Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:39, реферат

Описание

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

       Политическими  предпосылками  этого  режима  являются:

  1. отсутствие  единой,  обязательной  для  всех  государственной  официальной  идеологии,  которая  однозначно  определяет  цель  общественно - исторического  развития,  а  иногда  и  политические  средства  ее  достижения;
  2. наличие  свободно  формируемых  внегосударственных   политических   партий,  отражающих   социальную    дифференциацию   гражданского   общества;
  3. ограничение  политической  роли  партий  участием  в  выборах,  на  которых  они  выступают   с  разработанной  избирательной  программой,  отражающей  интересы   представляемой  партией  социальной  группы  гражданского  общества;
  4. функционирование  политической  системы,  предполагающей  борьбу,  конкуренцию  политических  партий,  соглашение  между  ними,  образование  коалиций  политических  сил,  которые  стремятся  к парламентскому  большинству и получению решающей  роли  в государственном управлении;  предполагается,  что возникающая таким образом политическая  борьба  есть  отражение социально - экономической конкуренции внутри  гражданского  общества;
  5. существование  не определяющего  государственную  политику    и  потому  не  несущего  за  нее  ответственность  меньшинства,  в  функцию  которого  входит  оппозиционная  политическая  деятельность,  разработка  альтернативных  программ   общественного   развития,  позитивная  критика  государственного  руководства,  идеологическая  и  кадровая  подготовка  его  смены;
  6. наличие  политических  свобод  (гласность,  свобода  слова,  печати,  уличных  шествий,  демонстраций,  митингов,  протестов   и  т.д.   и т.п.),  при помощи  которых суверенные  объекты   гражданского  общества  осуществляют  свою  самодеятельность  в сфере политической  жизни.

       Реализация    этих  предпосылок   делает  политический  режим   демократическим. 

       Главное  в  политическом  режиме - порядок  и  условия  формирования  государственной  власти.  Условия  демократии  обеспечивают  в  этом  процессе  решающую  роль  народа.  Демократический  режим  делает  возможной  последовательно  определяющую  связь  населения  с  партиями,  партий  через  периодически  проводящиеся выборы с представительной властью,  представительной  власти   с  властью  исполнительной.  Такой  порядок   считается    главным  достоинством   демократического  политического  режима,   т.к.  обеспечивает  систематическую  смену  правителей  мирным,  ненасильственным  путем4 

2.2 Тоталитарный режим 

       Политический  режим  тоталитарного   типа  таким  преимуществом   не  обладает.   Для  него  характерно  насильственное  навязывание   населению  общественных  порядков,  чьи  модели  разработаны  на  основе  единой  идеологии.  Господство  этих  порядков  достигается  посредством  монопольного  тоталитарного  контроля  над  политикой,  экономикой,  культурой  и  бытом.  Идеологическое  и  организационное  единство  обеспечивается  политическим  господством  Партии,  возглавляемой  Вождем.   Она  подчиняет  себе  государство.  В  ее  руках  находятся  средства  массовой  информации,  печать.  В  методах  управления  преобладает  политическое  и  физическое  насилие,  полицейский  и  жандармский  террор. 

       Подобные  свойства,  казалось  бы,  исключают    возможность   ненасильственной    смены   тоталитарной  власти.  Однако,  как  показал  опыт  Чехословакии,  Венгрии,  во многом  Польши  и,  быть  может,  СССР,  тоталитарный  политический  режим  способен  к  самоизменениям   с  постепенным  и  относительно  мирным  переходом  к  посттоталитарному,  а  затем,  по-видимому,  и  к  демократическому.  Во  всяком  случае,  такого  рода  переход успешно осуществлен  в  Испании,  Греции,  Чили,  отказавшихся  от  фашистских  режимов  и  выбравших  демократический  путь  развития.   

2.3 Авторитарный режим 

       Политический  режим  авторитарного   типа  -  третий  его вид,  зафиксированный  современной   теорией  государства.  Он  является  промежуточным  между  тоталитарным  и  демократическим  режимами,    переходным  от  одного  к  другому.  При  этом  переход  может  осуществляться  как  в  сторону  демократии,  так  и  в  сторону  тоталитаризма.

      Переходный,  промежуточный характер  авторитарного режима  определяет  «размытость»,  нечеткость  многих  его свойств.  В нем можно наблюдать черты и тоталитаризма,  и демократии.  Главная его особенность состоит в том,  что государственная  власть  не  имеет тоталитарного  характера  и  не  достигает  полного  контроля  над  всеми  сферами  экономической,  политической  и  культурной  жизни.  В  нем  нет  единой  государственной  обязательной  для  всех  идеологии,  которая  заменяется  идеологическими  конструкциями  типа  теории  национального  интереса,  идеями  патриотизма и  т.п.  Управление  осуществляется  не  столь  жесткими,  как  при  тоталитарном  режиме,  средствами.  Массовый  террор  отсутствует.

       Авторитарные  политические  режимы  появляются на  авансцене  истории  тогда,   когда  власти  намерены  приступить  к  коренным  реформам  общественного  строя  и  осуществить  «революцию  сверху»  (например,   переход  в  Испании  от  фашистского  строя  к  демократическому  в  последний период  правления каудильо  Франко,   начатая в СССР  в 1985 г.  перестройка происходили в условиях  авторитарных  режимов).

