Институт президентства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:31, реферат

Описание

Правильное определение понятия института президентства, понимание его места в политической системе общества имеет большое теоретическое и практическое значение. Но прежде чем говорить об институте президентства необходимо выяснить, что означает сам термин «институт». В обыденном словоупотреблении «институт» понимается по-разному. В науке этому термину придается собственное содержание. В теории права есть понятие правового института, в гражданском праве говорится об институте собственности, в административном - об институте государственной службы, в трудовом - об институте коллективного договора и т.д. В политологии, характеризуя политическую систему, говорят об её институциональной стороне (государство, президентство, партия и другое).
Следует заметить, что политические институты — это сложная и целенаправленная деятельность всех общественных сил. Анализ имеющейся литературы [1] показывает, что до сих пор отсутствует единое мнение о понятии и определении политического института. Возможно, с общей точки зрения, более правильные сведения даются в Кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология) [2]. «Политический институт (от латинского institutum – установление) — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих общественно-политическую систему».
У каждого института своя сущность, понятие, цель, задачи, социальные функции и основные направления в политической системе общества. Подробный анализ всех институтов не входит в цель исследования, но поскольку его объектом является «институт президентства», то одной из ключевых проблем является вопрос взаимосвязи и взаимоотношений между политическим институтом в широком смысле и институтом президентства как его отрасли. Во-первых, понятие политического института необходимо отличать от политической организации. В ходе исследования выявилось, что в зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяются на реляционные, определявшие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывавшие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и карательными санкциями за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной со

Работа состоит из  1 файл

Институт президентства в РФ.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

    Правильное  определение понятия института  президентства, понимание его места  в политической системе общества имеет большое теоретическое  и практическое значение. Но прежде чем говорить об институте президентства  необходимо выяснить, что означает сам термин «институт». В обыденном словоупотреблении «институт» понимается по-разному. В науке этому термину придается собственное содержание. В теории права есть понятие правового института, в гражданском праве говорится об институте собственности, в административном - об институте государственной службы, в трудовом - об институте коллективного договора и т.д. В политологии, характеризуя политическую систему, говорят об её институциональной стороне (государство, президентство, партия и другое).

    Следует заметить, что политические институты — это сложная и целенаправленная деятельность всех общественных сил. Анализ имеющейся литературы [1] показывает, что до сих пор отсутствует единое мнение о понятии и определении политического института. Возможно, с общей точки зрения, более правильные сведения даются в Кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология) [2]. «Политический институт (от латинского institutum – установление) — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих общественно-политическую систему».

    У каждого института своя сущность, понятие, цель, задачи, социальные функции и основные направления в политической системе общества. Подробный анализ всех институтов не входит в цель  исследования, но поскольку его объектом является «институт президентства», то одной из ключевых проблем является вопрос взаимосвязи и взаимоотношений между политическим институтом в широком смысле и институтом президентства как его отрасли. Во-первых, понятие политического института необходимо отличать от политической организации. В ходе исследования выявилось, что в зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяются на реляционные, определявшие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывавшие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и карательными санкциями за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной социально-политической общности, как целого.

    Опыт показывает, что понятие института президентства относится к числу центральных в политической науке. Являясь по характеру интегративным, оно имеет огромное операционное значение при анализе сложных, многоплановых проблем, позволявших определить сущность и выяснить основные направления эволюции политической реальности. Тем не менее, в политологии, как западной, так и восточной отсутствует единая общепринятая трактовка этого термина. Такое положение в известной мере оставляет свободу выбора тех или иных дефиниций при исследовании политического процесса и особенностей возникновения и становления института президентства в какой-либо конкретной стране.

    Среди  русских дореволюционных ученых,  занимавшихся  данным вопросом, можно  выделить А.Д. Градовского, А.М. Гурвича, Н.М. Коркунова, П.И. Розенталя. В советский  период  президентство   рассматривалось  как  классовый  институт буржуазного государства,  поэтому  его изучение  считалось неактуальным  для Советского Союза, идущего по пути строительства коммунизма.

    Введение  поста Президента СССР  обусловило необходимость  изучения этой новой  государственной  должности. Однако активное исследование  данного вопроса  российскими авторами  началось после учреждения  института   президентства  в  России,  в   особенности  -  после конституционной  реформы 1993 года. Большое внимание  месту Президента в политической и правовой системе различных государств уделяли такие   авторы, как: И.Ю. Козлихин, В.И. Лафитский, Л.И. Селезнев, Ю.И. Скуратова, В.В. Соболева, А.А. Фурсенко, А.Д. Керимов, М.Н. Марченко, А. Червяков и др.

      Само  понятие  «президент» определяется как  выборный глава государства. При этом в юридических науках понятие «президент»  проецируется на понятие «институт президентства», который определяется     как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм,   регулирующих  формирование   и   функционирование президентской власти. Поэтому понятие «глава государства» является родовым по  отношению к понятию «президент» и  общим  для глав государств как  с  республиканской,  так  и с монархической  формой  правления. М.В. Баглай утверждает, что термин «глава государства» охватывает понятия «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти», - но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляется термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью. Видовыми признаками  понятия  «президент» являются выборность и срочность полномочий. Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов, как «глава государства» (Беларусь, Россия), «глава  исполнительной  власти» (США), «арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» (Россия  с 1991 по 1993 годы). Иногда конституционный статус Президента не определен (ФРГ).

