Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

 Институты делятся по отраслям  права на: гражданские, уголовные,  административные, финансовые и  т.д. Сколько отраслей, столько  групп институтов.

 Виды институтов:

-материальные (регулируют отношения  между людьми и распоряжением  имуществом)

-процессуальные (порядок разрешения  споров)

-отраслевые (нормы одной отрасли  права) 

-смешанные (нормы двух и более  отраслей права) 

-простые (небольшой, не содержит подразделений)

-сложные (имеет в своем составе субинституты)

-регулятивные (регулирование отношений), охранительные, учредительные (закрепляют определенное положение).

-субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права ( институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

 

57. Предмет и метод  правового регулирования как  основание деления норм права  на отрасли.

В основе деления права на отрасли  лежат два критерия:

1. Предмет правового регулирования 

2. Метод правового регулирования. 

 Они и выступают системообразующими факторами.

 Под предметом понимается  то, что регулирует право, т.е.  определенные виды общественных  отношений. Предмет правового  регулирования - обособленная часть  качественно однородных общественных  отношений, регулируемых нормами  права. Эти общественные отношения  составляют три группы: 1) отношения  людей по обмену ценностями (материальными  и нематериальными); 2) отношения  по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить  нормальное протекание процессов  обмена ценностями и процессов управления в обществе. Общественные отношения, входящие в эти группы и составляют предмет правового регулирования.

 В структуру предмета правового  регулирования входят след. элементы:

-субъекты - индивидуальные и коллективные 

-их поведение, поступки, действия 

-объекты (предметы, явления) окружающего  мира, по поводу которых люди  вступают во взаимоотношения  друг с другом и к которым  проявляют свой интерес 

-социальные факты (события,  обстоятельства), выступающие причинами  возникновения или прекращения  соответствующих отношений. 

 Предмет является главным  материальным критерием разграничения  норм права по отраслям, поскольку  он имеет объективное содержание, предопределен самим характером  общественных отношений и не  зависит от воли законодателя.

 Под методом понимаются определенные  приемы, способы, средства воздействия  права на общественные отношения.  Метод правового регулирования  - совокупность юридических приёмов,  способов воздействия права на  общественные отношения. В теории  правового регулирования принято  выделять 2 метода правового воздействия: 1)метод децинтрализованного, диспозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. 2) Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным является общественный интерес. Эти методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

 Метод включает в себя  взаимное положение сторон соответствующих  отношений. Метод отвечает на  вопрос, как право осуществляет  свою регулятивную роль, ибо правовые  нормы регулируют не только  разнохарактерные отношения, но  и различным образом. Метод  служит дополнительным юридическим  критерием, так как производен  от предмета.

 Виды методов правового регулирования: 

- Императивный - используемый в уголовном праве

- Диспозитивный - используемый в гражданском праве

- Поощрительный - используемый в трудовом праве

- Рекомендательный - сельскохозяйственное право

- Субодинации и властный приказ - административное право

- Автономии и равенства сторон - типичен для процессуального права

 

58. Понятие и классификация  отраслей права. Публичное и  частное право. 

Отрасль права это совокупность правовых норм, регулирующих определенный род общественных отношений.

 Виды отраслей права: 

 Конституционное, административное, финансовое, уголовное, гражданское,  трудовое, земельное, угол-проц.право, гражд-проц.пр.

 Международное право не входит  ни в одну национальную систему  права, поэтому ни одного гос.во мира не может считать его своим.

 Деление права на публичное  и частное имеет принципиальное  значение, сложилось в юридической  науке и практике давно, его  проводили еще Римские юристы.

 В любой системе права  есть нормы, призванные обеспечивать  прежде всего публичные интересы  общества, государства в целом  (конституционное. уголовное угол-проц., адимнистративное, финансовое, военное) и нормы защищиющие интересы частных лиц (гражданскоге, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское) Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство.

 Классификация отраслей права: 1 профилирующие, базовые отрасли,  охватывающие главные правовые  режимы; причем из них нужно  выделить и поставить над всей  системой отраслей – других  профилирующих, специальных, комплексных  – действительно базовую отрасль  всей системы – конституционное  право; затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. 2 специальные отрасли, где правовые режимы модифицированны, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право. 3 комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.

 Публичное право есть то, которое относится к положению  римского государства; частное  - которое {относится} к пользе  отдельных лиц. Публичное право  составляют нормы, регулирующие  отношения, одним из участников  которых является государство.  Частное же право, защищает  интересы отдельных лиц в их  взаимодействии с другими лицами. В этой сфере участники могут  самостоятельно регулировать характер  и содержание правоотношения. Частное  - означает, что в сферу действия  этого права недопустимо вмешательство  государства. Но надо отметить, что между публичным и частным правом есть связь, в современном мире, ни частное, ни публичное право в чистом виде не существует. В публичном праве отражаются частные интересы (если нет, тогда публичное право умирает), и наоборот, в частном праве заинтересовано государство. В современных условиях широкое распространение получил институт договоров, в котором возможно максимально свободное волеизъявление сторон. Публичное право - право, которое имеет целью обеспечение интересов государства и общества, и состоит из норм, регулирующих отношения, одним из участников которых является Г. Частное право - право, которое имеет целью обеспечение интересов личности, и состоит из норм, защищающих интересы отдельных лиц в их взаимоотношениях в другими лицами.

