном регионе  в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций  - на регулятивные (предписания, устанавливающие  права и обязанности участников  правоотношений, например нормы  конституции, закрепляющие права  и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные  (направленные на защиту нарушенных  субъективных прав, например нормы  гражданско-процессуального права,  призванные восстанавливать нарушенное  состояние с помощью соответствующих  юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга  лиц, на которых распространяется  действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех  граждан, например нормы Конституции  РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении  определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся  и т.д.);

8) в зависимости от степени  определенности элементов правовой  нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и  обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия  несоблюдения предписаний нормы;  например нормы УК РФ, устанавливающие  точный и исчерпывающий перечень  обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие  возможные варианты поведения;  например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

 9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической  силы - на правовые нормы законов  и подзаконных актов; 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"