Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание

Тема данной работы звучит «Форма государственного устройства». Цель работы в том, чтобы изучить более досконально основные понятия, термины, разновидности форм правления и познакомится с основной научной литературой по данной теме; сделать выводы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

             Реальная  уния  возникает  в  результате  соглашения  государств,  в  силу  которого  у  них  появляется  общий  монарх.  Члены  реальной  унии  независимы  друг  от  друга,  и  соединение  не  ограничивает  их  суверенитетов.  Не  образуется  ни  общей  территории,  ни  единого  подданства,  ни  общих  законов,  ни  общих  финансов  и  т.п.  Представляя  по  существу  международно-правовое  соглашение,  она  имеет  значение  преимущественно  в  области  внешних  сношений,  выступает  в  качестве  военного  союза,  как  носитель  единой  внешней  политики  и  т.п.

                        Реальные  унии  прекращаются  либо  из-за  превращения  в  единое  государство,  либо  из-за  расширения  союза  вследствие  того,  что  во  входящих  в  унию  государствах  корона  переходит  к  другим  монархам  конституционным  или  иным  путем.

  Фузия  (слияние  государств)  и  инкорпорация  (внешне  оформляемое  как  слияние  присоединение  одного  государства  к  другому)  -  последние  виды  уний,  рассматриваемых  государствоведением.  Фузией  было,  например,  воссоединение  ФРГ  и  ГДР,  инкорпорацией,  как  полагают  многие,  -  присоединение  Эстонии,  Латвии и  Литвы  к  СССР  в 1940 году.

 

                   3.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

 

         В  современной  теории  государственное  устройство  разделяется  на  унитарное  (простое)  и  сложное.

                     Унитарное  государственное  устройство  предполагает  существование  слитного  государства,  подразделяющегося  лишь  на  административно-территориальные  единицы  и  потому  не  включающие  в  себя  никаких  государственных  образований.  В  нем  господствуют  единые  конституционные  принципы,  существует  только  одна  система  центральных  органов  власти  (один  парламент,  одно  правительство,  один  верховный  суд),  как  правило,  функционирует  одна  валютная  система,  одна  армия  и  т.п. (Франция,  Швеция,  Финляндия,  Эстония,  Турция  и  т.д.).

                          В  зависимости  от  степени  централизации  унитарные  государства  делятся  на  централизованные  и  децентрализованные.  В  бюрократически  централизованных  государствах  во  главе  местных  органов  государственной  власти  стоят  назначенные  центром  чиновники,  которым  подчиняются  местные  органы  самоуправления.  Демократическая  форма  централизации  допускает  большую  степень  самостоятельности  выборных  местных  органов  государственной  власти  в  решении  их  региональных  вопросов.              Децентрализованным  теория  называет  государство,  в  котором  центральные  органы  государственной  власти  имеют  весьма  ограниченные  права  вмешательства  в  решения  местных  проблем  и  где  местные  органы,  избираемые  населением,  обладают  значительным  объемом  автономии.

                Сложное  государственное  устройство  предполагает  существование  государства,  включающего  в  себя  другие  государственные  образования. 

           Унитарное государство  -  это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

 

              Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

-   унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

-   на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

-   составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

-   унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

-   все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

-   имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

                    К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

 

                               3.2. ФЕДЕРАЦИЯ

 

    Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

    Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов,  входящих в союзное государство.

      В  отличие  от  конфедерации  она  обладает  своим  собственным  суверенитетом,  федеративными  органами  государственной  власти,  федеративной  конституцией,  армией,  системой  федеративных  налогов.  При  этом  нельзя  забывать,  что  федерация - именно  союзное  государство,  и  ее  суверенитет  производен,  вторичен  по  отношению  к  суверенитету  входящих  в  нее  государственных  единиц.  

