Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

-осуществляется вне конкретных  правоотношений 

-происходит естественно, обычно, незаметно 

 При исполнении субъекты  выполняют возложенные на них  обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя правовые  нормы. 

 Спецификой данной формы  является то, что: 

-распространяется на обязывающие  формы 

-предполагает активные действия  субъектов 

-отличается императивностью, властностью 

-в большинстве случаев правоисполнительные действия фиксируются и оформляются

 При использовании субъекты  по своему усмотрению и желанию  используют предоставленные им  права и возможности, удовлетворяют  законные интересы, осуществляют  свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право. В повседневной жизни люди постоянно совершают юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают в правоотношения с организациями и друг с другом. (продают, покупают, увольняются) Это они могут делать сами по себе. Но иногда гражданину необходимо содействие органов (получение пенсии, выдача паспорта, оформить завещание)

 В процессе реализации нормы  права не только соблюдаются,  исполняются, используются, но и  применяются уполномоченными на  то органами к субъектам, событиям, фактам. Применение это способ  реализации права, который связан  с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции. Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание.

 

79. Применение как особая  форма реализации права: понятие  и стадии правоприменительной  деятельности.

Применение это способ реализации права, который связан с властными  действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции.

 Применять нормы права - значит  применять власть, а нередко и  принуждение, санкции, наказание.  Правоприменение осуществляют только специальные субъекты.

 Признаки правоприменения:

1.это властно-императивная форма  реализации права 

2.осуществляется компетентными,  уполномоченными на то органами  и должностными лицами.

3.носит процессуальный характер 

4.состоит из ряда последовательных  стадий, т.е. отличается стадийностью 

5.имеет под собой соответствующие  юридических основания

6.связано с вынесением правоприменительных  актов. 

7.является разовым и индивидуально  определенным действием, касающимся  персонифицированных субъектов 

8.направлено на урегулирование  конкретных ситуаций.

 Стадии правоприменительного  процесса:

1. Установление фактических обстоятельств  дела. Главной целью является  выяснение объективной истины  по делу, проведение осмотра места  происшествия ( исследование вещдоков, экспертизы и т.д.), установления мотивов, выяснение причин, поиск истины.

2.Выбор нормы права и юридическая  квалификация дела. Эта стадия  требует высокой подготовленности  и профессионализма лица, применяющего  правовую норму. Необходимо, к  примеру, решить какое преступление  совершено умышлено или неосторожно, установить прямой или косвенный умысел, неосторожность (самонадеянность или небрежность)

3.Проверка и толкование нормы  права. Данная стадия предполагает  проверку юридической силы выбранной  нормы, ее действия во времени,  в пространстве и по кругу  лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов.

4.Решение дела. В результате  проведенных вышеуказанных операций  выносится правоприменительный  акт (приговор по уголовному  делу, решение по гр.делу)

5.Контрольно-исполнительная стадия. Заключительная стадия связана  с реальным исполнением принятого  акта, доведением его до логического  завершения.

 

80. Акты применения права:  понятие, структура и виды. Правоприменительные  акты в органах юстиции Российской  Федерации. 

Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный  документ, изданный компетентным органом  по какому-либо делу в отношении  конкретного субъекта на основе соответствующей  правовой нормы.

 Назначение актов применения  права призвано применять юридических  нормы к лицам, но не создавать  новые нормы, и не изменять  или дополнять старые, это не  их функции. 

 Особенности: 

1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).

2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.

3 Направлены на реализацию требований юридических норм.

4 Реализация правоприменительных  актов обеспечена государственным  принуждением.

 Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)

 Классификация актов применения  права: 

 По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

 По характеру воздействия  правоприменительного акта на  правоотношения: 1 Регулятивные - являются  конкретизацией регулятивных юридических  норм, т.е. основанием для их  возникновения является правомерное  поведение людей (решение суда  по гражданскому делу). 2 Охранительные  - являются конкретизацией охранительных  юридических норм, т.е. основанием  для их возникновения является  неправомерное поведение людей  (приговор суда).