       Следует  иметь  в  виду,  что  классификация  политических  режимов  в  теории  государства   рассматривает  именно  их  типы,  которых  в  чистом  виде  в  реальной  истории  не  существует.

       Политический  режим  как   элемент  формы  государства   обусловливает   и  остальные   характеристики  государственного  устройства,  в  первую  очередь,  влияя на  форму правления.

 

3. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

       Форма  правления  -  организация   верховной  государственной   власти  и  порядок  ее  образования.  Характер  формы   правления,  в конечном  счете, зависит от  типа  общества.  В обществах,  не  связанных  экономическими  узами обмена  и вынужденных   объединяться  посредством централизованной  государственной власти,  естественной  формой  правления представляется  монархия.  Там,  где форма правления не  сопряжена с иерархической системой  феодальной  собственности  на  землю  и  ее  верховным  собственником  в  лице  самого  монарха,  она  принимает  вид  деспотии.  Для  обществ, основанных  на  обменных  отношениях  между  свободными,  политически  равными  субъектами - собственниками,  характерна  республиканская  форма  правления. 

       Форма  правления  обусловливается   также  конкретной  расстановкой  социально - политических сил   и  результатами  борьбы  между   ними  (действие  этого  фактора   особенно  ярко  проявляется   в  революционные  периоды,  доказательством  чего  может  быть  падение  монархических  режимов   в  результате  Великой  французской  революции 1789 г.  или  Февральской  революции  1917 г. в России);  историческими  особенностями  отдельных  стран  (вне  исторического  контекста  невозможно  объяснить  существование  в  современной  Великобритании  парламентской  монархии);  особенностями  культуры  народа,  аккумулирующей  исторический  и  политический  опыт,  обычаи  и  навыки  жизни  в  условиях  того  или  иного  государства  (например,  трудности,  которые  встречает  на  своем  пути  становление  демократической  формы  правления  в  России  во  многом  могут  быть  объяснены  спецификой  ее  общей  и  политической  культуры);  влиянием  в  стране  политических  процессов,  в  том  числе  военных  (смена  форм  правления  в  ряде  восточно-европейских  стран  в  результате. Второй  мировой  войны  имело  своей  предпосылкой  присутствие  в  этом  регионе  Красной  армии).

       Политический  режим,  будучи  самообусловлен  теми  же  социальными  факторами,  влияет  на  форму  правления  более  опосредствованно,  определяет  те  ее  меняющиеся  черты,  которые  связаны  с  исторически  конкретными  политическими  ситуациями  в  государстве.

       Это  объясняет, почему   невозможен  прямой  перенос  политической  формы,  исторически  возникшей  в  одной  стране,  в  другие  страны,  хотя  вполне  возможно  использование  мирового  и  частного  опыта  отдельных  народов  с  его  последующей  адаптацией  к  конкретно - историческим  условиям  того  или иного государства. 

3.1 Монархия 

Монархия  как  форма  правления  отличается  следующими  признаками: 

  1. существование  единоличного  носителя  верховной  власти, - монарха  (фараона,  короля,  царя,  императора,  великого  князя,  шаха,  эмира и  т.п.),  который,  как  правило,  пользуется  этой  властью  пожизненно;
  2. наследственным  порядком  преемственности  верховной  власти,  регулируемым  законом  о  престолонаследии  или  обычаем;
  3. тем,   что  монарх  представляет  государство по  собственному  праву,  которое не  производно  от  власти  народа  (чаще  всего подчеркивается  божественное  происхождение монарха,  благодаря чему  царь  становится  помазанником  Божьим,   иногда  получает  корону  из  рук Папы  Римского и т.п.);
  4. отсутствием  юридической  ответственности  монарха  как  главы  государства.

       Эти  признаки  в  своей   идеальной  совокупности   встречаются   достаточно  редко.  В  Византии,  например,  где  из  109  царствовавших   императоров  74 были  убиты,  во  всех  74  случаях престол переходил к цареубийце  не  по  наследству,  а по  праву захвата.  И при коронации императора  Цхимисхия патриарх Полуевкт  провозгласил  даже  новый догмат:  таинство  помазания на  царство смывает  все грехи,  в том числе    и грех  цареубийства.  Римские легионеры назначали и смещали императоров.  Как свидетельствуют историки,  арагонские  феодалы возводили на  престол королей по  формуле: «Мы,  которые стоим столько же,  сколько  и Вы,  и которые можем больше,  чем можете  Вы,  мы  назначаем Вас нашим королем и сеньором  при том условии,  что Вы  будете  соблюдать наши  привилегии.  А если  нет,  -  нет».  Реальная  история оказывается весьма  далекой от  идеальных  моделей  теоретиков5.

В свою очередь она  делится на:

  • абсолютную
  • ограниченную
  • конституционную

    Абсолютная монархия  -  такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

    По формуле Петровского Воинского устава  — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

    Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

       Власть в центре и на местах  принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

  Государственное  вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает  более цивилизованные формы, получает  юридическое закрепление, хотя  по-прежнему имеет принудительную  направленность. В истории такими странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.

С развитием  буржуазных отношений  абсолютистская монархия в некоторых странах  эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.

     Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента (представительного учреждения народившегося и окрепшего “третьего сословия”) в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

    Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.  

Информация о работе Формы государственного устройства