Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование формы государства и ее правового закрепления на примере Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
* изучить понятие формы государства;
* проанализировать понятие формы правления, изучить ее виды и правовое закрепление;
* дать определение форме государственного устройства, проанализировать ее виды и правовое закрепление;
* подвергнуть изучению государственный режим.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие формы правления...........................................................................5
2. Форма правления: понятие, виды и правовое закрепление.......................7
3. Форма государственного устройства: понятие, виды и правовое закрепление............................................................................................................17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика и правовое закрепление............................................................................................24
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................33

Работа состоит из  1 файл

ТГП (курсовая).docx

— 57.95 Кб (Скачать документ)

     Чрезмерно централизованное государство облекает себя на неэффективность, несоразмерно децентрализованное устройство, как  указывал еще Макиавелли, чревато  распадом государства13. Подобная проблема как никогда актуальна сегодня для Российской Федерации, так как в ней реальная картина далека от классических ясных форм государственного устройства: избрание руководства исполнительной власти в республиках сочетается с назначением представителей Президента РФ в восьми округах самим Президентом России. Известная «многоэтажность» и неравноправие субъектов федерации позволяют до известной степени говорить о фактическом унитаризме или в лучшем случае об «асимметричной» федерации с сильным креном в сторону национальных, этнических и других особенностей. А ведь асимметрия в правовом статусе субъектов не может не сопровождаться асимметрией прав граждан. Человек, живущий в области, где избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью, пользуется меньшими правами, чем граждане национальных республик, где такой контроль существует. 
 
 
 

  1. Государственный (политический) режим: общая характеристика и правовое закрепление.

     Форма государственного режима  представляет собой совокупность способов и методов  осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.

     Политический  режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы управления государством, но и характерные способы деятельности негосударственных политических объединений  и организаций (партий, движений, клубов, союзов).

     Государственный режим характеризует в первую очередь отношение между гражданским  обществом и государством: уровень  гарантированности демократических  прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных  конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения  властных структур к правовым основам  государственной и общественной жизни.

     Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или  иную разновидность политического  режима оказывают влияние множество  факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические  полномочия государственных органов  и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы  классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние  на вид политического режима оказывают  исторические традиции страны, международная  обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

     Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой  демократии. Во времена феодализма характерными были режим абсолютистский, режим своеобразной «феодальной  демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим  «просвещенного абсолютизма». При капитализме  существуют либеральный, буржуазно-демократический  или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также  «фашизмоподобный», например, корпоративный  или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический  и марионеточный, в некоторых  исламских странах – клерикально-фундаменталистский.    Известная преемственность и  наличие некоторых неизменных в  принципе содержательных характеристик  позволяют свести все многообразие государственных режимов  к двум большим разновидностям – демократическому и антидемократическому.

     Итак, государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими – тоталитарными и авторитарными. Основным критерием классификации  государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления  государственной власти. 

     Демократические государственные режимы. Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических государственных режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-политические и экономические права граждан, независимо от пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.

     Демократический государственный режим может  предусматривать прямое участие  населения в решении государственных  вопросов (прямая, непосредственная демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных государственных  органов (парламентская, представительная демократия).

     Демократический государственный режим означает гарантированность провозглашенных  прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных  форм собственности и плюрализм  мнений.

     Демократический государственный режим  невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без  эффективного контроля над преступностью, особенно над ее наиболее опасными организованными формами.

     Антидемократические государственные режимы. Отличаются большим разнообразием и антидемократические государственные режимы, однако их  содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация каких-либо политических прав  и свобод, резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам, низкий экономический уровень жизни основных слоев населения, акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике

     Исследование  государственных режимов, динамики их развития в современном мире является одной из важных функций политической науки, имеет не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В  современном мире, в начале  ХХI века, идут интенсивные процессы превращения тоталитарных и авторитарных режимов в демократические, переплетения элементов традиционных и современных форм государственных режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации14.

     В России официально провозглашен демократический  режим.

    Демократическая сущность российского государства  закрепляется уже с первых строк  Конституции: «Российская Федерация  – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления» (ст. 1 Конституции  РФ).  Демократический характер России проявляется, прежде всего, в том, что  в тексте Конституции РФ  определяются цели демократического развития страны. Ими в соответствии со ст. 2 Конституции  РФ являются признание человека, его  прав и свобод высшей ценностью, а  также установление обязанности  государства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

    Термин  «высшая ценность» применяется  не случайно. Человек, его права и  свободы есть тот самый исходный момент, вокруг которого строится вся  остальная регламентация общественных отношений в государстве. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, каким-либо интересам  государства, приоритет отдается правам человека. В обеспечении указанного правила важное место занимает система  прав и свобод человека и гражданина, закрепленная в гл. 2 Конституции  РФ. При этом согласно ч. 1 ст. 55 Конституции  РФ, установленный в этой главе  перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания  или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

          Демократия в России строится также на основе следующих  закрепленных в Конституции РФ принципов: народовластие (ст. 3), политический и  идеологический плюрализм (ст. 13), разделение властей            (ст. 10).

