Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 22:25, курсовая работа

Описание

Форма правления: понятие и исторические разновидности. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития. Республика: понятие, признаки, виды. Нетипичные формы правления.

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая 2.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

       При дуалистической монархии государственная власть  носит двойственный характер.  Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях  формируется  независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов,  а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).

       Дуалистическая  монархия первоначальная форма ограниченной монархии.

       Такая форма, при которой уже в той  или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.

       Дуалистическая  монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах4.

       В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

       Таким образом, мы рассмотрели монархические  формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституционной.

 

        Глава 3. Республика: понятие, признаки, виды

       Республика - это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.5 Общими  признаками  республиканской формы правления являются:

       - существование единоличного и  коллегиального главы государства;

       - выборность  на  определенный  срок  главы  государства и  других верховных органов государственной власти;

       - осуществление  государственной  власти не по собственному праву, а по поручению народа;

       - юридическая  ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных законом;

       - обязательность  решений  верховной   государственной  власти для  всех других государственных  органов;

  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

       Российская  Федерация - Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления.6

       В процессе исторического развития формы  правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью  их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

       Рабовладельческая государственность существовала в  форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.

       Республиканская  форма правления существовала в  виде аристократической и демократической республик.

       В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковым были Спарта и Римская республика V - II вв. до н. э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

       В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V – IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.

       По  характеру взаимоотношений между  законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики. 

       3.1 Президентская республика 

        Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

       Наиболее  характерные черты президентской республики:

-  президент  одновременно выступает и главой  государства, и главой правительства;

-   внепарламентский метод избрания  президента и формирования правительства;

-  наиболее  последовательно  проведен принцип  разделения  властей;

-   ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

-   более широкие, чем в парламентарной  республике полномочия главы государства;

        Законодательная,  и  исполнительная  власть  в   президентской   республике  получают  свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов,  а из  их компетентности и моральных качеств.  Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно. Главный признак  данной  формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за  проводимую политику.  Парламент  не  может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона.  Для своей деятельности  они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем,  что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать,  ибо ни  одна  из  ветвей  власти не может конституционным путем устранить другую  (смещение  парламентом должностных лиц исполнительной  и судебной власти путем импичмента может иметь место лишь,  если со стороны этих  лиц допущены серьезные правонарушения). Сдержки и противовесы проявляются,  в частности,  в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на  принятые  им   законы   отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь,  как мы видели,  верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом  должностных  лиц,  а, кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры.  Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной,  так  и исполнительной властью.

       Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В  соответствии с конституцией США, в  основе которой лежит принцип  разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии. 

3.2 Парламентарная республика 

       Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.7

       В такой республике правительство  формируется парламентским  путем  из числа депутатов,  принадлежащих  к тем партиям,  которые располагают  большинством голосов в парламенте.  Правительство  несет  коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор,  пока располагает поддержкой  парламентского  большинства. В  случае, утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку,  либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.

       Как правило,  глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом  парламентского контроля  над  исполнительной властью. 

       Глава государства в парламентарной республике  обладает  довольно обширными полномочиями.  Он обнародует законы,  издает декреты,  имеет  право роспуска парламента,  назначает  главу  правительства,  является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

       Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как  правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть  и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

       Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью.  Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями,  поскольку  он разрабатывает и принимает государственный бюджет,  определяет  перспективы  социально-экономического развития страны,  решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

       Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные (полупрезидентские) современной государственности.

3.3 Смешанная республика

       Смешанная (полупрезидентская) республика. Впервые  полупрезидентская республика (таково утвердившееся в литературе не совсем точное, условное название) была введена во Франции в 1958г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать длительные традиции парламентаризма в стране.8 Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы называть полупрезидентской-полупарламентарной или президентско-парламентарной республикой. Она соединяет определенные достоинства той и другой, стремясь устранить их некоторые недостатки.

       Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную — перед парламентом. Двойная ответственность правительства — специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

       В полупрезидентской республике имеются  следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:

Информация о работе Формы правления