Феодальная раздробленность на территории Руси (XII-XV вв.). Создание советского государственного аппарата (октябрь 1917 – 1918 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 07:56, контрольная работа

Описание

В узком понятии он охватывал высшие и местные органы государственной власти — Советы депутатов трудящихся, которые создавали органы государственного управления: в центре — вначале Совет Народных Комиссаров, а затем Совет Министров СССР и Советы Министров союзных и автономных республик, а также министерства и ведомства; на местах — исполнительные комитеты Советов и их отделы, которые занимаются вопросами работы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, МТС, направляют развитие коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, проявляют заботу о культурно-бытовом обслуживании населения.1

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Феодальная раздробленность на территории Руси (XII-XV в.в.)
Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.)…………………………………..…..………………………………...…..…5
Причины феодальной раздробленности Руси………………………..……..5
2. Русские княжества в период феодальной раздробленности………………..9
2.1 Владимиро (Ростово)-Суздальское княжество……………………………...9
2.2 Галицко-Волынское княжество……………………………………………..12
2.3. Новгородская Феодальная Республика……………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….17
Создание советского государственного аппарата (октябрь 1917-1918 г.г.)
1 Октябрьская революция 1917 г……………….……………………………...20
1.1. Совет народных комиссаров………………………..……………………...21
1.2. Высший совет народного хозяйства…………………………..…………..23
1.3. 3 съезд Советов………………………………………………………..…….24
2. Принятие первой конституции РСФСР 1918 г…………………………..….27
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

к р ИОГП.docx

— 65.85 Кб (Скачать документ)

Политический распад страны привел к активизации половцев. Раздробленная  Русь не смогла противостоять в дальнейшем монголо-татарскому войску. Однако даже в период феодальной раздробленности  оставалась связь между, казалось бы, полностью обособленными территориями. Таких связующих нитей было несколько. Во-первых, это исторический авторитет  Киева и власть киевских князей. Во-вторых, это влияние церкви. Киевский митрополит был главой всей русской  православной церкви. К тому же во время княжеских усобиц церковь, как правило, выступала за единство русских земель. В-третьих, население бывшего Древнерусского государства продолжало считать себя единой общностью, продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли.

С оригинальным объяснением  раздробления Киевской державы выступил Л.Н. Гумилев. Согласно его концепции, оно стало результатом спада  пассионарной энергии в системе древнерусского этноса. Проявления этого спада он усматривал в ослаблении общественных и внутригосударственных связей вследствие победы узкокорыстных интересов и потребительской психологии, когда государственная организация воспринималась обывателями как обуза, а не как гарант выживания, стабильности и защиты Рыбаков С.В., История России с древнейших времен до второй половины  XIX века- Л., И., 1997 г., С.66.

Накопленные богатства обеспечивали комфорт, поэтому носители потребительской  психологии задавали тон в обществе, духовно - идеологически подавляя людей  общественно активных, самоотверженных, терпеливых. Потребительство разжигало эгоистические страсти, распространяло безразличие к государственным проблемам, мешало чутко угадывать перспективу Фроянов И.Я. Древняя Русь.Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. - М.,СПб.,1995. Гл. 7, 9..

Несмотря на то, что наиболее дальновидные люди предупреждали о  жестоких последствиях раздробленности, называя ее «погибелью земли русской», большинство было инертным, находясь под впечатлением недавнего благополучия, обманываясь, что оно будет вечным. В течение XI и в начале XII веков  военные столкновения Руси с ее соседями не перерастали рамок пограничных  конфликтов. Относительная безопасность делалась привычной, вносила элементы беззаботности. Поколения, выраставшие  в таких условиях, упускали из внимания мысль о государстве как гаранте  выживания народа - мысль, хорошо понятную их предкам, создавшим государство  в обстановке непрерывных войн с  кочевниками. Люди теряли бдительность, отвлекались от мыслей о судьбе отечества, их внимание переключалось на внутриполитические склоки.

