Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

 

60. Правотворчество: понятие,  принципы и виды.

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических  норм. Характеризуется тем, что:

 оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

 основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся  главным образом в нормативных  актах (кроме этого, в нормативных  договорах, правовых обычаях,  юридических прецедентах);

 это важнейшее средство управления  обществом, здесь формируется  стратегия его развития, принимаются  существенные правила поведения; 

 уровень и культура правотворчества,  а соответственно и качество  принимаемых нормативных актов  - это показатель цивилизованности  и демократии общества. Субъекты  правотворчества - гос.органы.

 Принципы правотворчества - основополагающие идеи, руководящие  начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой  или заменой юр. норма, это ориентир  для органов, творящих право. 

 К принципам относится: 

- научность (изучение соц-экон, полит ситуаций)

- профессионализм (занимаются  данной деятельностью компетентные  лица)

- законность (деятельность осуществляется  в рамках и на основании  Конституции и иных законов) 

- демократизм (характеризует степень  участия граждан в данном процессе)

- гласность (открытость правотворческого  процесса)

-оперативность (своевременное  издание нормативных актов) 

 Виды правотворчества: 

- непосредственное правотворчество  народа в процессе проведения  референдума (голосования) 

- правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)

- правотворчество отдельных должностных  лиц (президент, министр) 

- правотворчество органов местного  самоуправления 

- локальное правотворчество (предприятия) 

- правотворчество общественных  организаций (профсоюзы) 

 В зависимости от значимости  правотворчество разделяют на:

- законотворчество (правотворчество  высших представительных органов  - парламента)

-делегированное правотворчество  (нормотворческая деятельность органов  исполнительной власти, а именно  правительства осуществляемая по  поручению парламента)

-подзаконное правотворчество  (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).

 

61. Законодательный процесс:  понятие и стадии.

Законодательный процесс - главная  составная часть правотворчества, его сердцевина. Продуктами законодательного процесса являются законы, подзаконные  нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юр.прецеденты.

 Стадии законодательного процесса:

1. законодательная инициатива - закрепленное  в Конституции право определенных  субъектов внести предложение  об издании закона и соответствующий  законопроект в законодательный  орган. Право законодательной  инициативы принадлежит - Президенту, Совету Федерации, членам Сов.  Федерации, депутатам ГД, Правительству  РФ, органам субъектов РФ, Констит. суду, Верховн, Высшему Арбитражному.

2. обсуждение законопроекта - важная  стадия, которая начинается в  ГосДуме с заслушивания доклада субъекта внесшего законопроект.

3.принятие закона, достигается  двумя механизмами голосования  (простым и квалифицированным  большинством). При принятии закона  главная стадия распадается на  три подстадии:

- принятие закона ГосДумой (ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, т.е. 50% +1 голос , федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД.

-одобрение закона Советом Федерации, (закон считается одобренным СФ  если за него проголосовало  более половины членов палаты, либо если в течении 14 дней  он не был рассмотрен Сов.Федер., федеральный конституционный закон считается принятым если он одобрен не менее 3/4 голосов членов СФ.

-подписание закона Президентом  РФ, в течении 14 дней подписывает закон и обнародует его

4.опубликование закона, ФКЗ, ФЗ  подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после подписания Президентом РФ, неопубликованные законы не применяются.

 

62. Порядок опубликования  и вступления в силу нормативно-правовых  актов. 

Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона.

 В Российской Федерации согласно  Конституции РФ 1993 года, федеральные  законы, а также любые другие  нормативно-правовые акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут  применяться, если они не опубликованы  для всеобщего сведения. Федеральные  конституционные законы и федеральные  законы подлежат официальному  опубликованию в течении 7 дней после их подписания Президентом РФ.

 Официальным опубликованием  закона считается его первая  полная публикация в "Российской  газете", либо в "Собрании  законодательства Российской Федерации."

 Нормативный акт может вступить  в силу одним из следующих  образов: 

1. При указании даты вступления 

2.При указании в акте соответствующих  обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования) 

3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу  федеральные конституционные законы  и федеральные законы вступают  в силу по истечении 10 дней  после их официального опубликования,  указы президента по истечении  7 дней после официального опубликования

 

63. Понятие и виды систематизации  законодательства.

Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

 Виды систематизации законодательства:

1. инкорпорация - объединение нормативных  актов без изменения их содержания  в сборник, где каждый из  актов сохраняет свое самостоятельное  юр. значение. Принципы инкорпорации:

-хронологическая (по времени их принятия)

-тематическая (по определенной тематике)

 Инкорпорация разделяется на:

-официальную (Собрание законодательства  РФ)

-неофициальную (сборники нормативных  материалов по отраслям права,  ссылаться в процессе рассмотрения  юр.дел нельзя.)

