Система пенсионного обеспечения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:06, контрольная работа

Описание

Финансовая система Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система любого государства формируется в зависимости от административного устройства, политического, экономического и социального положения государства. В Российской Федерации финансовая система включает в себя звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонда страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Содержание

1. Экономическое содержание и виды внебюджетных фондов в РФ……..3

2. Пенсионный фонд РФ: функции, источники формирования и использования……………………………………………………………………....10

3. Пенсионная реформа в РФ. Накопительная система пенсионного обеспечения. Негосударственные пенсионные фонды в РФ…………………..12

4. Проведите анализ динамики, состава и структуры доходов и расходов Пенсионного фонда РФ. Оцените уровень пенсионного обеспечения в РФ…..18

Работа состоит из  1 файл

конт бюджетная система РФ.docx

— 956.22 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Тема 13. Система пенсионного  обеспечения в  РФ 

    
  1. Экономическое содержание и виды внебюджетных фондов в РФ……..3
 
 
    
  1. Пенсионный  фонд РФ: функции, источники формирования и использования……………………………………………………………………....10
 
 
    
  1. Пенсионная  реформа в РФ. Накопительная система  пенсионного обеспечения. Негосударственные  пенсионные фонды в РФ…………………..12
 
 
    
  1. Проведите анализ динамики, состава и структуры  доходов и расходов Пенсионного  фонда РФ. Оцените уровень пенсионного  обеспечения в РФ…..18
  2.  
  3. Экономическое содержание и виды внебюджетных фондов в РФ
 

    Финансовая  система Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система любого государства  формируется в зависимости от административного устройства, политического, экономического и социального положения  государства. В Российской Федерации  финансовая система включает в себя звенья финансовых отношений: государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонда страхования, финансы  предприятий различных форм собственности. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

    В результате ограниченности финансовых ресурсов у государства возникает  необходимость их перераспределения, которое осуществляется в различных  формах (фондовой и нефондовой).

    Фонды – экономическая форма распределения стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения относительно обособленных целевых частей в его составе.

    Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

    Внебюджетный  фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

    Порядок их образования и использования  регламентируется финансовым правом.

    Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

    Государство мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных средств.

    Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

    - запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

    - денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

    - формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

    - страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

    - на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

    - денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

    - расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

    Внебюджетные  фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

    Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое  назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. 

    Виды  внебюджетных фондов их классификация  и источники формирования

    В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования  внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

    Централизованные  внебюджетные фонды имеют общегосударственное  значение и используются для решения  общегосударственных задач. В состав централизованных внебюджетных фондов входят:

    Пенсионный фонд Российской Федерации.

    - Фонд социального страхования Российской Федерации.

    - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    Централизованные  внебюджетные фонды служат финансовой гарантией прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного экономического и социального положения отдельных  групп населения.

    Децентрализованные  внебюджетные фонды формируются  для решения территориальных, межотраслевых, отраслевых и т. п. задач. Они создаются по решению региональных и муниципальных органов власти для решения

    - региональных и местных задач

    - отраслевых задач.

    Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  определенных расходов, имеющих особое значение, другой - формирование внебюджетного  фонда с собственными источниками  доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный  для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых  ранее неизвестных расходов, которые  заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный  орган принимает специальное  решение об образовании данного  внебюджетного фонда.

    Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

    Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

    Федеральные внебюджетные фонды  формируются за счет следующих источников:

    - специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

    - отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

    - средства бюджета;

    - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

    - займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков. 

    Эволюция  внебюджетных фондов в России

    История возникновения внебюджетных государственных  фондов связана с развитием специальных  видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались  за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или  счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными.

    Создание  специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства  в области всегда актуальных военных  расходов, научных исследований, регулирования  экономического развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались  для строительства, правительственной  предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным  долгом, системой национального страхования. В России составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т. д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного.

    Впервые целевые бюджетные фонды стали  создаваться в Российской Федерации  в период перехода страны на новые  экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная  причина их создания - необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

    При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались  с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. 

    Фонд  социального страхования

    2 июня 1903 года с высочайшего соизволения  императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

    Ныне  Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует  выплату пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка  и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также  пособия на погребение умерших.

    Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное  обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную  кампанию.

    Отделения Фонда созданы на территориях  всех субъектов Российской Федерации.

    Фонд  организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого  ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального  страхования. В необходимых случаях  Фонд перераспределяет средства социального  страхования между регионами  и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются  государственные программы по совершенствованию  социального страхования, охраны здоровья работников.

    Фонд  социального страхования формируется  за счет:

  • страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92 % от общей суммы доходов);
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • ассигнований из бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
  • прочих доходов (возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные законодательством; уплаченные в установленном порядке суммы за путевки, приобретенные страхователемзасчет средств Фонда, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.).

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в РФ