      Особый  интерес представляет анализ понятий  «институт президента» и  «правовой  статус президента», проведенный И.Д. Хутинаевым. Российский ученый отмечает первичность института президента и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего институт президента определяет не только функционирование, но и избрание президента. На этом основании делается вывод о том, что правовой статус - как бы часть правового института, определяющая президентскую деятельность.

    Очень важным для  понимания  сущности  института президентства является определение  основных  черт,  характеризующих  его. Б.П. Елисеев [3] выделяет следующие:

     Президент является выборным  главой государства, который может  возглавлять исполнительную власть  или быть арбитром в системе   разделения властей;

     в организационном аспекте Президент никому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов,  что  не  снимает с  него  обязанности действовать  на основе  и во исполнение законов;

    пост  Президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства,  верховного политического руководства государственными делами.

    В кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология) указывается, что «Президент (лат. Praesidens - идущий впереди) — избранный глава государства, призванный проводить политику, направленную на стабилизацию и упорядочение жизнедеятельности общества и государства, улучшение жизни народа. В зависимости от формы правления определяются его положение и роль в обществе и государстве».

    Таким образом, среди различных понятий «институтов», институт президентства является особой формой правления политической системой общества. Проблема института президентства весьма многогранна. Ее полное и всестороннее исследование является предметом нескольких смежных наук: философии, социологии, политологии, правоведения, истории, этики, психологии и др. В зависимости от того, какая наука оперирует понятием института президентства, в содержании этого понятия особо подчёркивается та или иная сторона, характерная предмету данной науки.

    Цель  настоящей работы: охарактеризовать конституционный статус Президента Российской Федерации, его функции и полномочия; выявить особенности института президентства в России и сделать вывод о значении этого института в политической жизни государства; представить возможные перспективы дальнейшего развития института президентства в РФ. 

1. Становление института президентства в Российской  Федерации 

    Президентство принципиально новый государственный  институт в России, который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. Впервые попытка на практике сделать выборным высший государственный пост была предпринята в 1990 - 1991 гг., когда была учреждена должность Президента СССР, появились президенты в республиках Советского Союза.

    По  ряду исторических причин Россия на протяжении большей части ХХ в. находилась в  изоляции от Запада и питалась ошибочной  идеей о собственной исключительности и способности направить за собой чуть ли не весь мир по пути тоталитаризма. И это несмотря на то, что именно в Европе и Америке в последние два столетия рождались самые влиятельные, не только созидательные, но и разрушительные идеи, оказавшие решающее влияние на судьбу всего человечества. Освоение опыта демократических стран  стало задачей первостепенной важности, а помимо прочего он свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства и его ведущей функции – быть гарантом стабильности основ конституционного строя.

    По  утверждению В.Е.Чиркина [4] институт президентства (президентуры) в различных странах имеет три формы: индивидуальную, коллегиальную и смешанную. Первая характерна для подавляющего большинства стран всех континентов, воплотилась она и в СССР. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, институт единоначального президента характеризуется своей определенностью, но, исключая (по крайней мере, юридически) распылённость полномочий главы государства, концентрирует их.

    К сожалению, целый ряд либерально-федералистских теорий оказался неприемлемым для советского 280-миллионного сложнейшего государства, которое к тому моменту доживало свой век в атмосфере неверия  в собственные идеалы. (В сущности, неверия ни в какие идеалы. В стране господствовала и господствует до сих пор идеология обывательского цинизма.) Тем не менее, в начале своей эволюции институт президентства значительно отличался от современного.

    В середине марта 1991 года за предложение о введении института президентства на всероссийском референдуме проголосовало 70% его участников. Учреждение должности Президента в Верховном Совете не вызвало серьёзных возражений, потому что предложенная в то время конструкция института президентства в РСФСР как выборного главы исполнительной власти и высшего должностного лица представлялась депутатам более демократичной, чем аналогичный институт власти на союзном уровне. Однако в таком виде он просуществовал недолго. Принятый 24 апреля 1991 г. на IV Съезде народных депутатов РСФСР Закон «О Президенте РСФСР» содержал всего 11 статей и наделял Президента широкими, но расплывчатыми полномочиями. Некоторые из статей аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение.

    Затем, буквально за несколько месяцев, президентская власть благодаря инициативе и напору Б.Н. Ельцина выросла до адекватных его устремлениям размеров и стала действительно судьбоносной для России последнего десятилетия ХХ в. Обозначился дисбаланс в системе разделения властей в пользу Президента и исполнительной власти в целом. Произошла  десоветизация России (т.е. роспуск Советов народных депутатов всех уровней); модель института президентства обсуждалась на разных этапах реформирования государственной власти. В результате кризиса вокруг проблемы реальных полномочий Президента, завершившегося событиями 3-4 октября 1993 г., была принята новая Конституция, иначе определившая статус и полномочия Президента, которые заметно отличаются от правового положения Президента образца 1991 г. Тогда он рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными органами представительной власти. Он был наделен правом вето, которое, однако, преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РСФСР у Президента такого права не было вообще.

    Закон «О Президенте РСФСР» признан указом Президента недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции. Отвергнув американскую модель президентской республики, где Президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства, Конституция 1993 г. утвердила французскую модель смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства [5]. 

2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ 

    Конституционный статус Президента РФ закрепляется в  нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания и т.д.).

Информация о работе Институт президентства в РФ