Для мыслящей части общества в те времена оценка раздробленности  была однозначно негативной. Русские  летописцы обозначили последствия  государственного распада как «наказание за грехи». В конце XII века безымянный автор «Слова о полку Игореве» перед лицом подступающей внешней  угрозы обратился к князьям с  призывом к единению русских сил. И хотя оставалось лишь 38 лет до битвы  на Калке, этот призыв остался не услышанным.

Отрицательные последствия  раздробленности не заставили себя долго ждать. В конце XII века усилился натиск половцев, который для монолитной в военно-политическом отношении  Руси не вызывал бы особых трудностей. В результате половецких набегов  страдала, прежде всего, Киевская земля. Половцы и внутренние усобицы  разорили Киев, привели его к упадку. Население Южной Руси отливало в  северные и северо-западные районы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Создание советского государственного аппарата

(октябрь 1917 – 1917 г.г.)

 

  1. Октябрьская революция  1917 года

 

После победы вооруженного восстания, 25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде открылся II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, решением которого власть в стране перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Первый раз в мире власть государства  построена у нас в России таким  образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации - Советы, и этим Советам передается вся  государственная власть.

  Советы рабочих и солдатских депутатов исполняли функции власти в городе, а Советы крестьянских депутатов на селе. Высшим органом власти в стране в период между Съездами Советов был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) Временным рабочим и крестьянским Правительством являлся Совет Народных Комиссаров, избранный II Всероссийским съездом Советов. Все три государственных органа имели законодательные полномочия. 24 ноября 1917 СНК принял Декрет о праве отзыва, вводивший право избирателей отзывать своих депутатов.

Осенью 1917 года большинство крестьянских Советов находилось под влиянием эсеров, много эсеров было делегировано на Чрезвычайный Всероссийский съезд  Советов крестьянских депутатов (10 ноября — 25 ноября или 23 ноября — 8 декабря) и II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (26 ноября — 10 декабря или 9—23 декабря). Большевиков поддержали левые эсеры и съезды признали все декреты Советской власти и необходимость объединения Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Состоялось слияние Центральных исполнительных комитетов Советов крестьянских депутатов и Советов рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние в январе 1918 III Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стал правопреемником развалившегося Учредительного Собрания. Была утверждена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, объявившая Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. К марту 1918 в основном завершился процесс объединения Советов на местах. Возникла единая система Советов. Местные советы самостоятельно решали местные вопросы, но должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов. 15(28) января 1918 был принят Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Советы стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.2

 

1.1. Совет народных комиссаров.

         26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство, председателем которого был избран В. И. Ленин. Этот декрет определил основы правового положения Советского правительства. Практическая же деятельность Совета Народных Комиссаров (СНК) свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов — актов законодательного характера.3

В отличие от первого Советского правительства последующие составы  СНК формировались на заседаниях Всероссийского Центрального Исполнительного  Комитета (ВЦИК) соответствующего созыва, избранного в свою очередь съездом  Советов. Такие особенности полномочий и порядка создания СНК были обусловлены необходимостью обеспечить оперативное руководство жизнью молодой республики, принимать оперативные меры по борьбе с ее многочисленными врагами.

Руководство отдельными отраслями  государственной жизни поручалось комиссиям (вскоре они стали называться народными комиссариатами), председатели которых входили в СНК. Народные комиссариаты, как указывалось в декрете, обязывались в тесном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийским съездом Советов.

Наркоматы наследовали функции  прежних министерств. Осуществляли в рамках своей компетенции планирование, управление, принимали непосредственное участие в законотворчестве. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Во главе каждого наркомата  стоял народный комиссар (нарком), который  имел заместителей. Совещательным органом  при наркоме была коллегия.4 

1.2. Высший совет народного хозяйства.

