Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание

Тема данной работы звучит «Форма государственного устройства». Цель работы в том, чтобы изучить более досконально основные понятия, термины, разновидности форм правления и познакомится с основной научной литературой по данной теме; сделать выводы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)


20

 

ВВЕДНИЕ

              

                                   Тема данной работы звучит «Форма государственного устройства». Цель работы в том, чтобы изучить более  досконально основные понятия, термины, разновидности форм правления и познакомится с основной научной литературой по данной теме; сделать выводы.

                      Актуальность данной темы состоит  в том, что наше государство находится на завершающем этапе становления своей независимости, поэтому вопрос о форме правления и организации верховной власти  очень актуален в наше время.

  Признание  государства  органом  всего  общества  -  характерный  мотив  любого  идеалистического  учения  о  государстве,  т.е.  учения,  исходящего  из  идеи,  а  не  из  эмпирически  установленных  фактов.  Если  государственная  власть  -  от  Бога,  значит,  она  должна  быть  равной  по  отношению  ко всем  и  не иметь  классового  уклона.  Так,  по  крайней  мере,  следует  из  христианской  религии.  Патриархальная  теория  происхождения  государства,  выдвинутая  еще  Аристотелем,  видит  в  государстве  разросшуюся  семью,  опекающую  подданных,  как  отец  своих  детей.  Договорная  теория  Руссо  предоставляет  власти  только  те  полномочия,  которыми  ее  наделяют  «договорившиеся»  граждане.

Теория,  утверждающая  власть  государства  через  согласие  подданных  на  подчинение,  и  теория  правового  государства,  требующая  ограничения  власти  законом, требованиями  справедливости,  правами  человека,  отражают  хотя  и   правильные,  но  сугубо  идеологические  и  психологические  основы  возникновения  и  функционирования  государства.

          Государство  объединяет  своей  властью  и  защитой  всех  людей,  населяющих  его  территорию,  независимо  от  их  принадлежности  какому - либо  роду  или  племени.  Это  означает,  что  государство  имеет  свою  территорию,  определяет  ее   границы  и  защищает  от  нападения  извне. 

Постоянное  население  данной  территории,  как  правило,  имеет  устойчивую  связь  с  государством  в  виде  подданства  или  гражданства  и  пользуется  его  защитой  внутри  страны  и  за  ее  пределами.  Государственная  власть  распространяется  и на  находящихся  в  стране  иностранцев  и  лиц,  не  имеющих  гражданства.  Однако  они  имеют  особое  правовое  положение. 

          Для  государства  характерно  наличие,  по  выражению  Ф. Энгельса,  особой  публичной  власти,  выделенной  из  общества  и  не  совпадающей  с  населением  страны.  Государство  обязательно  обладает  аппаратом  управления  и  принуждения, существующим  специально  для  выполнения  этих,  ставших  специфически  государственными,  функций.  Публичная  власть -  аппарат  чиновников,  армия,  полиция,  а  также  ее  «материальные  придатки»  -  тюрьмы  и  другие  принудительные  учреждения  -  является  наиболее  существенным,  неотъемлемым  признаком  государства. 

         Для  содержания  публичной  власти  необходимы  средства.  Государство  собирает  их  с  граждан  в  виде  обязательных  налогов,  податей.  Родовой  строй,  не  знавший  особого  аппарата  управления,  не  нуждался  в  подобных  финансовых  институтах.

Наше государство состоит из 24 областей и Автономной Республики Крым, т.е. Украина является демократическим, суверенным, унитарным государством, но  в мире существует очень много государств с различными режимами, формами правления и территориального устройства.

          В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение  каждому элементу формы государства. Современному человеку просто необходимо знать политическое устройство стран.

 

             1. ПОНЯТИЕ ФОРМА  ГОСУДАРСТВА

 

Признаки  государства,  первоначально  выраженные в  его  предпосылках,  в  ходе исторического  процесса  развиваются  в  форму  государства.

                     Форма  государства - это  его  устройство,  выражающееся  в  характере  политических  взаимоотношений   между  людьми,   между  людьми  и  государством,  между  государством  и  людьми  в  процессе  управления  ими  (политический  режим),  в  способах  организации  высших  органов  государственной  власти  (форма  правления)  и  в  административно-территориальном  делении государства  (форма  территориального  устройства). 

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.

Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах  чрезвычайно большое значение приобретает подход  к форме как к организации содержания. Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности, как элементов системы, так и всей системы в целом (по отношению к другим системам).

Посредством  такого подхода в общей теории государства и права открывается возможность не только решения новых проблем, но что не менее важно, также и возможность нового подхода к традиционным, “старым“ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства следует обратить внимание на следующие аспекты.

           Во-первых, форма в связи с сущностью государства как общественного явления. В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ выражения сущности, система органов, “машина”,  посредством которой осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым, неполитическим, негосударственным способам. Существование государственной власти находит свое отражение в ее органах, армии, администрации, судьях и других учреждениях, которые составляют специфическую и постоянную  форму бытия государства.

