Государственная мигационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней .
Задачами работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений государственной миграционной политики.

Работа состоит из  1 файл

Государственная миграц полит11.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)

     По  аналогии с коэффициентом естественного  прироста можно рассчитать и коэффициенты общего и миграционного прироста ОП и КМП).

     Общий прирост ОП = Рt+1- Рt = /тыс. человек./ (5)

     Естественный  прирост ЕП = N - M = /тыс. человек./ (6)

     Миграционный  прирост МП = ОП- ЕП = /тыс. человек./ (7)

     Для того чтобы составить представление  об интенсивности миграции определенной группы населения (например, этнической), применяют частные коэффициенты миграции (Kg), которые вычисляются как отношение объема миграции в данной группе к численности этой группы. При временных и территориальных сопоставлениях пользуются индексом относительной интенсивности миграции (hg), получаемым делением частного коэффициента интенсивности миграции данной группы на общий коэффициент интенсивности миграции:  

     hg = Кg : K (8)  

     Миграционная  активность в значительной степени  зависит от демографических характеристик населения. Замечено, что в миграциях наибольшее участие принимают лица молодого возраста, мужчины подвижнее женщин, бездетные легче решаются на переселение, чем люди, имеющие детей. Кстати, между подвижностью и наличием в семье детей наблюдается взаимная зависимость. Часто перемещение на новое место влечет за собой откладывание рождения детей.

     Понятно, что миграции приводят к изменению  численности населения в районах  выбытия и прибытия. Под воздействием миграций трансформируется возрастная структура населения. В районах, где выезд превышает въезд, обычно увеличивается доля старших возрастов, в центрах же притяжения мигрантов население зачастую более молодое. Изменение же возрастной структуры влечет за собой и сдвиги в показателях естественного прироста. Из-за преобладания мужчин среди переселенцев миграция может вызвать диспропорцию полов, что отрицательно сказывается на брачности и рождаемости. Миграция приводит и к другим изменениям в структуре населения. Так, если среди мигрантов преобладают люди определенной национальности, то территориальные перемещения населения вызывают заметную динамику этнического состава.

     Миграции  могут способствовать переходу людей  из одних социально-профессиональных групп в другие, часто приводят к изменению образа жизни, а вслед  за этим и трансформации установок, связанных с брачностью, рождаемостью и т.п. Все это влияет на воспроизводство населения[8].

     Миграции  способствуют территориальному перераспределению  населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.

     Вместе  с тем неорганизованный приток мигрантов  в районы с низким уровнем и  медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.

     Миграции  трудоспособного населения непосредственно  влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в  случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.

     Состав  мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень  населения в районах оттока мигрантов  и их притока. Например, приезд городских  жителей в сельскую местность  или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие. 

     1.4 Миграция городского  и сельского населения  в РФ 

     Городское население России на начало 2010 года - 103,8 миллиона человек, или 73,1% от общего числа россиян.

     По  данным последней сплошной переписи населения России, проведенной в 2002 году, 106429 тысяч россиян были жителями городских поселений (73,3%), а 38738 тысяч человек (26,7%) - сельских. Численность городского населения впервые уменьшилась по сравнению с предыдущей переписью населения - 1989 года - на 1530 тысяч человек, или на 1,4% (рис. 3). Сельское население продолжало сокращаться, но его сокращение было менее интенсивным, чем городского – на 225 тыс. человек, или на 0,7%. В результате доля городского населения, в отличие от предшествовавших межпереписных периодов, не увеличилась, а осталась практически неизменной, уменьшившись на десятую долю процента.

     После переписи 2002 года городское население  России продолжало сокращаться быстрее, чем сельское. К началу 2009 года число  городских жителей снизилось  до 103690,4 тыс. человек (на -2,6%), сельских – до 38213,6 тыс. человек (на -1,4%), а доля горожан опустилась до 73,1%.

     Однако  ожидаемый в 2009 году рост населения  будет обеспечен, по предварительной  оценке Росстата, городским населением, которое составит к началу 2010 года 103774,9 тыс. человек (+0,08% по сравнению  с началом 2009 года). Сельское же население продолжит сокращаться (на -0,16% за 2009 год). В дальнейшем, согласно результатам прогнозных расчетов Росстата 2009 года по среднему варианту, сельское население будет устойчиво сокращаться, а городское население будет вначале расти, а в 2020-е годы вновь начнет сокращаться. В итоге, доля городского населения повысится до 74,8%.

     Убыль городского населения впервые за весь период систематического наблюдения была зарегистрирована статистическими  органами России в 1991 году. Она заметно  усиливалась в 1992 и в конце 1990-х – начале 2000-х годов, а в 2004 году превысила 1% (рис. 4). Одновременно в 1991-1994 и 2004 годах отмечался рост сельского населения, которое устойчиво сокращалось на протяжении предшествующих десятилетий.

     До  начала 1990-х годов рост городского населения России происходил за счет трех составляющих: естественного и  миграционного прироста, а также  административно-территориальных преобразований (образования новых городских  поселений, преобразования сельских поселений в городские или включения их в черту городских поселений).

     Начавшаяся  в 1992 году естественная убыль городского населения стала основным долговременным фактором уменьшения числа горожан. Миграционный отток из городских  поселений, наблюдавшийся, по данным текущего учета, в 1991-1992 годах, усугубил сокращение городского населения России. Существенную роль сыграло и такое новое, по сравнению с практикой предшествующих десятилетий, явление, как преобразование городских поселений - главным образом, поселков городского типа - в сельские населенные пункты (рис. 5). В отдельные годы - 1991-1992, 1999 и особенно в 2004 - оно принимало массовый характер, хотя одновременно с этим продолжались и обратные преобразования (сельских поселений в городские). Сокращение городского населения происходит, прежде всего, из-за естественной убыли населения, а также, административно-территориальных преобразований, в результате которых увеличивается сельское население.

     Суммарные потери городского населения за счет естественной убыли в 1992-2002 годы составили 6187 тыс. человек (5,7%), а за 2003-2008 годы – 2729 тыс. человек (2,6%). Начиная с 2001 года, наблюдалась тенденция снижения интенсивности естественной убыли горожан: если в 2000 году она составила 675 тыс. человек (-6,3‰), то в 2008 году снизилась до 249 тыс. человек (-2,4‰).

     Миграция  продолжала увеличивать число горожан, хотя значение ее заметно снизилось  по сравнению с 1990-ми годами. В целом  за 1993-2002 годы число городских жителей  возросло за счет миграционного прироста на 4095 тыс. человек (+3,8%), а за 2002-2008 годы – лишь на 1133 тыс. человек (+1,1%). В последние годы величина миграционного прироста постоянно нарастала, но до 2008 года не достигала уровня, способного компенсировать естественную убыль горожан. В 2003-2004 годах миграционный прирост составлял по 1,2‰ в год, в 2005 году – 1,4‰, в 2006 году – 1,8‰, в 2007 году – 2,6‰. В 2008 году миграционный прирост городского населения еще немного возрос, перекрыв заметно сократившуюся естественную убыль (2,7‰ против –2,4‰)/рис.5/.

 

      1.5 Диссонирующий миграционный тренд 

     Согласно  оценке, проведенной Росстатом, миграционный прирост населения, между переписями, за 1989 и 2002 гг., составил 5,6 млн человек. Это в 2,3 раза больше, чем за аналогичный по продолжительности предшествующий период. В последние годы происходило быстрое снижение миграционного тренда, после того как в 1994 г. он достиг максимума (Рис. 6). Нисходящий миграционный тренд и огромное количество незаконных мигрантов находится в явном противоречии с потребностью страны в мигрантах, свидетельствуя о несостоятельности проводимой миграционной политики. 

     

     Рис. 6. По данным Росстата, миграционный прирост населения, между переписями 1989 и 2002 гг,/ где черная линия показывает регистрацию, серая –данные переписи 2002 года/. 

     Но  компенсирует ли и с какого времени  постоянная миграция естественную убыль  населения России? Правда, значительное улучшение ситуации с естественным приростом, происходящее в последние  годы за счет ряда факторов и в т.ч. пронаталистской /направленной на повышение рождаемости/ политики правительства и ожидаемый пересчет реального сальдо миграции по итогам предстоящей переписи может сделать ожидаемую компенсацию вполне достижимой.

     Однако  тренды регистрируемой миграции скорее отражают трудности правового оформления мигрантов, чем реальные потоки. Опираясь на исследовательские оценки, общее количество иммигрантов, находящихся в России, можно оценить примерно в 7 млн человек. Большая часть из них (от 3,5 до 4,5 млн) - это трудовые мигранты, нанятые неофициально. Наличие в стране большого количества незаконных мигрантов подтвердила и последняя перепись населения 2002 года, которая зафиксировала на 2 млн больше мигрантов, чем показывала их регистрация. Масштабы необходимой в будущем иммиграции приводят к заключению, что Россия и в первой половине XXI века останется одним из самых привлекающих государств в мире [9].

 

      2. Нормативно-правовая база миграционной политики

     миграция  переселенец перераспределение  население

     2.1 Основа, источники  и исполнительная  власть 

     Большое значение для политико-правового  анализа государственной политики Российской Федерации в сфере  миграции имеют работы таких политологов, юристов, социологов и экономистов, как : Р. Абдулатипов, Л. Арутюнян, А. Бадов, В. Белозеров, Ю. Кашуба, М. Губогло, Г. Денисова, В. Кореняка, Е. Красинец, Л. Макарова, В. Оболенский, А. Осипов, О. Черепова, В. Покшишевский, А. Пискун, М. Ризаханова, В. Сафонов, Л. Свечникова, А. Семитко, С. Соколов, Ю. Тихомиров, Р. Ханаху, Л. Хоперская, Б. Эбзеев и др., в которых исследуются теоретико-правовые, политологические, социологические и экономические аспекты влияния региональных факторов миграционных процессов на формирование правовой политики, в том числе и в сфере миграции.

     Отмечая, что в результате проведенных  перечисленными авторами исследований разработана методология ,выработана система подходов , разработаны многие понятия, позволяющие теоретически корректно исследовать объекты, относящиеся к миграции.

     Правовую  основу миграционной политики в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации[10].

     К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно-правовых актов, следует (несмотря на возможные  возражения) отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и  соглашения нормативного характера, международные договоры Российской Федерации (Россия присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции) и общепризнанные нормы международного права.

     Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную  политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции  по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Информация о работе Государственная мигационная политика