Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование формы государства и ее правового закрепления на примере Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
* изучить понятие формы государства;
* проанализировать понятие формы правления, изучить ее виды и правовое закрепление;
* дать определение форме государственного устройства, проанализировать ее виды и правовое закрепление;
* подвергнуть изучению государственный режим.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие формы правления...........................................................................5
2. Форма правления: понятие, виды и правовое закрепление.......................7
3. Форма государственного устройства: понятие, виды и правовое закрепление............................................................................................................17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика и правовое закрепление............................................................................................24
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................33

Работа состоит из  1 файл

ТГП (курсовая).docx

— 57.95 Кб (Скачать документ)

    Однако, став, в конечном счете, по своему характеру  президентской республикой, Россия по-прежнему сохраняет некоторые  внешние признаки парламентского государства.

    Сочетание признаков президентской и парламентской  республик в Российской Федерации  выражается в наличии сильной  президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской  формы (наличие Председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения  от власти Правительства парламентом  и роспуска парламента Президентом).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Форма  государственного устройства: понятие, виды и правовое закрепление.

     Форма государственного устройства – это  элемент формы государства, характеризующий  внутреннюю структуру государства, его административно-территориальную  организацию, т.е. способ его политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его  составных частей, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. 

     С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на  унитарные (единые государственные  образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении  государственных образований: союзных  республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.).

     Унитарное ( от лат. «унус» – один) – простое, единое государство, части которого являются  административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система), как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными – Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными – Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в  ведение центральными органами вопросы. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии). Унитарное государство отличается полным политическим единством. Оно неделимо, каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

     Федерация (от лат. «федус» – союз ) – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. В нем наряду с  высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют и высшие органы и законодательства субъектов федерации, как, например,  в Германии, Индии, Мексике, Канаде.

     Федерации могут быть построены по территориальному (США), либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций  между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая  может быть изменена лишь с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов.

     Признаки  федерации:   

     1.Территория  федерации не представляет единого  целого в политико-административном  отношении. Правда, во многих федерациях  ее субъекты не обладают правом  выхода (право сецессии) из союза. 

     2. Субъект федерации, как правило,  наделяется учредительной властью,  т.е. ему предоставляется право  принятия собственной конституции,  в пределах установленной компетенции  издание законодательных актов,  иметь собственную правовую и  судебную систему. 

     3. Для федерации характерны наличие  двойного гражданства, двухпалатная  структура парламента (бикамерализм)11.

     Федерацией, в частности, является и Россия. Принцип федерализма занимает непоследнее место в закреплении демократической сущности РФ. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что Россия, помимо прочего, является федеративным государством. Российская Федерация состоит из частей – субъектов РФ – обладающих статусом государственных образований. На практике данный принцип реализуется в том, что субъекты РФ:

     – образуют свою систему органов государственной  власти, которая функционирует наряду с системой федеральных органов  государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ);

     – равноправны во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ);

     – Конституция разграничивает полномочия (предметы ведения) между РФ и субъектами РФ (ч. 3 ст. 11, ст.ст. 71, 73 Конституции РФ).

     В ст. 5 Конституции РФ содержатся основные принципы федеративного устройства России: государственная целостность  РФ, единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ, равноправие и самоопределение  народов в РФ, равноправие субъектов  РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    Государственная целостность РФ, в свою очередь, обеспечивается целостностью и неприкосновенностью  ее территории (ч. 3 ст. 4 Конституции  РФ); единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и  каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и  финансовых средств (по смыслу ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 74 Конституции РФ); верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ); единым гражданством РФ (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ); отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку односторонние решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности, единству системы государственной власти (по смыслу положений ст. 66 Конституции РФ).

    Единство  системы государственной власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную  власть. С юридической точки зрения, единство системы государственной  власти состоит в том, что совокупная компетенция государственных органов  охватывает все полномочия, необходимые  для осуществления функций государства, а те или иные органы данной системы  не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при  одних и тех же обстоятельствах  взаимоисключающие правила поведения.

      Реализую принцип разграничения  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, Российская  Федерация не только значительно  увеличивает круг реальных носителей  власти, но и добивается разграничения  их полномочий. Тем самым, создается  система, в которой каждый орган  осуществляет государственные полномочия  по строго определенному кругу  вопросов, и лишь вся система  в совокупности реализует государственную  власть в целом.

    Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях. Народы России пользуются равными  правами на самоопределение, т.е., прежде всего, на избрание формы своей государственности. На сегодняшний момент согласно ст. 65 Конституции РФ в России имеются: 21 республика, 1 автономная область  и 5 автономных округов.

     Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми  правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти, что в составе Федерации  не может быть субъектов, имеющих  в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими  субъектами.

     Имеющая место конфедерация (от лат. «конфедерацио» – сообщество) не относится к  форме государственного устройства, а является  формой объединения  суверенных государств, координирующих свою деятельность по каким-то вопросам. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для  объединившихся субъектов государственный  аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться  союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные  государственные образования и  существует сравнительно недолго: они  либо распадаются (как это произошло  с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию).

     Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является  СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

     Кроме вышеназванных форм в истории  имели место и некоторые другие   специфические формы – империи, протектораты и прочее. Так, империи  выступают «государственными образованиями, отличительными особенностями которых  являются  обширная территориальная  основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и  периферией, разнородный этнический и культурный состав населения»12. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

     Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

     История знает самые замысловатые формы  государственного устройства, самый  широкий диапазон принципов межгосударственного  единения и союзов публичного права: личная и реальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций  и государств, отношений доминионов и метрополий, торговые союзы и  военные блоки и т.п.

     Форма государственного устройства тесно  связана не только с публичной  властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной  организацией населения. При всей кажущейся  абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных).  Вовремя  и правильно решенные вопросы  государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы  устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут  стать одной из причин его распада.

     Один  из важнейших вопросов при любой  форме государственного устройства – это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих  минимизировать межэтнические и  межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые бы закрепили их в составе  государства и тем самым сохранили  стабильность и целостность последнего.

     Какие из рассмотренных выше форм государственного устройства являются оптимальными? Казалось бы, унитарное единое, централизованное государство наилучшим образом  противостоит сепаратистским устремлениям, однако многолетние конфликты в  Ольстере (Великобритания), у басков (Испания), у тамилов (Цейлон) и другие дают примеры совсем нередких исключений из правила.

     Федеративное  государственное устройство тоже не будет достаточно стабильным, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава имеют различные  взаимоотношения с центральными органами. В, такого рода, асимметричных  федерациях сохраняется почва для  борьбы регионов за привилегии, права, признание своих уникальных обстоятельств, одновременно сохраняется угроза целостности  федеративного государства.

Информация о работе Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации