Институт президентства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:13, контрольная работа

Описание

Особое ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент Российской Федерации как глава государства, оказывающий существенное влияние на всю систему государственных органов. Президент Российской федерации является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних сношениях, интересы всех граждан в силу того, что он избирается путем всеобщего голосования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. ГЛАВА государства: роль и место в системе власти……....................................................................................4
Глава 2. Порядок избрания Президента РФ………………………...9
Глава 3. Перечень полномочий Президента РФ………………...10
3.1 Полномочия Президента РФ связанные с органами законодательной власти……………………………………………...10
3.2 Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти……………………………..10
3.3 Полномочия Президента РФ связанные с судебными органами власти………………………………………………………….11
3.4 Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства……………………….11
3.5 Полномочия Президента РФ в области внешней политики……………………………………………………………………...123.
6 Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации…………………………………………………………………….13
3.7 Иные полномочия Президента РФ………………………………14
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ………………………………………………………………………….15
4.1 Администрация Президента РФ………………………………….15
4.2 Совет Безопасности РФ……………………………………………..16
4.3 Полномочные представители Президента РФ……..............18
4.4 Государственный совет РФ………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

ОГУ Институт президентства .doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

План работы:

 

Введение………………………………………………………………………..2

 

Глава 1. ГЛАВА государства: роль и место в системе власти……...........................................................................................................4

 

Глава 2. Порядок избрания Президента РФ………………………...9

 

Глава 3. Перечень полномочий Президента РФ………………...10

 

3.1 Полномочия Президента  РФ связанные с органами законодательной  власти……………………………………………...10

 

3.2 Полномочия Президента  РФ связанные с исполнительными  органами власти……………………………..10

 

3.3 Полномочия Президента  РФ связанные с судебными органами власти………………………………………………………….11

 

3.4 Полномочия Президента  РФ в области обороны страны  и обеспечения безопасности государства……………………….11

 

3.5 Полномочия Президента  РФ в области внешней политики……………………………………………………………………...123.6 Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации…………………………………………………………………….13

 

3.7 Иные полномочия  Президента РФ………………………………14

 

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ………………………………………………………………………….15

 

4.1 Администрация  Президента РФ………………………………….15

 

4.2 Совет  Безопасности РФ……………………………………………..16

 

4.3 Полномочные  представители Президента РФ……..............18

 

4.4 Государственный  совет РФ………………………………………..20

 

Заключение………………………………………………………………….22

 

Список  литературы……………………………………………………….24

 

 

ВВедение

 

Особое ключевое место  в системе органов государственной  власти Российской Федерации занимает Президент Российской Федерации  как глава государства, оказывающий  существенное влияние на всю систему  государственных органов.

 

Президент Российской федерации  является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних сношениях, интересы всех граждан в силу того, что он избирается путем всеобщего голосования.

 

Конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению  института Президента в режим  личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Поэтому, как бы ни были широки полномочия Президента, они сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

 

Необходимость в институте  Президентства вытекает из потребности  обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в прямых отношениях власти-подчинения, тем не менее обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, не всегда имеющих форму правового спора.

 

Тем самым Президент  обеспечивает необходимое единство государственной власти, сохраняя при этом разделение властей, т.е. Президент призван обеспечить устойчивость механизма властвования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Глава государства: роль и место в системе власти

 

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституции порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

 

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

 

Модель сильного Президента Российской Федерации выражена следующими факторами:

 

1​ Президент избирается народом. Его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Согласно ст.81 Конституции РФ Президент избирается всеми гражданами России, обладающими избирательным правом на всеобщих выборах. В силу этого Президент получает мандат

 

2​ Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти и осуществляет свою власть самостоятельно.

 

Особенно ярко роль главы  государства проявляется в «треугольнике» отношений Президент - Правительство - Государственная Дума. Президент  опосредованно (через Председателя Правительства) формирует Правительство, состав которого не связан с распределением депутатских мест в Государственной Думе. Это связано с необходимостью обеспечить устойчивость Правительства.

 

Задача Президента - определять основные цели экономической политики, контролировать методы и темпы их достижения. Формы деятельности Президента РФ осуществляются в правовых рамках для реализации главных задач:

 

поддержания стабильности государственной системы;

 

поддержания мира в обществе;

 

охраны конституционного строя;

 

охраны суверенитета и целостности государства

 

3. Только Президент  наделяется задачей обеспечения  согласованного функционирования  и взаимодействия всех иных  органов государственной власти - федеральных и субъектов Российской  Федерации (ст. ст. 80, 85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не обладают.

 

4. Президент в целом  независим от других органов  государственной власти. Парламентские  и судебные сдержки и противовесы  в отношении президентской власти, а тем более контроль, существуют в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента РФ. Хотя ст. 93 Конституции РФ устанавливает отрешение Президента от власти, если он совершит измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности. Однако в Конституции РФ не предусмотрена ответственность Президента РФ за грубое нарушение не только самой Конституции РФ, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально Парламент Российской Федерации в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции РФ может отрешить Президента от должности.

 

В свою очередь возможности  самого Президента, особенно по отношению  к Парламенту, весьма внушительны: начиная  от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные права, вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты - Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. 84,111, 117 Конституции РФ). В верхней палате - Совете Федераций - Президент имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством и Президентом.

 

Президент РФ имеет право  на принятие нормативно-правовых актов (указов, распоряжений), которые в  отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменять. Однако указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд уполномочен аннулировать указ Президента РФ, если сочтет, что он не соответствует Конституции РФ.

 

Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. В части 3 ст. 80 Конституции РФ не говорится, в какой конкретной форме Президент определяет основные направления политики. Однако п. «е» ст. 84 Конституции РФ закрепляет полномочия Президента РФ представить Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, т.е., эти направления определяются в посланиях Президента РФ.

 

Правительство РФ можно  назвать Правительством Президента РФ, так как Президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. 83, 111 Конституции РФ), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. 103, 111 Конституции РФ). Президент РФ устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти.

 

В соответствии со ст. 87 Конституции  РФ Президент РФ является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту РФ принадлежит  право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции РФ). Он обязан при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

 

Президент РФ вправе вводить  на территории России и в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение, но он обязан незамедлительно сообщить об этом Государственной Думе и Совету Федерации.

 

Президент РФ представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества, но в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ.

 

В международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию не как федеральный  уровень власти и не как государство-аппарат, а как государство-субъект международных  отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные  договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок  избрания Президента РФ

 

Пост Президента в  РФ был утвержден общенародным референдумом 17 марта 1991г. Сначала Президент РФ избирался сроком на 5 лет. С принятием Конституции РФ на основании ст.81 теперь Президент избирается на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

 

Порядок выбора Президента РФ определяется федеральным законом. Кандидат в Президенты РФ должен быть выдвинут каким-либо коллективом, зарегистрирован в качестве кандидата, пройти тур выборов, вступить в должность как вновь избранный Президент.

 

Вновь избранный Президент  России вступает в должность на 30-й  день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов.

 

Вновь избранный Президент  России перед вступлением в должность  обязан принести народу присягу. С момента  принятия присяги он приступает к  исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

 

Ст. 80 Конституции РФ провозглашает  Президента главой государства, называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны; арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.

 

Глава 3. Перечень полномочий Президента РФ

 

3.1 Полномочия  Президента РФ связанные с  органами законодательной власти

 

На Президента РФ Конституцией наложен ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Президент назначает выборы ГД в связи с истечением срока ее полномочий, а также в случае ее роспуска.

 

В законодательной сфере  Президент РФ наделен правом законодательной  инициативы, правом вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции РФ, подписывать и обнародовать законы, правом отлагательного «вето» в отношении федеральных законов. Конституция РФ устанавливает полномочия Президента на издание правовых актов в форме указов и распоряжений, а также устанавливает обращение Президента к Федеральному собранию. Это обращение не имеет силы закона, оно носит характер установочных документов.

 

3.2 Полномочия  Президента РФ связанные с  исполнительными органами власти

 

Президент РФ наиболее тесно связан и исполнительной властью. Он не является главой исполнительной власти и не входит в ее систему. Президент РФ осуществляет воздействие на Правительство РФ путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

 

Президент назначает  Председателя Правительства ( после  согласования кандидатуры в ГД), принимает решение об отставке Правительства. Он имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства  РФ.

 

Президент РФ наделяется правом приостанавливать действия акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, но он не может приостанавливать действие актов органов законодательной власти этих субъектов.

Информация о работе Институт президентства