Институт Российского президентства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование института Президента Российской Федерации.

Задачи работы:

Изучить понятие института президентства в РФ;
Проанализировать порядок избрания и вступления в должность Президента РФ;
Рассмотреть основные функции и полномочия президента РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕЗИДЕНСТВА В РФ………………………………………………………...4

Институт президентства в Российской Федерации………………………..7
История появления института президента в России……………………....8


ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ……….10

Статус президента РФ……………………………………………………...11
Избрание и отрешение президента РФ……………………………………17
Основные функции президента РФ……………………………………….21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

наиболее подходящим и устраивает обе стороны. Во-вторых, сами процедуры носят неформальный характер.

        Непосредственные переговоры – наиболее часто применяемый вид согласительных процедур. В ряде случаев они помогают не только выйти из конфликтной ситуации, но даже предотвратить сам конфликт. Для преодоления возникших разногласий

создаются смешанные  комиссии, в состав которых входят представители спорящих сторон. Участие Президента проявляется в том, что он занимается организацией переговоров, образует согласительные комиссии. Так, в 1996 году действовали комиссии по вопросу об изменении Уголовного Кодекса, по вопросу о бюджете.

        Есть и другие формы процедур, например, создание третейских судов.

Согласительные  процедуры являются универсальным  инструментом разрешения противоречий и могут использоваться Президентом  практически во всех случаях обнаружения  разногласий. Если же все-таки они не приводят к принятию оптимального решения, Президент может передать разрешение споров в соответствующий суд, и тогда согласительная процедура заменяется судебной. 

        К обеспечению взаимодействия  органов власти можно отнести  и направление президентом своих замечаний в парламент, что позволяет впоследствии избежать необходимости использования президентского вето. Предусмотрены также процедуры совместного формирования ряда центральных органов государства. Например, состав ЦИК РФ назначается на паритетных началах Президентом, Государственной Думой и Советом Федерации. Таким образом, на Президента возложена согласительная, посредническая функция, и в системе организации власти ему отводится роль арбитра.

        Президент определяет основные  направления внутренней и внешней политики государства. Нужно сказать, что данная норма имеет общий характер и предоставляет Президенту очень широкие возможности ее реализации. В конституциях зарубежных государств подобные нормы обычно не встречаются. Основные направления внутренней и внешней политики определяются в ежегодном послании президента федеральному собранию. Реализация этих основных направлений политики, проведение их в жизнь является правом и обязанностью уполномоченных органов законодательной и исполнительной власти. 

        Наконец, Президент как глава  государства представляет Российскую  Федерацию внутри страны и  в международных отношениях. То, что Президент “представляет  РФ”, означает, что он не нуждается  в каком-либо удостоверении его  полномочий. Он вправе признать от имени своего государства текст международного договора или дать согласие государства на обязательность для него договора. Президенту предоставляется возможность активно влиять на внешнюю политику и проводить в жизнь им самим определенные политические установки. 

        В политических отношениях Президент  может выступать в разных качествах.  При заключении договора между  федеральным органом государственной  власти и органом власти субъекта  федерации, а также в ряде  других внутри федеральных отношений он выступает от имени федеральных органов. При определении задач единой системы исполнительной власти в РФ он представляет государство в целом, включая все его субъекты.

Президент выполняет  приписанные ему Конституцией функции, прежде всего, лично, но может также действовать через своих представителей в федеральных органах власти и в субъектах федерации.

в указе президента РФ от 5 августа 1996 г. определены символы  президентской власти: знак президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ.

         Президент также имеет право  на штандарт (флаг), оригинал которого  находится у него в рабочем  кабинете, а дубликат поднимается  над резиденциями Президента во время его пребывания в них. Президент РФ обладает неприкосновенностью . Во время исполнения им своих полномочий никто не имеет права применить против него физическое или психическое насилие, задержать его, обыскать, арестовать, допросить, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля. Наконец, он не может быть ни свергнут, ни отстранен от исполнения обязанностей (согласно ст. 278 УК РФ попытка насильственного захвата власти

является преступлением). В отличие от депутатов, лишение Президента

неприкосновенности  не предусмотрено.

         Президент прекращает исполнение  своих полномочий с истечением  срока пребывания его в должности.  Моментом истечения срока полномочий  считается принесение присяги  вновь избранным Президентом РФ.

В Конституции  указаны 3 случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.

         1. Отставка, под которой понимается  добровольный уход с поста  с подписанием заявления, извещающего  об оставлении должности. В  этом случае обязанности президента временно принимает на себя председатель правительства. Уход в отставку должен иметь окончательный характер: президент уже не может отозвать заявление об отставке и вернуться к исполнению обязанностей. С момента объявления отставки самим Президентом его полномочия автоматически досрочно прекращаются. Такой случай имел место в российской государственной практике, когда Президент Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999г.т объявил о своей отставке, и исполнение его полномочий временно было возложено на Председателя Правительства В. В. Путина.

         2. Прекращение исполнения полномочий  по состоянию здоровья. Здесь  возможны два варианта.

         А). Президент серьезно болен,  но находится в ясном уме  и способен

самостоятельно  принять взвешенное решение. Тогда при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия Президент прекращает их

исполнение, что  по сути представляет собой ту же отставку, но с указанием

конкретного основания.

         Б). Возможны ситуации, когда Президент не в состоянии сам принять решение (он находится в бессознательном состоянии или есть основания сомневаться в ясности его ума и способности принимать обоснованные решения). В этом случае для решения вопроса с досрочном прекращении полномочий требуется специальное авторитетное медицинское заключение.

         Если состояние здоровья лишь  временно не позволяет Президенту  выполнять свои обязанности, то  их исполняет Председатель Правительства  до того момента, пока президент  не сможет взять их на себя. Например, когда президенту Ельцину предстояло перенести операцию на сердце, он 19 сентября 1996 г. издал Указ “О временном исполнении обязанностей Президента российской Федерации”. Указ установил, что в связи с предстоящей Президенту хирургической операцией, в

целях обеспечения  условий непрерывного осуществления  государственной власти и в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции “временное исполнение обязанностей Президента РФ осуществляется Председателем Правительства  РФ В. С. Черномырдиным в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и таким ядерным оружием”. Обеспечение деятельности временно исполняющего обязанности Президента осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента.

         3. Отрешение Президента от должности.  Когда в 1991г. был введен пост  

президента РСФСР, основанием отрешения его от должности  могло быть нарушение им конституции  и законов РСФСР, данной им присяги. Действующая конституция значительно  сузила такие основания, сделав отрешение Президента практически невыполнимым. Ст. 93 называет в качестве оснований лишь государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. В Конституции описана и процедура отрешения. Для ее осуществления необходимо выполнение нескольких условий. Предложение о выдвижении обвинения вносится депутатами Государственной Думы, причем инициатива должна исходить не менее, чем от одной трети депутатов.

         Предложение должно содержать  конкретные указания на признаки  преступления, вменяемого в вину Президенту. Затем, в соответствии с регламентом палаты, предложение о выдвижении обвинения направляется на заключение специальной комиссии, образованной                   Государственной Думой и призванной оценить соблюдение процедурных правил и фактическую обоснованность обвинения. В состав комиссии

входят председатель, заместитель председателя и 13 членов из всех фракций и депутатских  групп. Решение о выдвижении обвинения  принимается двумя третями голосов  от общего числа

депутатов.

          Обвинение Государственной Думы  должно быть подтверждено заключением  верховного суда о наличии  в действиях президента признаков  состава  преступления и заключением  конституционного суда о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения (ст. 93, п. 1).

Решение об отрешении  Президента от должности принимает  совет федерации так же двумя  третями голосов от общего числа  членов в течение 3 месяцев после  выдвижения государственной думой  обвинения. Если в этот срок Совет  Федерации не вынесет соответствующего решения, обвинение считается отклоненным. Таким образом, в процедуре отрешения президента от должности совместно участвуют наиболее компетентные в этом вопросе органы – обе палаты федерального собрания, верховный суд, конституционный суд – что является гарантией защиты президента от произвола отдельных органов власти.

         Импичмент представляет собой  очень сильное средство воздействия  на президента со стороны парламента, направленное на предупреждение  злоупотреблений властью и нарушения  конституции главой государства. отрешение президента от должности автоматически влечет за собой прекращение исполнения им полномочий. Президент теряет при этом свою неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности в обычном порядке.

         Нужно отметить, что процедура импичмента устанавливает только политическую ответственность Президента и не освобождает его от уголовной ответственности за совершенное тяжкое преступление. 

             2.2 Избрание и отрешение Президента от должности 

     В статье 81 Конституции РФ определены условия, которым должен удовлетворять  кандидат на пост Президента Российской Федерации, а также порядок его  избрания.

     Предъявляемые к кандидату в Президенты требования изложены в ч. 2 ст. 81. Президентом  может быть избран только гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет. Конституция России 1978 г. (после внесения поправок в 1991 году) предусматривала также возрастной максимум для Президента – 65 лет. В действующей Конституции этого условия нет.

     Конституция допускает избрание лица, получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации (т.е. получившего российское гражданство по его заявлению или ходатайству при соблюдении определенных условий).

     Возраст – 35 лет - показывает, что на этот пост должен быть избран человек, имеющий достаточный жизненный опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем, данный возраст позволяет избрать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, достаточно молодого человека. Такой же возраст установлен для избрания Президента в США. В ФРГ кандидат в Президенты должен быть не моложе 40 лет, а в Италии - 50 лет.

     Конституцией  установлено также требование постоянного  проживания кандидата в Президенты в Российской Федерации не менее 10 лет. Этот срок признается необходимым и вместе с тем достаточным для того, чтобы кандидат в Президенты не только в полной мере обладал знаниями и практическим опытом, но и понимал специфику условий жизни в нашей стране. Понятие «постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат должен постоянно жить в России не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента Российской Федерации; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. кандидат не может «набирать» десятилетний период по частям, допуская интервалы, во время которых он живет в другой стране. Требование постоянного проживания не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для отдыха и лечения и т.д. В сложных и спорных случаях вопрос о «постоянном проживании» может решаться при регистрации кандидатов заключением Конституционного Суда.

     В ч. 3 ст. 81 Конституции содержится положение  о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Ограничение максимального срока пребывания одного лица на посту Президента нередко рассматривается как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, т. е. личной диктатуры. Но есть целый ряд стран, в которых подобные ограничения не установлены. Так, не ограничена возможность переизбрания Президента во Франции и Италии.

Информация о работе Институт Российского президентства