Во-вторых, форма в ее непосредственной связи явлением (как обнаружение сущности  проявление ее вовне). В соотношении “форма-явление”  выступает внешняя форма государства, т.е. проявление вовне определенной  его организации (устройства). Различают организацию верховных органов власти (монархию, республику), взаимоотношение органов классовой власти с населением, территориальную структуру  государственной власти.

В-третьих, форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма государства как форма вполне определенного, данного классового содержания. “Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах организации властвования, в которых выражается специфика классового господства определенного типа на определенных этапах его развития.  Эти принципы неповторимы, они коренятся в социально-экономической системе.

В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу  как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. Под формой государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы правления, формы государственного устройства и политического режима, т.е. соответственно основным, узловым моментам этой организации. Таким образом, можно дать следующее  краткое определение формы государства:

                      ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.     Правление  в  нашем   государстве   делится  на  три  ветви  власти: законодательную, исполнительную и судебную.

                   Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

                  Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут облачиться в одинаковую форму.  Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

            Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер  взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

 

      2. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

Форма  правления  -  организация  верховной  государственной  власти  и  порядок  ее  образования представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. 

  В  обществах,  не  связанных  экономическими  узами  обмена  и  вынужденных объединяться посредством централизованной  государственной  власти,  естественной  формой  правления  представляется  монархия.  Там,  где  форма  правления  не  сопряжена  с  иерархической  системой  феодальной  собственности  на  землю  и  ее  верховным  собственником  в  лице  самого  монарха,  она  принимает  вид  деспотии.  Для  обществ, основанных  на  обменных  отношениях  между  свободными,  политически  равными  субъектами - собственниками,  характерна  республиканская  форма  правления. 

           Теория  государства,  фиксируя  в  его  истории,  реально  возникавшие  формы  правления,  выработала  несколько  их  классификаций.  Наиболее  распространенная  из  них  -   это   деление  форм  государства  по  числу  правящих  лиц.   Если  власть  принадлежит  одному  -  монархия,  если  многим  -  аристократия,  если  всем  -  демократия,  или  республика. 

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

              как создаются высшие органы государства, и каково, их строение;

              как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами ;

              как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

              в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются  на:

              монархические (единоличные, наследственные)

              республиканские (коллегиальные, выборные).

 

                                     2.1.  МОНАРХИЯ

    

                    История  государственности  была  по  существу  историей  монархий,  и  в  ходе  ее  эта  форма  правления  существенно  видоизменялась.  Вот  почему  первым  основанием  классификации  монархий  является  их  разделение  по  тем  историческим  эпохам,  в  которых  они  существовали  и  существуют. 

В  историческом  разрезе  монархии  подразделяются  на  восточно-деспотические,  основанные  на  азиатском  способе  производства:

- античные  (рабовладельческие),  в  число  которых  входят  рабовладельческие  государства,  выросшие  на  основе  классической  древности  (например,  монархия  рабовладельческого  Рима); 

-  феодальные,  к  которым  относятся  раннефеодальные, отличавшиеся  большой  степенью  децентрализованности,   сословно - представительные,  в  которых  власть  монарха  была  ограничена  тем  или  иным  сословно - территориальным  представительством  (во  Франции -  Генеральными  штатами,  в  Англии - парламентом,  в  Испании - кортесами  и  т.п.),

-  абсолютные   (абсолютизм,  самодержавие),  в  которых  власть  полностью  принадлежит  одному  лицу,  и  складываются  такие  государственные  институты,  как  наемная  армия,  чиновничество,  королевская  казна  с  системой  податей  и  т.д.; 

- буржуазные,  в  которых  власть  короля  ограничивается  конституцией  и  парламентом  и  которые  подразделяются   на  дуалистические,  когда  монарх  сохраняет  всю  полноту  исполнительной  власти  (в  частности,  назначает  министров,  ответственных  перед  ним),  и  парламентарные,  когда  монарх  как  глава  исполнительной  власти  ограничен  в  правах  и,  в  частности,  назначаемые  им  министры  зависят  от  вотума  доверия  парламента  (например,  Великобритания,  Швеция).

                    Монархия  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются:           

- существование единоличного главы государства (царь, король, император, шах, фараон, князь и т.п.),  который,  как  правило,  пользуется  этой  властью  пожизненно;

-   наследственный порядок преемственности верховной власти;

-  монарх  представляет  государство  по  собственному  праву, которое  не  производно  от  власти  народа  (чаще  всего  подчеркивается  божественное  происхождение  монарха,  благодаря  чему  царь  становится  помазанником  Божьим,   иногда  получает  корону  из  рук  Папы  Римского и т.п.);

- отсутствием  юридической  ответственности  монарха  как  главы  государства.

Информация о работе Форма государственного устройства