Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание

Тема данной работы звучит «Форма государственного устройства». Цель работы в том, чтобы изучить более досконально основные понятия, термины, разновидности форм правления и познакомится с основной научной литературой по данной теме; сделать выводы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

                   Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

            В свою очередь монархия делится на:

              -   абсолютную

              -   ограниченную (парламентарную, конституционную)

              -   дуалистическую

              -   теократическую

              -   парламентарную

                 Абсолютная монархия  -  такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

         Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

                     К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

                  Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

                 Конституционная монархия  представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

                   Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не  перед монархом, а перед парламентом.

        Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

              Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

-   правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

-  лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

-   правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

                        Примерами такой монархии можно считать  -  Великобританию, Бельгию, Данию и др.

          При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

              Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

          В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан – феномен, религиозный лидер является главой государства – «Государство в государстве»).

         Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

 

                             2.2. РЕСПУБЛИКА

 

Республика  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

             Общими признаками республиканской формы правления являются:

-  существование единоличного и коллегиального главы  государства;             -     выборность  на  определенный  срок  главы   государства и других верховных органов государственной власти;                                                                              -   осуществление государственной власти не по своему  велению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;                                                                                            -    обязательность решений верховной государственной власти.

          Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

         Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

-  парламентарные

-  президентские

-  смешанные (полупрезидентские) 

                   Парламентская республика  -  разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

                  В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности.

Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

                 Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

         Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.  Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

        Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

                    Наиболее характерные черты президентской республики:

 -  внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

-  ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

-   более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

                    Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

                    Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

                  В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти.

                    Форма  правления  тоталитарного  государства  обычно  является  извращенной  формой  республики  и  отличается  следующими  признаками:

1)      наличием  правящей  партии,  составляющей  ядро  политической  системы  и  играющей  руководящую  роль  в  управлении  всеми  государственными  и  общественными  делами  страны;

2)       совпадением  вождя  партии  и  главы  государства  в  одном  лице,  стремящихся  к  пожизненному  сохранению  своих  политических  постов  (в  некоторых  странах  с  тоталитарной  формой  правления  даже  намечалась тенденция  наследственной  передачи  власти,  например,  в   КНДР  и   СРР);

3)      наделением  главы  государства  диктаторскими  полномочиями;

4)      формальным  характером  партийных  и  государственных  выборов;

5)      повышенной  ролью  партийной  и  государственной  бюрократии,  решающей  все  конкретные  дела  общественной  и  государственной  жизни;

6)   отсутствием  юридической  ответственности  главы  государства  и  партии.

 

     3.ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

-     из каких частей состоит внутренняя структура государства;

-     каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения  этих органов;

-    как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

-    в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на  три основных группы:  унитарное, федеративное,   конфедеративное.

                     Внутреннее  деление  государства,  правовое  положение  его  частей,  их  взаимоотношение  друг  с  другом  и  с  центральными  органами  власти  охватываются  понятием  «территориальное  устройство  государства».  

  Территориальное  устройство -  историческое  следствие  той  предпосылки  государства,  которая  сформировалась  в  результате  замещения  кровнородственных  связей  с  соседскими  и  эволюционировала  в  принцип  разделения  людей  не  по  их  происхождению,  а  по  проживанию  на  определенной  территории. 

    Объединения  монархических  государств  существуют  в  форме  личной  или  реальной  уний.  Общим  у  обеих  форм  является  то,  что  они  возникают  вследствие  совпадения  монархов  двух  или  нескольких  государств  в  одном  лице. 

                      Личная  уния  имеет  основанием  случайное,  непреднамеренное  совпадение  независимых  друг  от  друга  прав  на  корону  в  нескольких   государствах  на  основе  различных  порядков  престолонаследия.  Она  продолжается  до  тех  пор,  пока  эти  различные  правомочия  персонифицированы  в  одном  лице.  Как  только  по  закону  корона  опять  переходит  к  другим  лицам,  личная  уния  тотчас  же  прекращается. 

             Политическое  значение  личных  уний  может  оказаться  значительным  и  привести  к  полному  слиянию  разных  государств  (Кастилия  и  Арагон,  Англия  и  Шотландия  и  др.).  Между  государствами,  объединенными  общим  монархом,  невозможна  война.  Однако  в  большинстве  случаев  сколько-нибудь   существенного  сближения  между  ними  не  происходит.

Информация о работе Форма государственного устройства