Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование формы государства и ее правового закрепления на примере Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
* изучить понятие формы государства;
* проанализировать понятие формы правления, изучить ее виды и правовое закрепление;
* дать определение форме государственного устройства, проанализировать ее виды и правовое закрепление;
* подвергнуть изучению государственный режим.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие формы правления...........................................................................5
2. Форма правления: понятие, виды и правовое закрепление.......................7
3. Форма государственного устройства: понятие, виды и правовое закрепление............................................................................................................17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика и правовое закрепление............................................................................................24
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................33

Работа состоит из  1 файл

ТГП (курсовая).docx

— 57.95 Кб (Скачать документ)

     Во  главе государства находится  монарх, который пользуется своей  властью по наследству, хотя возможны варианты, когда начало той или  иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью божией», как обыкновенно  указывается в его титуле, или  в случае избрания – «милостью  божией и волей народа»). Монарх не несет никакой юридической ответственности  за свои политические действия – в  «Утвержденной Грамоте» 1613 г. на Михаила  Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем»7.

     В руках монарха сосредоточена  вся полнота верховной государственной  власти, монарх выступает источником всякого права. Только с его волеизъявления те или иные постановления могут  приобретать силу закона.

     Монарх  находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях  с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

     При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной –  при посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или  властей, существующих независимо от монарха.

     Аристотель  в классификации монархий исходил  из психологических оснований –  монархия из «правильной» формы правления  превращается в «неправильную» –  тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует интересы личные, корыстные, правит по произволу. Сегодня различные виды монархий выделяются исходя из юридических оснований. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которой монарх делит власть с парламентом.         В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных  перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов  и т.п.), ему принадлежит право  вето и право неограниченного  роспуска парламента.

     В парламентарных монархиях (современные  Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные  главой государства министры зависят  от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных  законом, распускает парламент. Правовое положение монарха существенно  ограничено. Даже частные вопросы  государственной жизни, например, помилование  преступника, не могут быть решены без  согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая  служба и т.д.). Складывается положение, известное по формуле: «царствует, но не управляет».

     Как показывает опыт последнего времени, монархическую  форму правления не следует спешить  «списывать» как безнадежную  архаику. Эта форма правления, насчитывающая  не одну сотню лет истории, таит в  себе немало жизненных потенций. В  ноябре 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх – «отец нации», он стоит над  политическими страстями, не принадлежит  ни к какой партии, а главное, что  особенно привлекает в условиях сепаратизма  и центробежных тенденций, монарх –  символ единства нации и стабильного  правового порядка. Разумеется, при  этом нужно помнить о том, что  монархия это, по выражению философа И.А.Ильина, «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы  и т.д.8, ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или неподготовленное соответствующим образом лицо.

    Республика (лат. res publica, от res — дело и publicus — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков. В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности. Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

    Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

    В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной  власти, как правило, он равен 4-5 годам.

    В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

    В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.

    Республиканская форма правления закреплена и  в Конституции России (ст. 1 Конституции  РФ). Это означает, что верховная  власть в РФ осуществляется выборными  органами, избираемыми населением на определенный срок. Например, глава  государства – Президент РФ –  избирается на четыре года (ч. 1 ст. 81 Конституции РФ), парламент РФ – Федеральное Собрание – состоящий из двух палат, одной из которых является Государственная Дума, которая также избирается сроком на четыре года (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ). Порядок формирования верхней палаты Федерального Собрания – Совета Федерации – и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

    Устанавливая  республиканскую форму правления  в Российской федерации, Конституция  закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной  властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя  РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или  левого толка; создание государственных  органов на основе согласования интересов  управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных  органов путем свободных выборов  и на ограниченный срок.

    Республики  можно классифицировать по различным  основаниям. В частности, Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые, или непосредственные, республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей9. Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.

    Классическая  президентская республика характеризуется  следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.

    Сегодня к числу классических президентских  республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

    Классическая  парламентская республика характеризуется  следующими признаками: верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

    В настоящее время классическими  парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.

    Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют  свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем  совмещения и появления новых  признаков возникают неизвестные  ранее формы, причем эта тенденция  набирает силу. Особый интерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств, проведенный профессором В.Е. Чиркиным10.

    «Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь  возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).

    «Чистые»  формы правления наряду с достоинствами  имеют недостатки, присущие форме  как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в ряде государств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистических республик в отдельных государствах Африки. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Так, за полсотни послевоенных лет в парламентской республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентскую, а парламентской — в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм. В результате остается все меньше «чистых» президентских или парламентских республик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские республики. Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное количество членов парламента).

    Наиболее  характерной чертой полупрезидентской  республики является установление ответственности  перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым фактически, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.

    В настоящее время Российская Федерация  существует в форме полупрезидентской (президентско-парламентской) республики, что выражается в следующих признаках: 1) верховную государственную власть в России осуществляет Президент  РФ, Федеральное Собрание, Правительство  РФ и суды РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ); 2) избрание Президента РФ и депутатов Государственной   Думы   производится  непосредственно населением  страны; 3) Правительство РФ возглавляет Председатель, который назначается президентом РФ с согласия Государственной Думы;        4) Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, который, однако, может не повлечь никаких правовых последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того чтобы отправить Правительство РФ в отставку, Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). Но и в этом случае у Президента РФ есть альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.

Информация о работе Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации