Институт Российского президентства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование института Президента Российской Федерации.

Задачи работы:

Изучить понятие института президентства в РФ;
Проанализировать порядок избрания и вступления в должность Президента РФ;
Рассмотреть основные функции и полномочия президента РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕЗИДЕНСТВА В РФ………………………………………………………...4

Институт президентства в Российской Федерации………………………..7
История появления института президента в России……………………....8


ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ……….10

Статус президента РФ……………………………………………………...11
Избрание и отрешение президента РФ……………………………………17
Основные функции президента РФ……………………………………….21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

        В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.       

       Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 

               1.2 История появления института президента в России 

        Впервые о введении поста президента в советской России говорили еще в 1936 году. При обсуждении Конституции СССР в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а всем населением - наподобие выборов президента в США. Разумеется, И.В. Сталин категорически отверг это предложение, утверждая, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, - «Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету». 1

     Следующая попытка ввести институт президента возникла в середине 60-х годов. В 1964 году Н.С. Хрущев внес на рассмотрение комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР предложение учредить пост президента. Была даже разработана соответствующая глава Конституции. Однако по разным причинам это предложение не прошло. По сложившейся традиции роль главы государства по-прежнему отводилась "коллегиальному президенту" - Президиуму Верховного Совета.

     Л.И. Брежнев совместил в одном  лице высшие партийные и государственные  должности, что в сумме дало больше властных полномочий, чем мог бы дать президентский пост. Поэтому  в "эпоху застоя" вопросов о президентстве не возникало. Только в марте 1990 года внеочередной III съезд народных депутатов СССР принимает закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР" и избирает первого (и последнего) Президента СССР Михаила Горбачева.

     В марте 1991 года после долгих обсуждений и дискуссий на всероссийский  референдум был вынесен вопрос о  введении государственного института  Президента России. Тогда 70% участников голосования высказались за введение президентства. IV съезд народных депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года утвердил законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР", а также внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР. В июне состоялись выборы первого президента России Бориса Ельцина.

     В декабре 1991 года распался Советский  Союз, и последовавшее вслед за этим сложение с себя полномочий президентом  СССР создало благоприятные условия  для дальнейшего упрочения президентской  власти в России. Президент Борис  Ельцин взял под свой контроль стратегические ядерные вооружения, вопросы государственной безопасности и международной политики. И с этого времени президент России выступает в качестве представителя независимого суверенного государства - правопреемника СССР.

     Состоявшиеся  в 1993 году выборы в Государственную Думу и Совет Федерации, принятие на референдуме новой Конституции России изменили расстановку политических сил в стране. Если итог первых выборов президента России в 1991 году фактически был предопределен, то выборы 16 июня (3 июля) 1996 года характеризовались ожесточенным противостоянием с левой оппозицией и победой Бориса Ельцина, имевшего опыт политической борьбы.

     Перед новым 2000 годом Президент Борис  Ельцин заявил о своей отставке. Эта новость стала мировой  сенсацией нового года. Согласно Конституции и закону «О выборах Президента РФ» выборы нового Президента были назначены на 26 марта. В этот день граждане России выбрали второго Президента страны Владимира Путина, за которым 2 марта 2008 года был выбран Медведев Дмитрий Анатольевич . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

        

          Президент – принципиально новый для России государственный институт, который внес значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990–1991 гг. был закреплен пост Президента еще существовавшего тогда Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г., был учрежден пост Президента России Федерации, входившей в то время в это союзное государство. Таким образом, была реализована воля российского народа, проголосовавшего за это 17 марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы  государства. Закрепление такого существенного новшества в организации государства мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти.

           Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического ккризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.    

          Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента РФ по Конституции России 1993 г. значительно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент РФ рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РФ у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранялись положения о полновластии представительного высшего органа, его всеобъемлющей компетенции. Оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти. 
 

                                 2.1Статус президента РФ 

          Президент как государственный  институт занимает особое, специфическое  положение, охватывая своей деятельностью  весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.

         Основы статуса Президента Российской  Федерации закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент является главой государства.

В конституционном  праве понятие главы государства  точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а  полномочия главы

государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом

государства и официальным представителем всего народа.

          Президент является гарантом  Конституции РФ. Он контролирует  соблюдение конституционных норм  всеми органами государства. Он  накладывает вето на законы, не  соответствующие конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства. Наконец, выполнять функцию гаранта Конституции он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы – прежде всего суды. Президент вправе направлять в Конституционный Суд запросы о конституционности различных нормативно-правовых актов и обращаться в Конституционный Суд по вопросам толкования Конституции.

          На Президента возложена функция  гаранта прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства. При Президенте действует комиссия по правам человека. Президент призван принимать необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Защита суверенитета, независимости, безопасности и целостности являются прямой обязанностью Президента, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.

          Президенту напрямую подчиняются  министр обороны и Генеральный  штаб. Таким образом, в руководстве  Вооруженными силами действует  принцип единоначалия и централизации  управления.

Важнейшая задача Президента – обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Конституция 1993 г. Впервые становила, что государственная власть в России как на федеральном уровне, так

и на уровне субъектов  федерации осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную, судебную. В связи с этим встает вопрос о

природе президентской  власти. В зарубежных странах, если формой правления является президентская  республика, то президент выполняет  функции главы правительства, т. е. ему принадлежит исполнительная власть.                       Особенность статуса президента России заключается в том, что он не отнесен Конституцией ни к одной из ветвей власти.

          Поэтому, говоря о несовершенстве  действующей Конституции, многие  исследователи приводят в качестве аргумента то, что Президент выведен за рамки разделения властей, он возвышается над всеми ветвями государственной власти, и тем самым придается легитимность его всевластию. Однако из положений Конституции не вытекает исключительности положения Президента в системе органов государственной власти. Он стоит над другими

ветвями власти, не концентрируя при этом в своих  руках полномочия других

ветвей, а являясь  лишь арбитром в отношениях с ними.

          Статус Президента можно рассматривать  только в тесной связке с системой разделения властей. На него возложена функция обеспечения единства государственной власти. Единство власти, реализуемой разными органами, заключается в единстве целевых установок и действий по принципиальным вопросам государственной политики. В то же

время, само существование  в государственной системе нескольких властей

подразумевает их различия и взаимные ограничения. Каждая из них выполняет свои функции  и наделена своими полномочиями, за рамки которых она не вправе выходить. Естественно, три власти, осуществляя свою деятельность одновременно, не могут избежать противоречий. Разрешать их нужно демократическим путем, на основании закона.

          В молодых демократических странах,  где институты гражданского общества  и демократии еще недостаточно развиты и окончательно не оформились, проблема конституционного сотрудничества и взаимодействия властей становится особенно острой и болезненной. Вместо сотрудничества, нередко возникает противостояние властей, которое выражается в “холодной войне” между президентом и парламентом, что имело место и в России.

Вследствие таких  серьезных конфликтов вся система  власти становится нестабильной и нежизнеспособной. Но разделение властей призвано упорядочить  работу государственных органов, а  не прекращать ее даже на минимальный срок.

         Поэтому существуют специальные  механизмы, обеспечивающие координацию  и согласованность деятельности  всех органов государственной  власти. Эти механизмы необходимы  как раз для того, чтобы не  допустить превращения разногласий в открытые конфликты, препятствующие функционированию государственных институтов, или в прямое противоборство с применением силы. 

         Президент располагает конкретными  средствами для разрешения конфликтов  и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, которые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти. Согласительные процедуры призваны обеспечить решение

проблем, не прибегая к принуждению. Сущность таких процедур – в поисках

компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны, и, в конечном счете в  достижении взаимного согласия во всех подобных случаях Президент играет роль арбитра, он выступает не как одна  из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет.

        Так как понятие согласительных  процедур в Конституции не  расшифровано, то президенту предоставляется  свобода в их выборе. Использование  согласительных процедур полностью  построено на факультативности. Во-первых, можно выбрать любой вид процедуры, который представляется в данном конкретном случае

Информация о работе Институт Российского президентства