Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов управления РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Содержание

Введение……………………………….…………………………….…………3 стр.
Финансовая система……………………….…………………..………...5 стр.
Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья…5 стр.
Структура финансовой системы………………………………..10 стр.
Управление финансовой системой РФ………………………………..12 стр.
2.1. Формирование финансовой системы РФ………...…………….12 стр.
2.2. Финансовый контроль РФ………….….………………………..17 стр.
2.3. Органы управления финансами РФ.………….......……...…….19 стр.
Проблемы финансовой системы РФ.……………………………….….27стр.
3.1. Проблемы укрепления финансовой системы РФ в современных условиях………………………………………………………………...27 стр.
3.2. Какая финансовая система нужна России? ………………..….33 стр.
3.3. Какие задачи должен решать финансовый сектор?...................38 стр.
Заключение……………………………………………………………….…....40 стр.
Список литературы………………………………………….………………...41 стр.

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система РФ.docx

— 152.18 Кб (Скачать документ)

    Для финансовой системы в целом решающее значение имеют такие функции, как  планирование, организация, стимулирование.

    - 15 -

    Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов введения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также  разработка прогнозов и бизнес - планов развития предприятий и организаций, смет доходов и расходов домашних хозяйств. К функции планирования обычно относят и распределение  ограниченного объема финансовых ресурсов во времени с учетом приоритетов  и целей развития, перераспределения  финансов между бюджетом, предприятиями  и домашними хозяйствами. Эта  функция реализуется путем составления  бюджетов, планов и прогнозов на соответствующий финансовый год  и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения  ит.п.

    Функция организации включает выбор предприятиями  организационно - правовой формы, бюджетное  устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс  организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов предприятий и домашних хозяйств.

    Функция стимулирования предполагает выбор  оптимальных средств и способов, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Эта функция позволяет  интерпретировать факторы, влияющие на финансовую деятельность. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение  людей в процессе принятия ими  решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов. 
 
 
 
 

    - 16 -

    2.2. Финансовый контроль РФ. 

    Финансовый  контроль- это совокупность действий и операций по проверке правильности и обоснованности формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов.

    Необходимость финансового контроля обусловлена  тем, что в условиях экономических  отношений товарно - денежные отношения  невозможны без осуществления контроля за ними. Финансовый контроль основан  на объективно существующей контрольной  функции финансов, он распространяется на все стадии воспроизводственного процесса и является разновидностью деятельности органов государственной  власти и управления.

    Основными направлениями финансового контроля являются:

    • Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством;

    • Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины;

    • Проверка эффективности использования финансовых ресурсов;

    • Проверка соблюдения финансового законодательства и др.

    Классификация финансового контроля осуществляется по следующим категориям:

  1. По субъектам.
  2. По источникам проверяемых данных.
  3. По времени проведения.
  4. По методам.
  5. По объектам контроля.

    Рассмотрим  более подробно каждую классификацию.

    По  субъектам финансовый контроль делится  на:

    • общегосударственный – осуществляется со стороны органов государственной представительной власти в лице Президента РФ, его администрации, Федерального собрания и др.

    - 17 -

    • ведомственный – осуществляется со стороны органов государственной исполнительной власти в лице Минфина РФ, Центрального Банка, Федеральной налоговой службы, Таможенного комитета и др.

    • внутрихозяйственный( внутрифирменный) – осуществляется внутри предприятий и организаций бухгалтерией, экономическим отделом, службой финансового менеджмента;

    • независимый - осуществляет аудиторскими фирмами, имеющими лицензию.

    По  источникам проверяемых данных финансовый контроль подразделяется:

    • документальный – проверяются сметы, финансовые планы, отчеты, другие денежные и финансовые документы;

    • фактический – осуществляется проверка фактического состояния проверяемого объекта.

    Финансовый  контроль по времени проведения подразделяется на:

    • предварительный – проводится до формирования денежных фондов путем проверки проектов, финансовых планов, смет;

    • текущий – осуществляется в момент проведения денежных сделок и финансовых операций путем проверки бухгалтерской отчетности;

    • последующий – осуществляется путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности;

    По  методам финансовый контроль подразделяется на:

    • проверки;

    • ревизии;

    • обследования;

    • надзор;

    • анализ; 

    - 18 -

    По  объектам финансовый контроль делится  на:

    • бюджетный контроль;

    • контроль за внебюджетными фондами;

    • налоговый контроль;

    • страховой контроль и др. 

    2.3. Органы управления финансами РФ. 

    Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные  и исполнительные органы, которые  наделены соответствующей компетенцией.

    Согласно  Конституции РФ высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Государственной  Думы и Совета Федерации.

    Представительные  органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов  Федерации рассматривают, обсуждают  и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах  и сборах в пределах их компетенции, определенной Конституцией РФ.

    Исполнительную  власть в стране осуществляют Правительство  РФ и исполнительные органы субъектов  Федерации.

    Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми  вопросами государства. Правительства  РФ и республик издают постановления  и распоряжения по вопросам финансов.

    Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органы

    - 19 -

местного  самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство  финансами на соответствующих территориях  административных образований.

    Кроме указанных высших органов государственной  власти в финансовой деятельности участвуют  специальные органы. Их можно разделить  на две группы:

    1. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Минфин РФ, Банк России);

    2. Государственные органы специальной компетенции (федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор, коммерческие банки).

    Все акты исполнительных органов власти специальной компетенции могут  издаваться не иначе как на основании  и во исполнение закона.

    В РФ образованы государственные органы специальной компетенции, для которых  финансовая деятельность является основной их функцией.

    Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами  РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с положением "О Министерстве финансов РФ" №329 от 30.06.2004г., оно является юридическим лицом, имеет печать с изображением герба и своим  наименованием, находится в г. Москве.

    Основными задачами Минфина РФ являются:

    • совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

    • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ;

    - 20 -

    • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально- экономического развития РФ;

    • разработка проекта федерального бюджета;

    • составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

    • разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

    Министерство  финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие  основные функции:

    1. Подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

    2. Участвует в разработке прогнозов социально- экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

    3. Участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ, услуг;

    4. Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

    5. Разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ;

    6. Разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноз консолидированного бюджета РФ;

    7. Исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; 

    - 21 -

    8. Осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.

    В настоящее время в центральном  аппарате Минфина РФ функционируют  следующие подразделения:

    - департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение;

    - департамент отраслевого финансирования, созданный на базе упраздненных департаментов промышленности, департамента агропромышленного комплекса, инвестиций и транспортных систем и связи;

    - департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

    - департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющим эмиссию внутренних государственных займов, выплату по ним процентов и их погашение;

    - департамент управления государственным внешним долгом, который производит выпуск внешних займов и их погашение;

    - департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.

    Важное  подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Органы федерального казначейства впервые были образованы в 1863 году. После революции 1917 года они  были упразднены и их функции выполнял Минфин. Вновь это подразделение  было образовано в 1992году. Федеральное  Казначейство является юридическим  лицом, его деятельность финансируется  из бюджета на основании самостоятельной  сметы расходов. Руководство федеральным  Казначейством осуществляет заместитель  министра финансов РФ. В состав Казначейства входят:

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации