Система пенсионного обеспечения в РФ и её влияние на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм - Пенсионная система – это

Содержание

Введение..……………………………………………………………………………..3
Глава 1: Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в РФ…4
1.1 Институты пенсионного обеспечения………………………………………..4
1.2 Структура пенсионной системы………………………………………………6
1.3 Государственное пенсионное обеспечение…………………………………8
1.4 Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы………………11
1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение………………………………14
1.6 Инвестиционная политика НПФ……………………………………………..17
Глава 2: Реформа пенсионного обеспечения в РФ……………………………..20
2.1 Становление системы пенсионного обеспечения в РФ……………………20
2.2 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………………23
2.3 Пути проведения пенсионной реформы…………………………………….25
2.4 Проведение пенсионной реформы…………………………………………..27
Глава 3: Пенсионные фонды в РФ………………………………………………29
3.1 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета
на 2002год…………………………………………………………………………….29
3.2 Анализ деятельности НПФ……………………………………………………31
3.3 Перспективы развития НПФ………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 80.25 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Норильский  Индустриальный Институт»

Кафедра бухгалтерского учёта  и финансов 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Финансовый менеджмент»

на тему: «Система пенсионного обеспечения  в РФ и её влияние на экономику» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Лисович Е. М.

Проверил: Трифонов Е. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Норильск 2011г.

Содержание 

Введение..……………………………………………………………………………..3

Глава 1: Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в  РФ…4

     1.1 Институты пенсионного обеспечения………………………………………..4

     1.2 Структура пенсионной системы………………………………………………6

     1.3 Государственное пенсионное обеспечение…………………………………8

     1.4 Формирование финансовых ресурсов  пенсионной системы………………11

     1.5 Негосударственное пенсионное  обеспечение………………………………14

     1.6 Инвестиционная политика НПФ……………………………………………..17

Глава 2: Реформа пенсионного  обеспечения в  РФ……………………………..20

     2.1 Становление системы пенсионного  обеспечения в РФ……………………20

     2.2 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………………23

     2.3 Пути проведения пенсионной  реформы…………………………………….25

     2.4 Проведение пенсионной реформы…………………………………………..27

Глава 3: Пенсионные фонды  в РФ………………………………………………29

     3.1 Анализ деятельности пенсионного  фонда РФ на основе бюджета 

на 2002год…………………………………………………………………………….29

     3.2 Анализ деятельности НПФ……………………………………………………31

     3.3 Перспективы развития НПФ………………………………………………….33

Заключение……………………………………………………………………………35

Список  используемой литературы………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В любом социально  ориентированном государстве, забота о  незащищённых слоях населения  является неотъемлемым элементом государственной  политики. Статья 7 Конституции провозглашает  Российскую Федерацию, как «социальное  государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным  причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или  эта возможность существенно  ограничена. Поэтому одна из задач  государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории  населения реализовать своё Конституционное  Право на достойную старость. Такой  механизм - Пенсионная система –  это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсионного  пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется  не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и  т.п. Оказание им материальной помощи –  ещё одна функция  Пенсионной системы.

     Пенсионная  система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно  отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые  экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние  на Пенсионную систему. Учитывая то, что  уровень пенсионного обеспечения  в значительной мере порождает образ  жизни пожилых людей, их участие  в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые  решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.

       Целью моей работы является  анализ пенсионной системы России, выделение основных проблем и перспектив развития. В первой главе дается представление об институтах пенсионного обеспечения, существующих в мире, а также характеристика структуры пенсионной системы России на данном этапе развития. Вторая глава посвящена реформе пенсионной системы России: становлению, проведению, перспективам. Анализ деятельности пенсионных фондов и использования средств пенсионной системы проводится в третьей главе.

Глава 1. Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в РФ

    1. Институты пенсионного обеспечения

     Мировая практика выработала три базовых института пенсионного обеспечения:

     Первый, это институт социальной помощи. Данная форма защиты престарелых была единственной в советские времена. Пенсионное обеспечение в этой системе осуществляется в рамках единого государственного бюджета. Централизованно планируется формирование фонда социального обеспечения (помощи), куда входит и статья расходов на выплату пенсий. Для финансирования фонда социального обеспечения (помощи) устанавливается тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы. Размер тарифа устанавливается государством, однако, ни одно, даже самое благополучное государство не в состоянии решить проблему пенсионного обеспечения граждан лишь за счёт бюджетных средств. Мировой опыт показал, что в рамках института социальной помощи следует осуществлять выплаты лишь наиболее уязвимым категориям граждан, которые не способны самостоятельно заработать себе на пенсию.

     Вторым, и самой перспективной на сегодняшний день системой пенсионного обеспечения является институт пенсионного страхования (накопительная система). Суть денной системы заключается в следующем. Граждане уплачивают в течение активной трудовой деятельности страховые взносы, взносы аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими "личного пенсионного фонда". Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство при этом несет ответственность за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компании, а также гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств на своем счету. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/или отчислений работодателей. Именно данная пенсионная система, как считают большинство специалистов в мире, наиболее полно соответствует принципам социального страхования — самоответственности, солидарности и субсидиарности. Трудовое население несет ответственность за собственное материальное благополучие, солидарно с государством помогая самым необеспеченным слоям. Следует отметить, что речь идет лишь о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат инвалидам (в том числе детства), многодетным, одиноким матерям и так далее, то выплаты им должно производить государство в рамках института социальной помощи. При этой системе полностью соблюдается принцип эквивалентности страховых взносов и выплат. Наконец, именно эта система наилучшим образом повышает ответственность людей за собственное материальное благополучие.

 

    1. Структура пенсионной системы  в РФ

     Пенсионная  система в Российской Федерации  как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсионного  пособия [14, с.66], состоит из следующих частей:

  • Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, фиксированной части пенсий по инвалидности и иждивенцам умершего кормильца, а за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе или привлечённых к исполнению государственных обязанностей.
  • Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление накопленной части трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также, страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
  • Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц либо средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
  • Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях.
  • Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры, лица, пострадавшие при ликвидации техногенных катастроф, и др., а также члены их семей), регулируются специальными федеральными законами с учётом имеющейся продолжительности выслуги лет и денежного содержания (довольствия) либо в размере возмещения причиненного ущерба.

  Наемные и самозанятые работники, охватываемые государственной системой обязательного пенсионного страхования, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из двух частей: базовой и накопленной.

  • Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом.
  • Накопленная часть трудовой пенсии исчисляется из пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития), по следующей пенсионной формуле:

П = ПК / Т,   где  П – размер накопленной  части пенсии;

                        ПК – пенсионный  капитал; 

                         Т – период  выплаты пенсии (в  месяцах).   

 
     
  1. Пенсия  по случаю потери кормильца состоит из двух частей: фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой.

     Пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца, может при достижении пенсионного возраста перейти на пенсию по старости, устанавливаемую по общим правилам.

  1. Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания состоит из двух частей: фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части пенсионного капитала застрахованного лица.
 
 
 

 

    1. Государственное пенсионное обеспечение
 

    Первый  шаг в организации новой для  России, но успешно действующей в  развитых странах пенсионной системы, а также в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда  РФ (ПФРФ). Он является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, выполняющим  отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество фонда  являются государственной собственностью. Денежные средства  ПФРФ не входят в  состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат. Это дает возможность  правительству, парламенту и всему  обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного  страхования, и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом [13, с.168]. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций. Бюджет фонда и отчёт об его исполнении утверждаются федеральным законом.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в РФ и её влияние на экономику