Институт Российского президентства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование института Президента Российской Федерации.

Задачи работы:

Изучить понятие института президентства в РФ;
Проанализировать порядок избрания и вступления в должность Президента РФ;
Рассмотреть основные функции и полномочия президента РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕЗИДЕНСТВА В РФ………………………………………………………...4

Институт президентства в Российской Федерации………………………..7
История появления института президента в России……………………....8


ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ……….10

Статус президента РФ……………………………………………………...11
Избрание и отрешение президента РФ……………………………………17
Основные функции президента РФ……………………………………….21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     Исчисление  четырехлетнего конституционного срока  начинается со дня вступления в должность  Президента РФ, избранного на предыдущих выборах.

     В связи с этим определяется и день голосования на выборах нового Президента, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента.

     К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность. В соответствии со ст. 82 ФЗ № 19-ФЗ от 10.01.2003 г. «О выборах Президента РФ» установлено, что вновь избранный глава государства на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

     Обязательным  атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга  Президента. Текст присяги Президента РФ записан в ст. 82 Конституции РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.

     Рабочая резиденция Президента в Кремле располагается  в здании Сената. Резиденция состоит из двух частей: деловой и представительской. Деловая часть включает ряд рабочих помещений и кабинетов: рабочий и представительский кабинеты Президента, кабинеты его ближайших помощников, зал заседаний Совета Безопасности, Президентскую библиотеку.

     Недалеко от Спасских ворот находится бывшее здание Президиума Верховного Совета. Это первое в Кремле сооружение советского времени. В 14-м корпусе также оборудован рабочий кабинет Президента.

     Большой Кремлевский дворец выполняет роль парадной резиденции главы государства. В нем проходят церемонии инаугурации Президента, вручения государственных наград, верительных грамот, приемы по случаю крупных государственных праздников.

     В распоряжении Президента находится  подмосковная резиденция, расположенная  на Рублево-Успенском шоссе. Официальный статус резиденции главы государства объект в Ново-Огарево приобрел в 2000 году.

     Символом  президентской власти служит штандарт (флаг). Штандарт (флаг) Президента России представляет собой квадратное полотнище  из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре - золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

     На  древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту.

     Древко  Штандарта увенчано металлическим  наконечником в виде копья.

     Штандарт  Президента России вместе со Знаком Президента России и специальным экземпляром текста Конституции передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России.

     После принесения присяги Президентом  России Штандарт устанавливается в  его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. (Указ Президента Российской Федерации от 15.02.94 г. N 319 "О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации" (в ред. 06.05.2000 г.))

     Согласно  ст. 92 Конституции, Президент РФ с  момента принесения им присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

     Возможно  досрочное прекращение полномочий Президента РФ, основания которого предусмотрены Конституцией РФ (ст. 92-93):

     а) в случае отставки - по инициативе самого Президента;

     б) в случае стойкой неспособности  Президента осуществлять принадлежащие  ему полномочия - по не зависящим  от воли Президента причинам.

     в) в случае отрешения от должности - по инициативе Федерального Собрания.

     Между тем, юридическая процедура досрочного прекращения полномочий Президента определена в Конституции только для одного основания досрочного прекращения их исполнения, а именно для случая отрешения Президента от должности - статья 93. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы конституционной ответственности главы государства. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотреблений властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Основанием для такого решения парламента является совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин РФ за подобные действия, для Президента наступает ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.

     Начало  процедуры отрешения Президента РФ сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

     1) заключением Верховного Суда  РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления;

     2) заключением Конституционного Суда  РФ о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения.

     Остался неурегулированным механизм отставки Президента и признания стойкой  неспособности его по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Этот пробел конституционного регулирования можно заполнить путем принятия специального федерального закона.

     В ч. 3 ст. 92 устанавливается, что во всех случаях, когда Президент не в  состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства России. Такими случаями могут быть:

     а) досрочное прекращение исполнения полномочий Президента, предусмотренное  в ч. 2 ст. 92;

     б) смерть Президента;

     в) длительная болезнь Президента, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий.

     Согласно  ч. 3 ст. 92 объем полномочий исполняющего обязанности Президента России меньше, чем у Президента, избранного в  установленном законом порядке. Так, исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

     В случае прекращения Президентом  Российской Федерации исполнения своих  полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. (ФЗ № 19 – ФЗ от 10.01.2003г «О выборах Президента РФ», ч. 4 ст. 5).  
 
 

       2.3 Основные функции Президента Российской Федерации 
 

     Основные  функции Президента РФ как главы  государства определены в ст. 80 Конституции  РФ, согласно которой он:

  1. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  2. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

     В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 

     
  1. Представляет  Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

     4. Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

     Первая  из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего  должен обеспечить положение, при котором  все органы государства выполняют  свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, - естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная" власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т. д.

     Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, нов наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый, кому дороги интересы России, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует свою конституционную функцию, хотя и сформулированную в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.

     Конституция РФ указывает, что осуществление  этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).

     Весьма  сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению  согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Информация о работе Институт Российского президентства