Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:17, контрольная работа
Пенсионное страхование  является социально значимым видом  страхования, так как затрагивает  интересы всех граждан. Оно возникло в России в начале XX века и не получило широкого распространения. До 1917 г. страхование  по старости не входило в сферу  интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной  службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после  прекращения гражданских работ  в связи с наступлением установленного возраста.  
Действующее законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положение конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другие нормативные документы.
1. Введение                                                                           2                                                                                                                   
2. Система пенсионного страхования РФ                          3                                                                       
3.Заключение                                                                       7                                                                                                                  
4.Список литературы
Содержание 
 
1. Введение                                 
2. Система пенсионного страхования РФ                          
3                             
3.Заключение                                   
4.Список литературы                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
Пенсионное страхование 
является социально значимым видом 
страхования, так как затрагивает 
интересы всех граждан. Оно возникло 
в России в начале XX века и не получило 
широкого распространения. До 1917 г. страхование 
по старости не входило в сферу 
интересов органов 
Действующее законодательство о пенсионном 
страховании в Российской Федерации опирается 
на положение конституции РФ, Трудового 
кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного 
кодекса РФ, федеральных законов «Об обязательном 
пенсионном страховании в Российской 
Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской 
Федерации» и другие нормативные документы. 
Пенсия означает ежемесячные денежные 
выплаты, предназначенные для компенсации 
гражданам заработка (дохода), утраченного 
в связи с достижением установленного 
законом возраста, наступлением инвалидности, 
потерей кормильца, а также по другим основаниям. 
Право на получение пенсии определяется 
по условиям и нормам, установленным законодательством 
Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Система пенсионного страхования.
 
