Государственная мигационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней .
Задачами работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений государственной миграционной политики.

Работа состоит из  1 файл

Государственная миграц полит11.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)

     По  причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические, или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические, вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые. Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917—1922 гг.) и в последующий период.

 

    1. Классификация мигрантов
 

     На  рубеже 80—90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек. Отсутствие или несовершенство законодательства государств- бывших республик СССР в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка способствовало возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях. Беженец это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, оставившее страну прежнего проживания, из-за преследований по признакам расовой, национальной, этнической принадлежности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений и т.п., и прибывшее на территорию России [2].

     Вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства (как на территории иностранного государства, так и на территории одного из субъектов Российской Федерации) как вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия либо преследования в иных формах, так и вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию, если таковое преследование связано с его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими убеждениями (например, в случае увольнения и невозможности устройства на работу по одной из указанных выше причин) [3].

     Следует иметь в виду, что лица, покинувшие место своего постоянного жительства по обстоятельствам экономического, природного и техногенного характера, а также в связи с эпидемиями и голодом, не могут претендовать на статус вынужденного переселенца, так как причины, вынудившие их покинуть свое жилье, не соответствуют указанным в Законе РФ «О вынужденных переселенцах». Итак, основное отличие между понятиями «беженец» и «вынужденный переселенец» заключается в принадлежности к гражданству Российской Федерации. Однако в определенных случаях закон допускает признание вынужденными переселенцами и не граждан российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России и в силу указанных выше обстоятельств вынужденное сменить место жительства в пределах Российской Федерации (п.3 ст.1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»). В Законе «О вынужденных переселенцах» предусмотрены две категории таких лиц. Первую составляют лица, совершившие преступления против мира, человечности и другие тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

     Следует помнить, что, будучи гражданами Российской Федерации, лица, ходатайствующие о  предоставлении статуса вынужденного переселенца, и вынужденные переселенцы  имеют право на получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на получение пособий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Статус этой категории вынужденных мигрантов определен законом РФ "О беженцах". В таблице №1,2/ приложения/ указывается количество граждан и лиц без гражданства, признанных беженцами и состоящих на учете ФМС России в 2004-2009 гг. всего и по регионам России.

     Неоднородность  беженцев предполагает деление их на следующие группы: · беженцы временные  транзитные, предполагающие вернуться в места прежнего проживания; · беженцы безвозвратные, предполагающие поселение на территории России. Беженцы имеют право на оказание следующих видов помощи: а)Организация и обеспечение деятельности пунктов первичного приема контроля; б)Обеспечение перемещения и обустройства в центры временного размещения; в)Осуществление адаптационных программ: социальное обслуживание, включающие консультирование по различным вопросам в сфере социальной ориентации; г)Оказание помощи в социальной адаптации в местах постоянного расселения; д)Обеспечение соблюдения основных прав человека.

     Какие преимущества в первую очередь принимаются  во внимание человеком при принятии решения о переезде?

     Особое  значение и это признается всеми  учеными, имеют экономические факторы, в основе которых лежит стремление мигрантов улучшить условия жизни.

     В.И. Переведенцев отмечает: “Под экономическими факторами территориального перераспределения населения мы понимаем территориальные различия в условиях занятости, уровнях заработной платы и доходов, жилищной обеспеченности уровнях бытового обслуживания и т.д.”. Таким образом, в первую очередь среди экономических факторов выделяются такие, как наличие рабочих мест, условия занятости, уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, затем преимущества в удовлетворении запросов социального характера[7]. 

     1.3 Теории исследования миграционных процессов. Основные показатели миграции населения 

     За  сравнительно небольшой исторический период, в который миграция населения  изучалась и рассматривалась как самостоятельное научное направление, возникло достаточно большое количество научных подходов и теорий в изучении этого общественно-экономического явления. Развитие научных взглядов происходило в рамках тех или иных научных подходов, что в каждом случае абсолютно оправдано и справедливо: географического, исторического, политического, экономического и др., в том числе и демографического. Выбор подхода, как известно, зависит от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Основываясь на анализе зарубежной и отечественной литературы наиболее полная классификация была разработана В.А. Ионцевым и включает 17 различных подходов к изучению миграции населения, которые объединили по его оценке 45 научных направлений, теорий и концепций. Из них, на экономический подход приходится 15 теорий, 5 - на социологический, 4 - на чисто миграционный, 3 - на демографический, 2 - на исторический.

     Такое разнообразие теоретических, научных  подходов к изучению миграции населения  является самым убедительным доказательством того, что миграционные процессы зависят и влияют на все стороны социально-экономических процессов.

     Mиграционные когорты - совокупности людей, объединенных общим периодом миграции, учитывают мигрантов и по порядковому номеру их миграции (т.е. сколько раз они перемещались с места на место).

     Не  менее важно изучение состава  мигрантов - по полу и возрасту, социальной принадлежности, национальности и т.д., поскольку миграционная подвижность  разных групп населения бывает весьма различной. Особенности состава мигрантов могут приводить к существенным сдвигам в структуре населения и в местах выбытия, и в районах прибытия.

     Для изучения миграционных процессов использует абсолютные и относительные показатели.

     Основными абсолютными показателями миграции являются: общие и структурные (специальные) показатели. Общие показатели характеризуют сводные для рассматриваемой территориальной единицы миграционные процессы. К ним относятся показатели размера миграции, общие коэффициенты интенсивности и результативности миграции.

     Структурные или специальные показатели миграции населения оценивают возрастной, половой, национальный состав мигрантов, их распределение по профессиональным группам, уровню образования, семейному  состоянию.

     К показателям межрайонного миграционного обмена относятся показатель объема (мощности) межрайонных миграционных потоков, представляющий собой долю конкретного региона, как поставщика переселенцев в общем числе мигрантов районов вселения, коэффициент результативности межрайонных связей, коэффициент приживаемости новоселов, коэффициент интенсивности межрайонных миграционных связей.

     Показатели  объема и размера миграции рассматриваются  всегда в пределах какой-либо определенной территории (государства).

     К ним относят:

     Vпр - число прибывших мигрантов в данную местность за год;

     Vуб -число убывших из данной местности  за год;

     (Vпр + Vуб) – валовый показатель миграции  брутто-миграция;

     (Vпр - Vуб ) – сальдо миграции или  чистая миграция, нетто-миграция.

     При (Vпр > Vуб) – сальдо положительное, при (Vпр < Vуб) - сальдо отрицательное, (Vпр = Vуб) – сальдо миграции отсутствует.

     Из  специальной литературы известно, что  по слагаемым абсолютного прироста населения /рис.2/ можно выделить 8 типов  динамики его численности, каждая пара которых характеризует естественную и механичес- кую убыль [49].

     Для проведения указанной группировки, выявления роли миграции в формировании населения страны, области, города и  т.п. используются различные виды демографических  балансов динамики численности населения. Они строятся двумя способами: внутригодового оборота и межпереписного внутрипериодического оборота. Метод внутригодового оборота основан на следующем балансовом равенстве: 

     Sk = S0 + (N - M) ± (Vпр - Vуб ), (1) 

     где S0 - численность населения на начало года;

     N – число родившихся за год;

     М – число умерших за год;

     Sк - численность населения на конец года.

     Метод межпереписного оборота построен на следующем балансовом равенстве: n n n n , 

     Sk = S0 + (∑Ni - ∑Mi) + (∑Vпрi - ∑Vубi ) (2)  

     где i - межпереписной период в годах.

     В целях изучения основных направлений  миграционных потоков строятся шахматные  территориальные балансы миграции населения. Шахматные территориальные  балансы по категориям позволяют  выяснить: роль отдельных категорий  поселений в формировании населения районов входа и выхода населения; исследовать структуру прибывших (убывших) в крупные, средние города, прочие городские поселения, в сельскую местность.

     В изучении источников формирования населения  определенную помощь могут оказать  распределительные балансы миграции естественного прироста. Они выполняют следующие функции: контрольные, так как позволяют уточнить размеры сельской местности; показывают структуру приходной и расходной части баланса; дают возможность определить роль внутрирайонной и межрайонной миграции в формировании населения; позволяют исчислить абсолютные размеры миграционных потоков. Распределительные балансы можно составлять отдельно для мужского и женского населения.

     В тех случаях, когда численность  мигрантов имеет явно выраженную тенденцию к росту из года в год, рекомендуется использовать различные способы аналитического выравнивания, например расчет индекса сезонности, аналитическое выравнивание ряда динамики прибывших и убывших, гармонический анализ.

     При анализе изменений явления во времени на практике часто определяют средние показатели, в точности средний уровень ряда. Например, средний уровень иммигрантов за ряд лет лучше опишет состояние миграции, чем уровень одного года, знамение которого формируется под действием множества случайных факторов.

     Общие коэффициенты естественного движения населения рассчитываются со стандартной  точностью до десятых долей промилле, или с одним знаком после запятой  десятичной дроби.

     Естественный  прирост и коэффициент естественного  прироста — величины алгебраические, т.е. могут быть как с положительным, так и с отрицательным знаком.

     Общий коэффициент естественного прироста :- kЕП 

       (3) 

     где: N — число родившихся в расчетный период (обычно это календарный год, но может быть полугодие, квартал, месяц, несколько лет), может быть с верхними и нижними индексами, обозначающими дополнительные сведения (возраст матерей, их брачное состояние и др.);

     M — число умерших в расчетный период;

     ЕП  — естественный прирост, определяемый как разность между числом родившихся и умерших,

     Т — длину расчетного периода в целых годах

     Р -Обозначение общей численности населения

     п — общий коэффициент рождаемости

     т — общий коэффициент смертности

     На  основе данных о численности населения  и его естественном движении можно вычислить и объем миграционного прироста населения. Для этого используется взаимосвязь между общим приростом населения (разность между численностью населения на начало изучаемого периода времени и численностью населения на конец того же периода или на начало следующего периода, что то же самое), естественным приростом и миграционным приростом населения (который определяется как разность между числом прибывших мигрантов на изучаемую территорию и выбывших из нее). Эту взаимосвязь можно представить в виде формулы: 

     ОП  = ЕП + МП, (4) 

     где ОП — общий прирост населения; ЕП — естественный прирост населения; МП — миграционный прирост населения.

Информация о работе Государственная мигационная политика