2. учет - деятельность по сбору  нормативных актов, их хранению  и поддержанию в контрольном  состоянии. Основной задачей учета  является сбор и поддержание  нормативных актов позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию.

3.консолидация - объединение нормативных  актов без изменения их содержания  в единый акт, где каждый  из актов теряет свое самостоятельное  юр. значение. консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

4.кодификация - объединение нормативных  актов в единый, логически цельный  акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются  устаревший правовой материал, противоречия  в нормах, создаются новые правила  поведения, обеспечивается их  согласованность. логичность. (Принятие 1 и 2 частей НК РФ). Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

 В настоящее время наиболее  распространенной "продукцией" кодификации  являются:

 основы законодательства - кодифицированные  нормативные правовые акты федерального  уровня, содержащие наиболее важные  общие нормы по предмету совместного  ведения Федерации и ее субъектов;

 кодексы - систематизированные  комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном  порядке переработанные нормы  права, регулирующие однородную  сферу общественных отношений  (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.);

 уставы - кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);

 положения - кодифицированные  нормативные правовые акты, определяющие  юридический статус и порядок  деятельности каких-либо субъектов  права, регламентирующие полномочия  определенных органов, их структуру,  функции (например, положения о  министерствах, ведомствах, государственных  комитетах, о филиалах учреждений  и т.д.);

 правила - кодифицированные  нормативные правовые акты, устанавливающие  порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).

 

64. Правоотношение: понятие,  признаки, структура. 

Правоотношения - общественные отношения  урегулированные нормами права, находящиеся под охраной государства.

 Признаки правоотношений:

1.они возникают, изменяются  и прекращаются на основании  правовых норм. Нет нормы -нет правоотношения.

2.субъекты правоотношений взаимосвязаны  юр.правами и обязанностями, которые называют субъективными.

3.правоотношения носят волевой  характер. Через нормы права в  правоотношениях отражается гос.ая воля, правоотношения не могут осуществляться без воли участников

4.правоотношения охраняются государством.

5.правоотношения возникают по  поводу определяемого блага, ценности.

 Классификация правоотношений:

 по отраслевому признаку  на: государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые и т.д.

 по функциям права на:

-регулятивные (возникают из правомерных действий)

-охранительные (возникают из  противоправных действий субъектов)  правоотношения.

 по степени конкретизации  и субъектному составу на:

-абсолютные, точно определена  лишь одна сторона, например  собственник вещи 

-относительные, 

-общерегулятивные, определяет отношения между гос.вом и гражданами, а также между гражданами (право на жизнь, честь, свободу слова)

 по характеру обязанностей:

-активные, обязанность совершить  действия в пользу управомомченного лица

 -пассивные, воздержание от нежелательного для контрагента поведения

 по сложности правоотношений:

-простые, между двумя субъектами

-сложные, между несколькими или даже ограниченным числом субъектов

 по сроку действия: - кратковременные  и долговременные 

 Содержание правоотношений:

-фактическое, (эконом., политич)

-юридическое(субъективные права и обязанности участников правоотношений)

-волевое( составляют воля государства и воля субъектов).

 Элементы правоотношений:

1. субъект 

2. объект 

3. субъективное право 

4. юридическая обязанность 

 

65. Предпосылки (условия  возникновения) правоотношения.

Предпосылки возникновения правоотношений - это совокупность факторов, обуславливающих  объективную необходимость правового  регулирования тех или иных общественных отношений.

 Предпосылки делятся на:

-материальные (общие):

 признаки: не менее двух субъектов,  человек не может состоять  в отношениях сам с собой,  интересы и потребности людей под влиянием которых они вступают в правоотношения, ценность и благо

-юридические (специальные):

 признаки: наличие нормы права,  правоспособность и дееспособность  субъектов, наличие юридического  факта в отношениях.

 Классификация правоотношений:

 по отраслевому признаку  на: государственные, административные, фининсовые, гражданские, трудовые и т.д.

 по функциям права на:

-регулятивные (возникают из правомерных действий)

-охранительные (возникают из  противоправных действий субъектов)  правоотношения.

 по степени конкретизации  и субъектному составу на:

-абсолютные, точно определена  лишь одна сторона, например  собственник вещи 

-относительные, 

-общерегулятивные, определяет отношения между гос.вом и гражданами, а также между гражданами (право на жизнь, честь, свободу слова)

 по характеру обязанностей:

-активные, обязанность совершить  действия в пользу управомомченного лица

 -пассивные, воздержание от нежелательного для контрагента поведения

 по сложности правоотношений:

-простые, между двумя субъектами

-сложные, между несколькими или даже ограниченным числом субъектов

 по сроку действия:-кратковременные и долговременные

 

66. Классификация правоотношений.

Классификация правоотношений:

 по отраслевому признаку  на: государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые и т.д.

 по функциям права на:

-регулятивные (возникают из правомерных действий)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"