Система пенсионного страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:17, контрольная работа

Описание

Пенсионное страхование является социально значимым видом страхования, так как затрагивает интересы всех граждан. Оно возникло в России в начале XX века и не получило широкого распространения. До 1917 г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданских работ в связи с наступлением установленного возраста.
Действующее законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положение конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другие нормативные документы.

Содержание

1. Введение 2
2. Система пенсионного страхования РФ 3
3.Заключение 7
4.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат социального страхования.docx

— 25.19 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 
 
1. Введение                                                                           2                                                                                                                   
2. Система пенсионного страхования РФ                          3                                                                       
3.Заключение                                                                       7                                                                                                                  
4.Список литературы                                                          8                                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Пенсионное страхование  является социально значимым видом  страхования, так как затрагивает  интересы всех граждан. Оно возникло в России в начале XX века и не получило широкого распространения. До 1917 г. страхование  по старости не входило в сферу  интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной  службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после  прекращения гражданских работ  в связи с наступлением установленного возраста.  
Действующее законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положение конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другие нормативные документы. 
Пенсия означает ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям. Право на получение пенсии определяется по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Система пенсионного страхования.

  Современное состояние  системы пенсионного  страхования РФ 
 
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации реализуется через систему обязательного государственного пенсионного страхования. На уровень пенсионного обеспечения влияют такие факторы, как социально-экономическое положение страны, демографическая ситуация, особенности трудовых отношений, система оплаты труда, налоговое законодательство, бюджетная политика и др.

Обязательное  пенсионное страхование – система  создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию гражданам  заработка (выплат, вознаграждений в  пользу застрахованного лица), получаемого  ими до установления обязательного  страхового обеспечения. Оно предназначено  для реализации государственных  социальных гарантий трудящимся на получение  пенсии и обеспечение старости. Как  правило, этот вид страхования распространяется на всех граждан. При обязательном пенсионном страховании размер пенсий, условия  их получения, размеры страховых  взносов на финансирование пенсионной системы регламентируют законодательными актами.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем  в большинстве развитых стран. Страхование  охватило небольшую часть населения, и только высшие слои россиян. После  революции 1917г. оно было отменено, и  социалистическое государство начало создавать новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного  обеспечения по старости. Она предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского и санитарно-курортного обслуживания трудящихся. 
Несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество — она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Пенсионная система до 1990 г. находилась на полном государственном обеспечении, а средства на ее содержание аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. 
Развитие российской пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовали применения новых организационно-правовых оснований, содействующих стабилизации и подъему материального положения пенсионеров, сокращению численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990г. был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который стал первым законом, в котором пенсионное страхование выделено в автономную систему, определены на законодательном уровне условия формирования государственного пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях пенсионного фонда и государственного бюджета стал полный отказ от бюджетных дотаций. Решающим собственным источником финансирования стал сбор страховых взносов.  
В части организационной структуры управления деятельностью Пенсионного фонда по назначению и выплате пенсий сохранена прежняя система — через государственные органы социальной защиты населения. 
Несмотря на отмеченные достижения, существующая пенсионная система имеет много недостатков, к которым можно отнести: 
• крайне низкие размеры пенсий с позиций их покупательной способности; 
• система продолжает работать в режиме социальной помощи, она не приобрела еще полностью страхового характера;      
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего реформирования пенсионной системы. 
Центральная задача, которую предстоит решить при разработке новой концепции пенсионной системы для России XXI в., состоит в определении оптимального сочетания классических институтов пенсионного обеспечения: 
• обязательного социального страхования; 
• коллективного (профессионального) и личного страхования; 
• государственной социальной помощи, которые в своей совокупности должны обеспечить социальную защиту всем гражданам страны путем резервирования необходимых средств и их перераспределения. 
Выбор пенсионной системы относится к стратегическим вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, что требует использования подходов и методов, более сложных, нежели те, которые применяются для решения текущих проблем. 
При разработке стратегии действительно эффективной пенсионной реформы необходимо учитывать следующие моменты: 
• сложившуюся модель общественного устройства и достигнутую меру его социальности; 
• проводимую социальную политику (степень дифференциации трудозанятого населения по уровню заработной платы, в том числе по отдельным регионам страны, уровень покупательной способности пенсий, соотношение размеров пенсий и заработной платы); 
• сложившуюся демографическую ситуацию (продолжительность периодов дожития мужчин и женщин после выхода на пенсию) и ситуацию на рынке труда (соотношение трудозанятого населения и пенсионеров); 
• степень развития культуры социального страхования, которое органично сочетает в себе механизмы самоответственности индивидов и их солидарности с менее обеспеченными и менее здоровыми членами общества; 
• ответственность государства за стабильность и надежность функционирования пенсионной системы (гарантированные социальные пенсии; формирование правовой основы, регулирующей пенсионное обеспечение; системы финансового и административного контроля за деятельностью государственных и негосударственных пенсионных систем); 
• необходимость привлечения к управлению пенсионными системами социальных партнеров — представителей работодателей и работников, что позволяет достичь большей прозрачности и эффективного использования финансовых потоков, эквивалентности страховых и пенсионных выплат .  
Таким образом, пенсионная система начального периода XXI в. должна более полно учитывать изменившиеся экономические и социальные условия работающего населения; разнообразие форм собственности и трудовой деятельности; различную природу социальных и профессиональны) рисков; значительную дифференциацию регионов по уровню заработной платы, по уровню цен на потребительские товары, по природно-климатическим условиям проживания, по продолжительности периодов дожития пенсионеров. 
В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называется механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержит пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. 
Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание так называемых накопительных пенсионных систем. При такой схеме взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход, до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая обеспечит выплату пенсии. 
Анализ динамики развития пенсионного фонда свидетельствует о том, что в стране уже создана достаточно прочная пенсионная система и пенсионным обеспечением населения занимается не аппарат управления из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей и использующий только собственные средства, не входящие в какой-либо бюджет
финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсионной реформы второго этапа, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. 
На этом этапе реформ деятельность Пенсионного фонда России была направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.  
Основной задачей реформы стало достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную сферу.  
Кроме обязательной формы пенсионного страхования, существует добровольная форма. Добровольное пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного пенсионного страхования как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Например, пенсии по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течении длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от размера внесенных страховых взносов; количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии); возраст застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен); пола застрахованного лица.
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

Субъектами  обязательного пенсионного страхования  являются федеральные органы государственной  власти, страхователи и застрахованные лица. Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы.

Должна действовать  четкая система защиты интересов  пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.

Необходимая составляющая политики экономического роста - усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического

развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В

политике  доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на

распределительные процессы установить оптимальное соотношение  в

распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить

долю оплаты труда в ВВП и издержках  производства.

В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной

структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов

государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты

доходов россиян. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1.Федеральный Закон "О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.90.

2.Конституция РФ. - 1 Финансы, Учебник для Вузов, под ред. Козлова В.Г. - М. 1998 Инфра-М.

3. Сапилов Е. Пенсии - «в награду трудов подъемлемых на службе». - Человек и труд №5, 1997.-С.49-52.

4.Соловьев А.Г. Ваше право на пенсию, - изд-во «Советская Россия», 1988.

5.Общая теория финансов: Учебник / Под ред., Л, А, Дробозиной- М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

6. Юридическая литература, 1993

Информация о работе Система пенсионного страхования РФ