Современное состояние 
системы пенсионного 
страхования РФ 
 
Пенсионное обеспечение в Российской 
Федерации реализуется через систему 
обязательного государственного пенсионного 
страхования. На уровень пенсионного обеспечения 
влияют такие факторы, как социально-экономическое 
положение страны, демографическая ситуация, 
особенности трудовых отношений, система 
оплаты труда, налоговое законодательство, 
бюджетная политика и др.
Обязательное 
пенсионное страхование – система 
создаваемых государством правовых, 
экономических и 
Государственное 
пенсионное страхование в России 
зародилось в начале двадцатого века, 
что было гораздо позднее, чем 
в большинстве развитых стран. Страхование 
охватило небольшую часть населения, 
и только высшие слои россиян. После 
революции 1917г. оно было отменено, и 
социалистическое государство начало 
создавать новую пенсионную систему, 
основанную на принципах конституционно 
гарантированного государством пенсионного 
обеспечения по старости. Она предусматривала 
не только выплаты пенсий и пособий различных 
видов, но и различные формы социального, 
медицинского и санитарно-курортного 
обслуживания трудящихся. 
Несмотря на многочисленные экономические 
недостатки, данная система имела одно 
важное преимущество — она обеспечивала 
абсолютно всем категориям граждан минимально 
необходимый прожиточный уровень. Пенсионная 
система до 1990 г. находилась на полном 
государственном обеспечении, а средства 
на ее содержание аккумулировались в бюджете 
государственного социального страхования, 
который, в свою очередь, входил в государственный 
бюджет страны. 
Развитие российской пенсионной системы 
до начала радикальных рыночных реформ 
1990г. свидетельствует о накоплении в ней 
большого числа социальных проблем, которые 
могли быть решены только путем кардинальных 
перемен всей пенсионной системы на базе 
формирования и укрепления страховых 
принципов с учетом требований включения 
бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую 
систему страны. Масштабность и глубина 
рыночных преобразований в экономике 
потребовали применения новых организационно-правовых 
оснований, содействующих стабилизации 
и подъему материального положения пенсионеров, 
сокращению численности малообеспеченных 
граждан. В этих целях в 1990г. был принят 
закон «О государственных пенсиях в Российской 
Федерации», который стал первым законом, 
в котором пенсионное страхование выделено 
в автономную систему, определены на законодательном 
уровне условия формирования государственного 
пенсионного фонда. Важнейшим условием 
во взаимоотношениях пенсионного фонда 
и государственного бюджета стал полный 
отказ от бюджетных дотаций. Решающим 
собственным источником финансирования 
стал сбор страховых взносов.  
В части организационной структуры управления 
деятельностью Пенсионного фонда по назначению 
и выплате пенсий сохранена прежняя система 
— через государственные органы социальной 
защиты населения. 
Несмотря на отмеченные достижения, существующая 
пенсионная система имеет много недостатков, 
к которым можно отнести: 
• крайне низкие размеры пенсий с позиций 
их покупательной способности; 
• система продолжает работать в режиме 
социальной помощи, она не приобрела еще 
полностью страхового характера;      
Указанные обстоятельства свидетельствуют 
о необходимости дальнейшего реформирования 
пенсионной системы. 
Центральная задача, которую предстоит 
решить при разработке новой концепции 
пенсионной системы для России XXI в., состоит 
в определении оптимального сочетания 
классических институтов пенсионного 
обеспечения: 
• обязательного социального страхования; 
• коллективного (профессионального) 
и личного страхования; 
• государственной социальной помощи, 
которые в своей совокупности должны обеспечить 
социальную защиту всем гражданам страны 
путем резервирования необходимых средств 
и их перераспределения. 
Выбор пенсионной системы относится к 
стратегическим вопросам жизнедеятельности 
нескольких поколений, что требует использования 
подходов и методов, более сложных, нежели 
те, которые применяются для решения текущих 
проблем. 
При разработке стратегии действительно 
эффективной пенсионной реформы необходимо 
учитывать следующие моменты: 
• сложившуюся модель общественного устройства 
и достигнутую меру его социальности; 
• проводимую социальную политику (степень 
дифференциации трудозанятого населения 
по уровню заработной платы, в том числе 
по отдельным регионам страны, уровень 
покупательной способности пенсий, соотношение 
размеров пенсий и заработной платы); 
• сложившуюся демографическую ситуацию 
(продолжительность периодов дожития 
мужчин и женщин после выхода на пенсию) 
и ситуацию на рынке труда (соотношение 
трудозанятого населения и пенсионеров); 
• степень развития культуры социального 
страхования, которое органично сочетает 
в себе механизмы самоответственности 
индивидов и их солидарности с менее обеспеченными 
и менее здоровыми членами общества; 
• ответственность государства за стабильность 
и надежность функционирования пенсионной 
системы (гарантированные социальные 
пенсии; формирование правовой основы, 
регулирующей пенсионное обеспечение; 
системы финансового и административного 
контроля за деятельностью государственных 
и негосударственных пенсионных систем); 
• необходимость привлечения к управлению 
пенсионными системами социальных партнеров 
— представителей работодателей и работников, 
что позволяет достичь большей прозрачности 
и эффективного использования финансовых 
потоков, эквивалентности страховых и 
пенсионных выплат .  
Таким образом, пенсионная система начального 
периода XXI в. должна более полно учитывать 
изменившиеся экономические и социальные 
условия работающего населения; разнообразие 
форм собственности и трудовой деятельности; 
различную природу социальных и профессиональны) 
рисков; значительную дифференциацию 
регионов по уровню заработной платы, 
по уровню цен на потребительские товары, 
по природно-климатическим условиям проживания, 
по продолжительности периодов дожития 
пенсионеров. 
В настоящее время в России используется 
так называемая распределительная система 
пенсионного обеспечения. Ее суть в следующем: 
взносы в пенсионный фонд, собираемые 
с работающего населения, идут на выплату 
пенсионерам. Такой механизм называется 
механизмом солидарности поколений, так 
как те, кто сегодня содержит пенсионеров, 
сами в старости окажутся на содержании 
следующего поколения. 
Помимо распределительной системы, современные 
пенсионные реформы предполагают создание 
так называемых накопительных пенсионных 
систем. При такой схеме взносы, аккумулирующиеся 
в пенсионной системе за счет платежей 
работника и работодателя, не расходуются 
на выплаты сегодняшним пенсионерам, а 
накапливаются, инвестируются и приносят 
доход, до тех пор пока плательщик не выходит 
на пенсию. Все сбережения плательщика 
и весь его инвестиционный доход, полученный 
на эти сбережения, являются его личной 
собственностью, которая обеспечит выплату 
пенсии. 
Анализ динамики развития пенсионного 
фонда свидетельствует о том, что в стране 
уже создана достаточно прочная пенсионная 
система и пенсионным обеспечением населения 
занимается не аппарат управления из средств 
государственного бюджета, а отдельно, 
специально созданный для этого государственный 
институт, занимающийся только непосредственно 
данной задачей и использующий только 
собственные средства, не входящие в какой-либо 
бюджет. 
финансирования накопительной части 
трудовой пенсии в Российской Федерации» 
в стране запущен механизм пенсионной 
реформы второго этапа, являющейся одной 
из составляющих комплекса проводимых 
в России экономических реформ. 
На этом этапе реформ деятельность Пенсионного 
фонда России была направлена на изменение 
существующей распределительной системы 
начисления пенсий, дополняя ее накопительной 
частью и персонифицированным учетом 
страховых обязательств государства перед 
каждым гражданином.  
Основной задачей реформы стало достижение 
финансовой сбалансированности пенсионной 
системы, повышение уровня пенсионного 
обеспечения граждан и формирование стабильного 
источника для дополнительных доходов 
в социальную сферу.  
Кроме обязательной формы пенсионного 
страхования, существует добровольная 
форма. Добровольное пенсионное страхование 
предназначено для расширения возможностей 
обязательного пенсионного страхования 
как по размерам пенсий, так и по условиям 
их получения. Например, пенсии по договору 
добровольного пенсионного страхования 
выплачивается дополнительно к государственной 
трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными 
в течении длительного срока или единовременными. 
Размер пенсии зависит от размера внесенных 
страховых взносов; количества лет, прошедших 
с момента заключения договора страхования 
до начала пенсионных выплат (чем больше 
период накопления, тем больше накопленная 
сумма и выше размер полученной пенсии); 
возраст застрахованного лица (чем старше, 
тем меньше период накопления и больше 
страховой взнос, который должен быть 
уплачен); пола застрахованного лица. 
 
 
 
 
Заключение. 
 
Субъектами 
обязательного пенсионного 
Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.
Необходимая составляющая политики экономического роста - усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического
развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В
политике 
доходов предстоит путем 
распределительные процессы установить оптимальное соотношение в
распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить
долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.
В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной
структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов
государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты
доходов россиян. 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы.
1.Федеральный Закон "О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.90.
2.Конституция РФ. - 1 Финансы, Учебник для Вузов, под ред. Козлова В.Г. - М. 1998 Инфра-М.
3. Сапилов Е. Пенсии - «в награду трудов подъемлемых на службе». - Человек и труд №5, 1997.-С.49-52.
4.Соловьев А.Г. Ваше право на пенсию, - изд-во «Советская Россия», 1988.
5.Общая теория финансов: Учебник / Под ред., Л, А, Дробозиной- М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
6. Юридическая литература, 1993