    Народовластие выражается в признании многонационального народа РФ носителем суверенитета и  единственным источником власти в РФ. Свою власть народ осуществляет в  трех основных формах:

    – в форме государственной власти, представленной специальной системой государственных органов РФ и  ее субъектов;

    – в форме общественной власти, представляющей собой власть общественных объединений  и групп граждан;

    – в форме местного самоуправления, сочетающего в себе черты государственной  и общественной власти.

    Одной из форм непосредственной демократии, в свою очередь, является референдум. Референдум Российской Федерации –  всенародное голосование граждан  Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (ст. 1 ФКЗ  «О референдуме Российской Федерации). Ст. 6 ФКЗ «О референдуме РФ» устанавливает  следующие вопросы, которые могут  быть вынесены на референдум: 1) проект новой Конституции; 2) проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение  на референдум которых предусмотрено  международным договором Российской Федерации; 3) иные вопросы. В ч. 5 этой же статьи содержится исчерпывающий  перечень вопросов, которые не могут  быть вынесены на референдум:

    1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации,  закрепленного Конституцией Российской  Федерации; 2) о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий  Президента Российской Федерации,  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации,  а также о проведении досрочных  выборов Президента Российской  Федерации, депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации либо о перенесении  сроков проведения таких выборов; 3) об избрании, о назначении на  должность, досрочном прекращении,  приостановлении или продлении  полномочий лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации; 4) о персональном составе федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов; 5) об избрании, о досрочном  прекращении, приостановлении или  продлении срока полномочий органов,  образованных в соответствии  с международным договором Российской  Федерации, либо должностных лиц,  избираемых или назначаемых на  должность в соответствии с  международным договором Российской  Федерации, а также о создании  таких органов либо назначении  на должность таких лиц, если  иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации; 6) о принятии и об изменении  федерального бюджета, исполнении  и изменении внутренних финансовых  обязательств Российской Федерации; 7) о введении, об изменении и  отмене федеральных налогов и  сборов, а также об освобождении  от их уплаты; 8) о принятии чрезвычайных  и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения; 9) об амнистии и о помиловании.

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума  проголосовало более половины участников референдума, принявших участие  в голосовании (ч. 7 ст. 80 ФКЗ «О референдуме  РФ»).

    Для полноценного механизма реализации власти народа немаловажное значение имеет и местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ в России признается и гарантируется местное  самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. В  современных условиях в России под  местным самоуправлением понимается право и способность населения  разных территориальных единиц управлять  в рамках закона под свою ответственность  и в собственных интересах  значительной частью общественных дел.15 Конституция определила то, что в отличие от государственной власти, субъектом власти в местном самоуправлении является население муниципального образования. При этом устанавливается, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ). 

    Принцип политического и идеологического  многообразия выражается в том, что, во-первых, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, и, во-вторых, в России признаются политическое многообразие и многопартийность –  возможность существования различных  политических партий в стране, в  том числе, и оппозиционных государственной  власти, а также право этих партий участвовать в политической жизни  страны. Все существующие в России партии равны перед законом и  имеют одинаковые права в общественно-политической и хозяйственной жизни.

    Принцип разделения властей предполагает создание в РФ государственных органов, предназначенных  для исполнения трех основных функций  государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная  деятельность, которая предусматривает  принятие законов, осуществляется высшим представительным органом – парламентом, состоящим из двух палат Федерального Собрания (верхней – Совет Федерации  и нижней – Государственная Дума). Исполнение законов и исполнительно-распорядительная деятельность возлагаются на органы исполнительной власти (министерства, службы и агентства). Высшая исполнительная власть принадлежит Правительству  РФ. Полномочия в области судебной власти осуществляются системой независимых  судей. Высшими судебными органами в РФ признаны Конституционный суд, Верховный суд и Высший Арбитражный  суд. В пределах своей компетенции  по осуществлению указанных функций  эти государственные органы, с  одной стороны, самостоятельны и  независимы, с другой стороны –  взаимно уравновешивают друг друга  так называемой системой сдержек  и противовесов.

Информация о работе Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации