Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:39, реферат

Описание

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

    Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое  раскрывает характер, взаимоотношений  между его составными частями,  между центральными и местными органами государственного управления, власти.

       В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

       Форма государственного устройства показывает:

   -  из каких частей состоит внутренняя структура государства;

   -  каково правовое положение  этих частей, и каковы, взаимоотношения этих органов;

   -   как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

   - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

      

     По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

        -   унитарное;

        -   федеративное;

        -   конфедеративное. 

1.1 Унитарное государство 

      Унитарное государство  -  это  единое цельное государственное  образование, состоящее из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.  

       Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

       -  унитарное устройство предполагает  единые, общие для всей страны  высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими  органами;

       -  на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

       -   составные части унитарного государства (области,  департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

       -  унитарное государство, на территории которого  проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

        -  все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют  страну на международной арене;

        - имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

      Различия в степени и формах  контроля центральной власти  над местными органами управления  позволяют говорить о централизованных  и децентрализованных унитарных  государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

   К унитарным государствам относятся  такие государства, как Франция,  Турция, Япония, Финляндия. 

1.2 Федеративное государство

 

    Федерация  -  представляет собой  добровольное объединение ранее  самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство.

  Федеративное  государственное устройство неоднородно.  В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности,  которые определяются историческими  условиями образования конкретной  федерации и, прежде всего, национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство.    

Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. 

1. Территория  федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В  союзном государстве верховная  исполнительная, законодательная и  судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам.

3. Субъекты  федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В  большинстве федерации существует  союзное гражданство и гражданство  федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную  общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют  союзные федеральные органы. Они  официально представляют федерацию  в межгосударственных отношениях  (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

   Федерации строятся по территориальному  и национальному признаку, который  в значительной мере определяет  характер, содержание, структуру государственного  устройства.

  Территориальная  федерация характеризуется значительным  ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.  

1.3 Конфедеративное государство

                   

    Конфедерация  -  это временный  юридический союз суверенных  государств, созданный для обеспечения  их общих интересов.

     При конфедеративном устройстве  государства  -  члены конфедерации  -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

   В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

       - конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;

       -   конфедеративное устройство  не имеет единой армии, единой  системы  налогов, единого государственного  бюджета;

       -   сохраняет гражданство тех  государств, которые находятся во  временном союзе;

       -   государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

       Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

  Историческая  практика знает и другие организационные  объединения государств: страны  Британского содружества, СНГ,  ЕЭС. Такого рода содружества не образуют новых государств, а лишь объединяют независимые государства. При этом в  такого рода содружествах могут создаваться государственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, ибо в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта.

    Непонятно будущее у СНГ. Уже  два члена сотрудничества, Белоруссия  и Россия ставят в качестве  ближайшей перспективы создание  единого государства. Как в  связи с этими событиями изменится будущее СНГ предсказать трудно. Однако ясно, что геополитические интересы России требуют создания на территории бывшего СССР (а ранее Российской империи) возможно тесного объединения иные суверенных государств.

      

        

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

       Современная  теория  государства   различает  два  основных  типа  политических  режимов:  демократический  и  тоталитарный.  Эта  классификация  восходит  еще  к  Платону,  выделявшему,  помимо  «наилучшего  государства»,  тимократию   (господство  благородных  воинов),   олигархию  (правление  богатых  семей),  демократию  и  тиранию;  последняя,  если  пользоваться  современной  терминологией,  есть  тоталитаризм1.

       Тимократия  и  олигархия   были  историей  преодолены  (первая -  полностью,  вторая - частично),  а  демократический  и  тоталитарный  режимы  превратились  ныне  в  господствующие  формы.  Их  современное  толкование  отличается  от  платоновского.  Государствоведческая  мысль  ХХ  века  противопоставляет  демократию  как  политическую  форму,  обеспечивающую  прогресс,  тоталитаризму  как  воплощению  политической  реакции,   тогда  как  у  Платона  обе  они  суть  формы  вырождения  «наилучшего  государства».  Правда,  тирания  (платоновский      эквивалент  современного  тоталитарного  режима),  в  этой  градации  занимает  последнее  место  и  потому  страдает  наибольшей  вырожденностью. 

       Общий  ход  процесса   вырождения,  по  Платону,  таков.  «Наилучшее  государство»  -  идеал,  отличающийся  стабильностью.  Тимократия  отличается  от  него,  прежде  всего элементом нестабильности:  некогда единый  патриархальный  класс расщепляется  под воздействием  собственнических  интересов и конкуренции.  «Скопление  золота  в кладовых  у частных лиц  губит  тимократию,  -  говорил  Платон, -  они,   прежде  всего,  выискивают,  на  что бы  его употребить,  и для этого перетолковывают законы,  мало  считаясь  с ними»2.  Возникает конфликт  между добродетелью  и богатством.  «Когда  устанавливаются  порядки,  по  которым  к  власти  не  допускаются  те,  у  кого  нет  определенного  имущественного  ценза,  побеждает  олигархия,  держащаяся  на  вооруженной  силе  или  запугивании»,  т.е.  посредством  политического  насилия,  как  сказали  бы  мы  сегодня.  Возникновение  олигархии  создает  предпосылки  для  начала  гражданской  войны  между  олигархиями  и  беднейшими  слоями.  Социальная  междоусобица,  если  в  ней  побеждают  бедняки,  приводит  к  демократии,  в  результате  чего  противники  уничтожаются  или  изгоняются,  остальные  уравниваются  в  гражданском  состоянии  и  возможностях  занимать  государственные  должности.  Устанавливается  «царство  свободы»  и  как  следствие  этого -  беззаконие.  Реакцией  на  истолкованную  таким  образом  демократию  является  тирания  -  незаконная  власть  одного3.  Сравнение платоновской  концепции политических  режимов (государств)  с современным государствоведением свидетельствует,  что в ней содержится  в зародыше  практически все элементы  политической  мысли,  при помощи  которых и сегодня формируются политические  теории:   типология политических  режимов (государств),  их  историческая  последовательность,  закономерность  их  смены,  формы перехода  от  одного  типа  государства  к  другому (например, революция,  гражданская  война),  и  даже  указание  на  источники  исторических  изменений,  среди  которых  Платон  обозначает  и  то,  что  позднее  марксисты  назвали  классовой  борьбой.

По моему  мнению, основу политического режима составляют следующие 3 типа:

  • Демократический
  • Тоталитарный
  • Авторитарный
 

2.1 Демократический режим 

       Политический  режим  демократического  типа  имеет  своей  социально  - экономической  предпосылкой   существование  суверенных  индивидуальных  субъектов,  являющихся  собственниками  экономических  условий  своей  жизни  и  строящих  отношения  друг  с  другом  на  основе  обмена  и  договора. 

Информация о работе Формы государственного устройства