    Однако  государственная  власть  федерации,  в  конечном  счете,  исходит  от  власти  вошедших  в  нее  государств.  Это  может  проявляться  в  разных  формах.  Иногда  правительства  входящих  в  федерацию  государств  образуют  высшую  власть  союзного  государства.  Иногда  из  среды  единого  народа  как  субъекта  федерации  выбираются  органы  федеративной власти,  например,  президент.  Но  и  в  этом  втором  случае  государствам  предоставлены  права  участия  в  осуществлении    союзной  государственной  власти.  Например,  во  всех  республиканских  союзных  государствах   одна  из  палат  парламента  функционирует  как  представительный  орган  членов  федерации.  Более  того,  в  некоторых  из  них  равенство  субъектов  федерации  выражается  в  предоставлении  каждому  государству - члену  равного  числа  депутатских  мест,  зачастую  отдельные  государства,  входящие  в  федерацию,  имеют  решающий  голос  при  изменении  конституции.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны  для большинства федеративных государств:

              1.. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.

4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США , Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их  субъектов.

Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

 

                                   3.3. КОНФЕДЕРАЦИЯ

 

   Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Такими  интересами  могут  быть  защита  территории  или,  напротив,  завоевание,  освобождение  от  зависимости  со  стороны  «третьего»  государства  и  т.п.

  При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.  При  таких  условиях  органы  конфедерации  не  имеют  императивной  власти  по  отношению  к  входящим  в  союз  членам,  и  принимаемые  ими  решения   становятся  обязательными  для  вступивших  в  союз  государств  только  после  подтверждения  этих  решений  собственными  органами  власти.

  Как  правило,  конфедерация  не  имеет  единой  армии,  законодательных  органов,  единого  гражданства,  единой  системы  налогов,  бюджета,  денежной  единицы.  Конфедерации  следует  отличать  от  коалиций,  являющихся  по  существу  оборонительными  или  наступательными  союзами.  В  отличии  от  них  конфедерация  является  относительно  постоянным  образованием,  имеющим  государственно - правовой  характер  и  конфедеральные  органы  управления  и  распространяющим  свою  власть  не  только  на  внешние  дела.

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

-      конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

-   конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

-     сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во  временном союзе;

-     государства могут договориться о единой денежной системе,  о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

 

                                                   3.4. ИМПЕРИЯ

 

                    Империя – сложное государство, которое состоит из главы государства (метрополия) и ее колоний.

Степень  зависимости  составных  частей  империи  бывает  различной.  В  прошлом  входящие  в  империю  образования  при  неразвитости  транспортных  средств  и  средств  связи  мало  соприкасались  с  имперской  властью.  В  Новое  время,  особенно  в ХХ  веке,  положение,  разумеется,  существенно  меняется.

            Некоторые  государства   пришли  к  выводу,  что  у  составных  частей  империи  никогда  не  было  единого  государственно-правового  статуса. 

            Круг  империй  достаточно  широк.  Они  существовали  во  все  исторические  эпохи.  Империями  были  и  Римское  государство  последнего   периода  своего  существования,  и  Великобритания,  и  Россия.

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

           Форма государства – это сложное общественное явление, которое включает в себе три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государства и  форму государственного режима.

          Форма правления может быть монархией и республикой. В свою очередь монархия может быть: парламентская (Англия, Дания, Япония), дуалистическая (Кувейт, Арабские Эмираты), выборная (Малайзия), теократическая (Ватикан) и принципат (Древний Рим). А республика: президентская (США, Мексика), полупрезидентская (Украина, Франция), парламентская (Германия, Италия).

          Форма государственного устройства:

-          унитарное (простое) – это государственный строй, когда национально- государственные административные единицы не имеют автономии, суверенитета, независимости, всех признаков государства;

-           федеративное – административные единицы имеют свой суверенитет;

-          конфедерация – это объединение государств, которые для выполнения определенных задач;

-          империя – это сложное государство, которое состоит из главы государства и ее колоний.                          

Рассмотренные три стороны формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти.

В ходе исторического развития государства содержание его меняется  быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную служебную  роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. Это противоречие решается в пользу, в конечном счете, в пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти.

С научной точки зрения невозможно такое положение, при котором  форма государства оставалась бы неизменной, несмотря на изменение содержания этого государства. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания.

Информация о работе Форма государственного устройства