 Основания деления права  на частное и публичное: 

1. Публичное право преимущественно  связано с гос.вом, частное с отношениями между гражданами.

2. Публичное право обеспечивает  публичный интерес, а частное  - частный интерес. 

3. Нормы публичного прав по  содержанию чаще бывают общими  и безличными, а нормы частного  права обращены к субъективным  правам граждан. 

 Публичное право - нормы закрепляющие  и регулирующие порядок деятельности  органов гос.власти и управления формировании и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

 Частное право - совокупность  правовых норм, охраняющих и регулирующих  отношения частных собственников  в процессе производства и  обмена, их интересы как свободных  субъектов рынка.

 

59. Соотношение системы  права и системы законодательства.

Система права - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные  нормы. Системность является важнейшим  качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

 Элементами системы права  являются:

- норма права, первичный элемент  системы права. Это исходящее  от государства обязательное  правило поведения властного  характера. 

-отрасль права, совокупность  однородных правовых норм, регулирующих  определенную сферу общественных  отношений. (уг. право, гр.право)

-подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное)

-институт права, небольшая группа  правовых норм, регулирующих определенную  разновидность общественных отношений  (иститут брака, семьи)

 Институты делятся по отраслям  права на: гражданские, уголовные,  административные, финансовые и  т.д. Сколько отраслей, столько  групп институтов.

-субинститут,более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права ( институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

 Система законодательства - это  совокупность различных по своей  юр. силе нормативных актов в которых получат внешнее выражение содержания права, его нормы, институты.

 Структура системы законодательства:

-нормативный акт (закон, указ, постановление) 

 Виды законов: Конституция,  Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов  Федерации. 

 Виды подзаконных актов: Указы  Президента РФ, постановления правительства,  приказы, инструкции и положения  министерств и ведомств, решения  и 

 Различие системы права и  системы законодательства:

1. система права складывается  исторически, по мере развития  законодательства. СП результат  действия значительного числа  факторов, из которых решающим  является экономический, ее нельзя  понимать как рациональное образование.  СЗ результат рациональной деятельности  осуществляемой по плану. 

2. первичным элементом СП является  правовая норма, а в СЗ первичный  элемент -нормативно-правовой акт.

3. встречаются случаи когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право). Также встречаются отрасли законодательства без отрасли права (таможенное законодательство во главе с таможенным кодексом.)

4. Система Права первична по  отношению к Системе Законодательства, является основой для построения  последней. 

5. СЗ по объему шире СП, так  как включает не только нормативные  предписания, но и содержащиеся  в соответствующих нормативных  актах преамбулы, оперативные  поручения. 

6. поскольку в основе деления  системы права лежат предмет  и метод правового регулирования,  то нормы отрасли права отличаются  высокой степенью однородности. Отрасли законодательства могут  регулировать и достаточно разнородные  отношения (хозяйственное законодательство)

7. СП имеет горизонтальное (отраслевое) строение она в стране одна, СЗ имеет вертикальное (федеративное, иерархическое) строение, т.е. каждый  субъект федерации может иметь свое законодательство, не противоречащее общефедеральному.

 Система объективного (позитивного)  права - это внутренне строение  права, деление его на отрасли,  подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

 Система права состоит из  норм права, а система законодательства  включает нормативно-правовые акты. Некоторые учёные считают, что  законодательство должно включать  в себя не любые нормативно-правовые  акты (широкое понимание законодательства), а только законы (узкое понимание  законодательства). Система права  складывается исторически; её  деление на отрасли и институты  объективно обусловлено распределением  норм права по предмету и  методу правового регулирования.  Напротив, выделение тех или иных  отраслей в системе законодательства  обусловлено волей законодателя. Поэтому если внутреннее подразделение  системы права на отрасли устойчиво,  то внутреннее подразделение  системы законодательства весьма  подвижно.

 В процессе систематизации, формирования, модернизации нормативно-правовых  актов законодатель должен учитывать  строение системы права. Практика  свидетельствует о высокой эффективности  отраслевых нормативных актов  (например, кодексов). Таким образом,  система права служит основой  для построения системы законодательства. Однако система законодательства  может оказывать обратное воздействие  на систему права. Например, устранение  несогласованностей между правовыми  актами повышает системность  права. Аналогичные последствия  имеет и восполнение пробелов  в законодательстве.

 Множество учёных задавались  вопросом: "Можно ли построить  систему права?". Но, 1) системность  права складывается объективно; 2) в обычных условиях задача  построения системы права не  возникает, так как она уже  существует. Таким образом, формирование  отраслей права, системы права  в целом происходит независимо  от чьих-либо намерений. Не  система права строится на  основе систематизации нормативно-правовых  актов, а, наоборот, систематизация  проводится с учётом правовой  системы, закономерностей её строения  и функционирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"