Осуществляя рабочий контроль над производством, пролетариат не только охранял промышленность от разрушения, но на практике постигал сложное искусство управления хозяйством. На базе рабочего контроля в декабре 1917 г. был образован специальный орган хозяйственного управления — Высший Совет Народного Хозяйства, который «.. .должен быть таким же боевым органом для борьбы с капиталистами и помещиками в экономике, каким Совет Народных Комиссаров является в политике».5

Как орган управления хозяйством ВСНХ был наделен широкими полномочиями. Его основной задачей была организация  народного хозяйства и государственных  финансов. В соответствии с этим ВСНХ вырабатывал общие нормы  и план регулирования экономической  жизни страны, объединял деятельность центральных и местных органов управления отдельными отраслями хозяйства, Всероссийского совета рабочего контроля, а также деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ было предоставлено право конфискации, реквизиции, секвестра, торговли и проведения иных мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.

Местными органами ВСНХ являлись областные советы народного хозяйства. Власть Советов с невиданной ранее  быстротой распространялась по стране. Центральные органы Советского государства  — Всероссийский Центральный  Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный комиссариат  внутренних дел руководили всеми  сторонами деятельности органов  власти на местах, стремились обеспечить, прежде всего, их необходимое организационное  единообразие в построении и деятельности.

 

 

 

1.3.  3 съезд Советов.

         

Чрезвычайно важную роль в  деле законодательного оформления первых результатов советского строительства  сыграл III съезд Советов, собравшийся  в январе 1918 г.

Документы съезда — «Декларация  прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» — провозгласили принцип демократического централизма в построении советского государственного аппарата, определили систему, компетенцию центральных и местных органов государственной власти и государственного управления. Съезд особо подчеркнул самостоятельность и полноту прав местных Советов и их исполнительных и распорядительных органов в решении всех местных дел.

Решения III Всероссийского съезда Советов стали основой дальнейшего укрепления советского государственного аппарата, установления правильных взаимоотношений между центром и местами. Коммунистическая партия учитывала, что стремление местных органов к полноте власти, вполне естественное и необходимое в условиях ломки старого государственного аппарата, приводило подчас к ошибкам и извращениям ленинской линии в вопросах советского строительства.

В специальном разделе  Конституции «Конструкция Советской  власти» была законодательно закреплена система органов государственной власти и государственного управления. Высшей властью в республике был Всероссийский съезд Советов. В период между съездами функции высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.

Общее управление делами Российской Республики возлагалось на Совет  Народных Комиссаров. Члены СНК возглавляли отдельные наркоматы, которых было образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения. 6

При народных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом Народных Комиссаров. Народные комиссары и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК.

Накануне Октябрьской  революции на местах существовали городские  и земские органы самоуправления, Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, комиссары  Временного правительства, органы сословного самоуправления.

II Всероссийский съезд  Советов рабочих и солдатских  депутатов утвердил принцип полновластия  и единовластия Советов на  местах в решении местных дел.  Съезд также объявил о ликвидации  должности комиссаров Временного  правительства на местах. Декретом  ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднялись все сословия и сословные деления граждан и сословные организации и учреждения.

Власть на местах переходила к Советам. Уже к концу 1917 г. насчитывалось 30 исполкомов губернских Советов, 121 городской исполком, 286 уездных, 6088 волостных исполкомов. Вместе с районными и областными Советами на местах было образовано 7550 органов управления, в которых работало свыше 100 тыс. трудящихся. Строительство новых органов государственной власти и государственного управления на местах проходило в условиях ожесточенной классовой борьбы, наталкивалось на разного рода трудности, вызванные хозяйственной разрухой, отсутствием подготовленных кадров и т. д.7

 Начался процесс слияния Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. было установлено право избирателей отзывать своих выборных в том числе и из местных Советов. Местные Советы создавали свои вооруженные формирования (отряды рабочей милиции), что усиливало их власть.

На Советы и их органы возлагались задачи управления и  обслуживания административной, хозяйственной, финансовой, культурно-воспитательной сторон местной жизни. Они наделялись правом издавать постановления, т.е. местные  нормативные акты. Советы избирали из своей среды исполнительный орган (исполком, президиум), на который они  возлагали проведение в жизнь  своих постановлений и всю  текущую работу по управлению.

Информация о работе Феодальная раздробленность на территории Руси (XII-XV вв.). Создание советского государственного аппарата (октябрь 1917 – 1918 гг.)