Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие формы государственного устройства. Виды форм государственного устройства
Глава 2. Унитарная форма государственного устройства
2.1. Понятие и характеристика унитарного государства
2.2. Унитарное государство
2.3. Франция – отличительный признак унитарного государства
Глава 3. Федеративная форма государственного устройства
3.1. Концепции федерализма
3.2. Понятие и характеристика федеративного государства (деление федерации)
3.3. Федеративное государство
3.4. Осуществление государственной власти в федерациях
3.5. Правоотношения федерации и ее субъектов
3.6. Особенности федеративного устройства России
Глава 4. Конфедеративная форма государственного устройства.
4.1. Понятие и характеристика конфедеративного государства
4.2. Конфедеративное государство
Глава 5. Другие формы государственного устройства
Глава 6. Оптимальная форма государственного устройства
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

        5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств;

        6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальное единицы  не имеют правового статуса, так как они все равны и не обладают суверенитетом (как субъекты федерации);

7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы.

        Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

       8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

       Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты, издаваемые государственной властью,    так же нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии  со своей компетенции). 

2.2.Виды унитарных  государств

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации — создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового выс­шего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории,  не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в пределах основных принципов, установлен­ия законами государства, и при условии непротиворечив национальным интересам и интересам других областей область мо­жет издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенция государства и властей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения государства.

По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может переда­ть областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.

Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным занятиям граждан.

Каждая область имеет устав (статут), кото­рый в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его со­става и утверждается законом республики. Пять областей, наде­ленных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами. Области, в свою очередь, имеют децентрализованную струк­туру. Провинции и общины, будучи автономными единицами, в рамках установленных зако­нами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключи­тельно административными функциями (т.е. там нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями администраторы).

Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года устанавливает: «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования». Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня — областей, то это — административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.

Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху админис­траторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встре­ть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.

2.3. Франция – отличительный  признак унитарного государство

        В Конституции Франции названы три уровня организации власти в государстве и три типа территориальных самоуправляющихся коллективов: коммуны (36 757), департаменты (100) и заморские территории (4)[4]. С 1982 года был добавлен новый уровень - регионы, объединяющие несколько департаментов (создано 22 региона).

           Франция - унитарное государство, и проблема сосуществования государственных и местных интересов решается на основе принципов деконцентрации и децентрализации. Особенность построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся коллективом, наделенным собственной компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.

         Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном закреплении факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти.

         Местные органы власти и управления не входят в государственную вертикаль и в рамках установленной законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов. За каждым территориальным самоуправляющимся коллективом закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности[5].

    Территориально-самоуправляющие коллективы:

       а) регионы:

        В 1986 году регионы окончательно были преобразованы в децентрализованные территории, то есть получили права самоуправляющихся территориальных коллективов. Представительным органом власти в регионе выступает региональный совет, избираемый на шесть лет.

         Регион одновременно осуществляет функции государственного уровня управления - административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона. Префект региона - высшее должностное лицо региона, подчиненное правительству и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префекты обязаны быть лояльными к государству, поскольку являются политическими служащими.

         Префект представляет государство и выполняет три функции:

       1) политические: представляет государство на всех официальных мероприятиях; информирует руководство обо всех местных событиях, а местное сообщество - о правительственной политике, которую он обязан защищать и разъяснять.

        2) юридическое представительство: подписывает все контракты, заключаемые в регионе от имени государства с частными или юридическими лицами; представляет государство в судебных органах и передает в суды иски по поводу актов органов власти, которые он считает незаконными.

          3) осуществляет широкие полицейские функции.

         б) департамент:

         Деление Франции на департаменты введено в 1791 году. Тогда департамент был всего лишь избирательным округом и формировался с целью обеспечения избрания Национального законодательного собрания[6].

          Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный орган с правом принятия решений), председатель Генерального совета – «исполнительный орган» (административное лицо), при котором работает постоянная комиссия (бюро). Как самоуправляющийся территориальный коллектив департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются правительством Франции, и их границы меняются правительственным декретом.

        в)коммуна:

        Коммуна - естественное объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями, уполномоченными осуществлять компетенцию, доверенную законом Франции. Коммуна - юридическое лицо. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун.

         Важнейшими атрибутами коммуны являются название, территория и население. Изменение названия происходит по установленной процедуре и вступает в силу после издания правительством специального декрета. Территориальные границы коммун, численность населения устанавливаются декретом и имеют большое значение для коммуны: в соответствии с численностью государство фиксирует размеры дотаций, нормы для выборов муниципальных советников и другие моменты.

        Вопросы, входящие в компетенцию коммуны, перечислить довольно сложно, поскольку отсутствует четкое определение понятия "местные дела" и государство само решает, что относится к этой категории.

Мэр является основным органом коммуны и всей ее исполнительной властью. Он избирается из числа муниципальных советников.

        Функции выполняемые государством:

        а) Источники финансирования. Финансовые источники деятельности местных властей имеют разное значение в зависимости от уровня системы разделения властей во Франции. Так, соотношение источников покрытия расходов бюджета департамента выглядит следующим образом: 1/3 составляют субсидии государства, затем идут поступления от устанавливаемых департаментом налогов и сборов, займы и доходы от использования имущества. Иное дело - финансы коммун: здесь бюджет на 3/4 формируется из налоговых поступлений, и лишь 1/4 составляют государственные субсидии и займы.

       б) Контрольные функции. Контроль со стороны государственной администрации является важнейшим элементом децентрализации власти: передача территориальным коллективам функций, исполняемых ранее централизованно, переподчинение органов исполнительной власти местным выборным органам, плохо подготовленным к реализации управленческих задач, - все это вызвало необходимость активного присутствия государства на всех уровнях системы разделения властей.

Информация о работе Форма государственного устройства