 По значению в правоприменительном  процессе: 1 Основные - решение суда  по гражданскому делу, постановление  комиссии отдела социального  обеспечения о назначении пенсии  и т.п. 2 Вспомогательные - определение  суда о назначении экспертизы.

 По порядку принятия:

1 Акты коллегиальных органов  - постановление Совета Федерации. 

2 Единоначальные акты - распоряжение мэра.

 По форме изложения: 

1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).

2 Письменные - приговор суда.

3 Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть  исследователи, которые считают,  что существует такая форма  изложения, они относят к ней:  цветовые, звуковые сигналы, либо  специальные жесты (регулировщик  дорожного движения), они могут  фиксироваться в законодательстве.

 В некоторых случаях используются  смешанные формы выражения правоприменительных  актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем  оглашаются).

 Коллизии и пробелы в праве  могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:

- если противоречат друг другу  акты одного органа, но изданные  в разное время, то применяется  последний. 

- если коллизионные акты изданы  одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой

-если расходятся общефедеральный  акт и акт субъекта Федерации,  то принимают первый (ст. 76 Конституции) 

-если противоречия между федеральным  актом и актом субъекта, изданным  в пределах его компетенции,  то приоритет у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции)

-если обнаружен пробел в  праве, то решается вопрос о  применении правовой аналогии (аналогия  права, закона)

 

81. Пробелы в праве:  понятие и способы их устранения  и восполнения. 

Пробел в праве - отсутствие в  праве нужной нормы, с помощью  которой можно было бы разрешить  возникший случай.

 Виды пробелов в праве: 

1.первоначальные (недосмотр законодателя)

2.последующие, обнаруживаются  в процессе правового регулирования  правоприменительной практики 

3.реальные 

4.мнимые, когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как ситуация вообще не находится в правовом пространстве и не подлежит разрешению

5.полные, частичные, преодолимые,  непреодолимые, простительные, непростительные,  а также намеренные.

 Способы устранения и восполнения  пробелов в праве: 

 Устранение пробела возможно:

1. путем дополнительного правотворчества 

2. путем издания новых нормативных  актов или дополнения действующих. 

 В процессе правоприменения пробелы преодолеваются посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона и аналогия права не устраняют пробел, а являются лишь казуальными средствами его преодоления, т.е преодоления его в данном конкретном случае.

 Аналогия закона - это решение  дела на основе нормы, регулирующей  отношения, сходные с рассматриваемыми.

 Аналогия права - это разрешение  дела на основе общих принципов  законодательства.

 В использовании аналогии  закона и аналогии права имеются  определенные ограничения, хотя  применение аналогии и закреплено  в законодательстве. В частности  аналогия допускается не во  всех отраслях права, может  использоваться только при наличии  пробела в праве. Вывод по  аналогии не должен противоречить  ни одному из положений действующего  законодательства. Использование аналогии  не освобождает правоприменительный  орган от обязанности входить  в рассмотрение дела по существую Использование аналогии должно быть мотивировано в правоприменительном акте.

 

82. Коллизии юридических  норм: понятие, условия возникновения  и способы разрешения.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые  регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут  быть:

объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения  или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые  регулируют одни и те же или смежные  общественные отношения, а также  противоречия, которые возникают  в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических  коллизий РФ:

между Конституцией и всеми другими  нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов  как актов большей юридической  силы);

между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды  времени (действует тот акт, который  принят позже);

между актами, которые приняты разными  органами (применяется тот акт, который  обладает более высокой юридической  силой);

между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными  органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий:

отмена старого акта;

принятие нового акта;

внесение изменений в действующие  акты;

систематизация законодательства; деятельность судов;

референдумы;

переговоры через согласительные комиссии;

толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов  и оценки использования актов  полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ  на запросы государственных органов  разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных  граждан. Основной причиной запросов и  обращений являются неясности в  трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"