Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие формы государственного устройства. Виды форм государственного устройства
Глава 2. Унитарная форма государственного устройства
2.1. Понятие и характеристика унитарного государства
2.2. Унитарное государство
2.3. Франция – отличительный признак унитарного государства
Глава 3. Федеративная форма государственного устройства
3.1. Концепции федерализма
3.2. Понятие и характеристика федеративного государства (деление федерации)
3.3. Федеративное государство
3.4. Осуществление государственной власти в федерациях
3.5. Правоотношения федерации и ее субъектов
3.6. Особенности федеративного устройства России
Глава 4. Конфедеративная форма государственного устройства.
4.1. Понятие и характеристика конфедеративного государства
4.2. Конфедеративное государство
Глава 5. Другие формы государственного устройства
Глава 6. Оптимальная форма государственного устройства
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

   Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным  дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

              С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

Вторая форма государственного устройства: федеративное государство.

Федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом. 

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация — это форма территориального устройства государства, а конфедерация — форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто.

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников». Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании   экономических предпосылок (общего рынка) и единой   правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

Мое исследование подошло к концу. Я постаралась  проанализировать большое количество разнообразных нормативных и литературных источников и, думаю, смогла  представить объективную работу на тему «Форма государственного устройства». Я в своей работе обобщила разные знания о государственно-территориальном  устройстве в науке «Теории государства и права».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

Нормативные акты

1.      Билль о правах США от 1791

2.      Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.Сборник кодексов РФ от 1.02.1998.

3.      Конституция США от 1787

4.      Конституция Швейцарии от 1889

5.      Конституция ФРГ от 1949

6.      Конституция Индии от 1950

7. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. -  М.: Право и закон, 1998 г.

                                            Список литературы

 

8. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 1993 г.

9. Берк Э. Размышления о революции во Франции. – М.: Политиздат 1993 г.

10. Венгеров А.Б. Теория государства  и право: учебник.-  М.: Юриспруденция, 1999 г.

11. Кокотов А.Н. Об идеальной и реальной формах государственного устройства России // Российский юридический журнал. 1995. №3. Стр. 49 – 57.

12. Корнев В. Автономия, федерация, самоуправление: история и современность // Советская юстиция.1993. С.103 – 109.

13. Косов В.В. Процесс федерализации в Западной Европе: миф или реальность? // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. М., 2003. №6. С. 35 – 53.

14. Кушнир А. Федерация или унитарное государство // Народный
депутат. М., 1992.

15. Марченко. М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс – М., 1998 г.

16. Марченко М.Н. Сравнительные исследования проблем федерации // Вестник Московского университета. Право. 1993.

17. Молчаков Н.Н. Пятая республика. – М.: ПРИОР, 1997 г.

18. Натан Р., Хаффман Э. Современный федерализм: сравнительные
перспективы // Международная жизнь. 1991. №4.

19. Орешкин Д. Единая, конфедеративная… // Московские новости. 2005. №1.

20. Остром В. Смысл американского федерализма. - М., 1993.

21. Панарин А.С. Политология:  учебник.-  М.: Юриспруденция, 1999 г.

22. Парламенты мира. – М.:  Политиздат 1991 г.

23. Пусточаров В. Российский федерализм – сегодня и завтра // Международная жизнь.1994.

24. Спиридов Л.И. Теория государства  и права: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 1995 г.

25. Сырых В.М. Теория государства  и право: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 1998 г.

26. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий  // Государство и право, 1997 г.

27. Формы государственного (территориального) устройства: исторический подход // Основы государства и права. 1998. №1.

28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1996 г.

29. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. -  М.: Наука, 1995 г.

30. Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.

31. Юридический энциклопедический словарь. - М., 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 



[1] Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1996 г.

 

[2] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

 

[2] Парламенты мира. – М.:  Политиздат 1991 г.

 

[3] Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.

 

[4] Конституции зарубежных государств : Учебное пособие. -  М.: Право и закон, 1998 г.

 

[5] Молчаков Н. Н. Пятая республика. – М.: ПРИОР, 1997 г.

[6] Берк Э. Размышления о революции во Франции. – М.: Политиздат 1993 г.

 

[7] Молчаков Н. Н. Пятая республика. – М.: ПРИОР, 1997 г.

 

[8] Остром В. Смысл американского федерализма. М. 1993

 

[9] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.Сборник кодексов РФ от 1.02.1998.


Информация о работе Форма государственного устройства