Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является изучение одной тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей.
Поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие формы государства.
- изложить монархическую и республиканскую формы правления.
- рассмотреть формы государственного устройства.
- характеризовать государственные режимы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие формы государства 4
1.1. Монархические и республиканские формы правления 5
2. Форма государственного устройства 12
3. Политический режим 15
Заключение 20
Литература 22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием.

     Есть  и иные, искаженные формы республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военным  или революционным советом после  государственного переворота, когда  президент провозглашается пожизненным  президентом и др.

     Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентарные (например, Индия). Особое распространение получила первая из этих форм. В Африке до 90-х годов совсем не было парламентарных республик, нет их и в Латинской Америке.

     Республика  как форма правления возникла только с конца XVIII века (лат. respublica — «дело согласия народа»). Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская форма правления предполагала осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению авторов этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культуры идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.

     Республики  подразделяются на президентские и  парламентские. Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии).

     В президентских республиках глава  государства — президент избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в  России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние — президента). Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России — 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами.

     В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте. Это может быть, с одной стороны, достоинством такой формы правления, но, с другой стороны, и недостатком. Дело в том, что при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза нескольких партий), при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций), голосующей вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность, что создает нестабильность политической обстановки в стране.

     Выделяются  и смешанные республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. В формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

     Многих  республиканских черт лишена такая  форма правления, которая  создана в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным органом, например парламентом или особой избирательной коллегией. Они провозглашаются президентами группой своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент в этих условиях распускается, конституция целиком или в значительной части отменяется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положения вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных властей. Таким образом, создается необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют республиканские учреждения.

     Особая  форма республики — теократическая республика, где правит мусульманское духовенство, — существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет. Руководитель государства (рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве — халифате. Пост Руководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства.

     В Российской Федерации существует республиканская  форма правления, где главой государства  является президент, а законодательную  власть осуществляет парламент —  Федеральное Собрание, состоящее  из двух равноправных палат — Совета Федерации и Государственной  Думы. Российской Федерации присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.  

     2. Форма государственного  устройства

     Форма государственного устройства - понятие, относящееся к территориальной организации государства, соотношению государства как целого и его составных частей.

     Выделяют  три классических формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.

     1. Унитарное государство– это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство.

     В унитарных государств имеются местные  представительные органы, выборные местные  руководители; однако объем их полномочий определяется общегосударственным законодательством и центральными органами; руководители местных государственных органов специальной компетенции назначаются или согласовываются центральной властью. Центральная власть может при необходимости произвольным образом изменить административно-территориальное деление государства. Современными примерами унитарных государств являются Франция, Италия, Польша.

     2. Федеративное государство – это сложное государство, составные части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета).

     Федерация как форма территориального устройства государства зарождается в индустриальную эпоху. Она менее распространена в сравнении с унитарной формой. В современном мире федеративным является 21 государство (1/9 часть). При  этом в федеративных государствах проживает 1/3 населения Земли. Среди федераций есть крупные (Бразилия) и сравнительно небольшие по территории и населению (Союзная Республика Югославии); занимающие значительный удельный вес в мировой экономике (США) и не относящиеся к числу таковых (Бельгия); насчитывающие в своем составе свыше 100 наций и народностей (Россия) и отличающиеся малонациональным составом населения (Германия).

     Наиболее  существенным признаком федерации  является наличие собственной компетенции (предметов ведения и полномочий) субъектов федерации, в которую центральные (федеральные) органы власти не могут вмешиваться и которая не может быть произвольно изменена федеральным законодательством. Состав и территории субъектов федерации так же не могут быть изменены федеральными органам против воли субъектов федерации.

     Разумеется, при этом государство в целом  является суверенным и единым - имеются  федеральные органы власти, избираемые непосредственно населением всего  государства; важнейшие вопросы - оборона, международные отношения, денежная система, основы налоговой системы - решаются федеральными властями. Обычно субъекты федерации не имеют права выйти из состава федерации.

     Современными  примерами классических федеративных государств являются США, Канада, Германия.

     Исторически федерации возникали двумя путями:

     Объединением  ранее независимых государств. Например, США возникли в результате объединения  штатов.

     3. Конфедерация - союз суверенных государств, заключенный для достижения определенных целей. От федеративного государства конфедерация отличается прежде всего вторичным характером государственности конфедерации: как правило, органы конфедерации не избираются непосредственно населением конфедерации, а образуются органами власти государств, входящих в конфедерацию; каждое из государств остается суверенным, сохраняя право выхода из конфедерации; статус конфедерации определяется не конституционными актами, а договорами государств. От других обычных государств конфедерация отличается направленностью союза на внутренние задачи (единая денежная система, общее управление экономикой и пр.), а также глубиной интеграции государств.

     Исторический  опыт показывает, что за сравнительно короткое время конфедерации либо разваливаются (Египет и Сирия, Сенегал и Гамбия; в некоторой степени СНГ), либо становится федеративным государством (США).

     3. Политический режим

     Политический  режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления  власти государством. Государственный  режим — важнейшая составная  часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

     Государственно-политический режим это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

     Выделяют  следующие разновидности политических режимов:

     Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

     Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

     Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует. 
Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

     Демократический режим делает возможной последовательно  определяющую связь населения с  партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, так как обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

     Либерально-демократический режим является наиболее современной формой демократии. Либерально-демократический режим существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим — это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально-демократической формы. Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.

Информация о работе Форма государственного устройства