Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование формы государства и ее правового закрепления на примере Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
* изучить понятие формы государства;
* проанализировать понятие формы правления, изучить ее виды и правовое закрепление;
* дать определение форме государственного устройства, проанализировать ее виды и правовое закрепление;
* подвергнуть изучению государственный режим.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие формы правления...........................................................................5
2. Форма правления: понятие, виды и правовое закрепление.......................7
3. Форма государственного устройства: понятие, виды и правовое закрепление............................................................................................................17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика и правовое закрепление............................................................................................24
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................33

Работа состоит из  1 файл

ТГП (курсовая).docx

— 57.95 Кб (Скачать документ)

Московский  гуманитарно-экономический институт

Калужский филиал 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

студента  группы ЮЗВС-07 юридического факультета

Зубова  Игоря Витальевича 
 
 
 

Учебная дисциплина: Теория государства и права

Тема: Форма государства  и ее правовое закрепление на примере  Российской Федерации

Вариант: 13 
 
 

Преподаватель: Лапшина И.Е.

                                                 Оценка: «    » 
 

«    »                       2008 г. 

2008 год

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

СТУДЕНТКИ: группы ЮЗВС-09 юридического факультета

Смирновой Натальи Евгеньевны 
 
 
 

Учебная дисциплина: Теория государства и права

Тема: «Форма государства и ее правовое закрепление  на примере Российской Федерации» 
 
 

преподаватель: к.ю.н. Гавриков Вячеслав Петрович 
 
 

г.Калуга 2010 год

Содержание

Введение...................................................................................................................3

  1. Понятие формы правления...........................................................................5
  2. Форма правления: понятие, виды и правовое закрепление.......................7
  3. Форма государственного устройства: понятие, виды и правовое закрепление............................................................................................................17
  4. Государственный (политический) режим: общая характеристика и правовое закрепление............................................................................................24

Заключение.............................................................................................................32

Список  литературы................................................................................................33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Категория формы государства показывает особенности  внутренней организации государства, порядок образования и структуру  органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

    Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме  определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология –  форма, эйдос, идея, морфэ. Заметим, что  форма и у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием1. Forma dat esse rei – форма дает бытие вещи – считали римские юристы.

    Однако  исходной информации в то время было недостаточно и потому исследования носили в основном описательный характер, что не мешает использовать их результаты и в настоящее время.

  Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

    Более полное представление о форме  конкретного государства дает анализ трех его составляющих — формы  правления, государственного устройства, государственно-правового режима2.

    Объектом  исследования является государство. Предметом  исследования является форма государственного устройства Российской Федерации.

     Целью данной работы является  исследование формы государства  и ее правового закрепления  на примере Российской Федерации.

     В соответствии с поставленной  целью предполагается решение  следующих задач:

  • изучить понятие формы государства;
  • проанализировать понятие формы правления, изучить ее виды и правовое закрепление;
  • дать определение форме государственного устройства, проанализировать ее виды и правовое закрепление;
  • подвергнуть изучению государственный режим.

   Теоретической основой данного исследования послужили  учебники по теории государства и  права отечественных авторов, периодические  издания и материалы многотомных  изданий зарубежных и отечественных  авторов.

   Методологическую  основу исследования составляют научные  труды в области теории государства и права, истории политических учений.

   В работе используется историко-юридический  метод исследования, с помощью  которого рассматривается классификации  форм правления, форм государственного устройства, государственных режимов  на основе опыта мировой истории.

   Также используется системно-правовой метод  исследования, который позволяет  выделять отличия и взаимосвязи  различных элементов в системе, а также позволяет определять правовую основу каждого элемента. 

  1. Понятие формы государства.

    Для характеристики сущности государства  особое значение имеют философские  категории: содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания.

    В настоящее время форму государства  рассматривают как единство трех основных элементов — формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

    В таком понимании форма государства  позволяет дать характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.

    Некоторые авторы различают форму государства  в узком и широком смысле. Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком — форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.

    Особое  значение для понимания формы  государства имеет соотношение с такими категориями, как функции государства, исторический тип государства и механизм государства.

    Наиболее  сложной и неоднозначной представляется диалектика соотношения функций государства, исторического типа и его формы. История не позволяет сделать вывод о существовании какой-либо прямолинейной зависимости между этими категориями. Кардинальное изменение направленности деятельности и типа государства отнюдь не всегда приводило к изменению его формы. Более того, монархическая форма правления и сегодня продолжает оставаться вполне приемлемой и не рассматривается в качестве архаизма3.

    На  становление и изменение формы  того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы. Так, в Великобритании в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная монархия. Германия, с точки зрения национального состава, вполне могла бы быть унитарным государством. Однако исторически сохраняющаяся автономность германских земель привела к конституированию федеративной формы государственного устройства.

    Близкими  по содержанию, но не совпадающими являются категории механизма государства и формы государства. Отдельные авторы определяют эти категории как систему, совокупность государственных органов4 и, тем самым, дают повод для их отождествления. Механизм государства действительно представляет собой совокупность государственных органов необходимых для осуществления внутренних и внешних функций. Форма государства дает характеристику государства не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов образования государственной власти, взаимоотношения ее с населением, распределения властных полномочий между составными частями и методов их осуществления. Таким образом, данные категории являются вполне самостоятельными и позволяют дать характеристику различным сторонам сущности государства. 
 
 
 

  1. Форма правления: понятие, виды и правовое закрепление.

    Под формой правления понимается организация  верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

    Такое понимание данной формы государства  позволяет дать ответы на ряд вопросов.

    Во-первых, какой способ лежит в основе организации  высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный — захват власти.

    Во-вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть.

    В-третьих, какова структура высших органов  государственной власти.

    В-четвертых, каким образом разграничена компетенция  между высшими органами государственной  власти.

    В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти.

    В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

    Монархия (от греч. monorchia — единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

     Несмотря  на то, что термин «монархия» означает «единовластие», известны исключения из этого правила. Так, в Спарте существовало два царя; Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме –  монархией. И, наоборот, лица, именовавшиеся  монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима5. В древности формы правления представляли живой интерес для исследования, но теоретически были слабо разработаны. В самом деле, Аристотель не пишет ничего о республике6, а реальные монархии были на первых порах значительно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха.

     Институт  монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной  земельной собственностью, испытывал  влияние раздробленности или  довольно жесткое ограничение сословно-представительными  собраниями.

     Период  расцвета монархии – это рубеж  Нового времени. Именно тогда со всей четкостью проявляется отличие  монархии от республиканской формы  правления, вырабатываются важнейшие  ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом). Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической  форме она сохраняется и сегодня  почти в трети стран мира.

Информация о работе Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации