Система пенсионного обеспечения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:06, контрольная работа

Описание

Финансовая система Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система любого государства формируется в зависимости от административного устройства, политического, экономического и социального положения государства. В Российской Федерации финансовая система включает в себя звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонда страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Содержание

1. Экономическое содержание и виды внебюджетных фондов в РФ……..3

2. Пенсионный фонд РФ: функции, источники формирования и использования……………………………………………………………………....10

3. Пенсионная реформа в РФ. Накопительная система пенсионного обеспечения. Негосударственные пенсионные фонды в РФ…………………..12

4. Проведите анализ динамики, состава и структуры доходов и расходов Пенсионного фонда РФ. Оцените уровень пенсионного обеспечения в РФ…..18

Работа состоит из  1 файл

конт бюджетная система РФ.docx

— 956.22 Кб (Скачать документ)

    Федеральным законом от 20.07.2004 года № 70-ФЗ « О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ» был изменен возрастной состав лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Таким образом: с 01 января 2005г. у мужчин с 1953 по 1966 года рождения и женщин с 1957 по 1966 г. рождения перестала формироваться накопительная часть пенсии.  Три года: 2002, 2003, 2004 у этой категории людей отчисления в ПФР распределялись следующим образом: 2% - на накопительную часть, 12% на страховую часть, 6% - на базовую часть. С 01.01.2005 года у этой категории граждан отчисления в ПФР распределяются следующим образом: 20% - на страховую часть.

    Данные изменения были обусловлены тем, что лица старше 1967 года рождения не приобретут достаточных накоплений, учитывая сравнительно небольшой период до момента их выхода на пенсию, а также незначительный размер отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии. При этом за данной возрастной категорией застрахованных лиц сохранилось право распоряжаться средствами пенсионных накоплений, сформированными в период с 2002 по 2004 годы, т.е. выбрать УК, НПФ, перейти из одного НПФ в другой НПФ, а также перейти из НПФ в ПФР.

    Итак, в соответствии с Законом № 167–ФЗ  возрастной состав застрахованных лиц был разделен на 3 категории:

    1. Мужчины до 1952 года рождения и  Женщины до 1957 года рождения -  не участвуют в реформе. 20% от их заработной платы перечисляется на страховую часть. 

    2. Мужчины с 1953 по 1966 гг.  рождения и  Женщины с 1958 по 1966 гг. рождения  -  НЧ (накопительная часть пенсии) формировалась только  3 года: 2002, 2003 и 2004 гг. - 2% от заработной платы ежегодно, 12% - на страховую часть, 6% - на базовую часть. С 2005 года – 20% - на страховую часть. 

    3. Мужчины  и  Женщины 1967 года  рождения и  моложе.

    С 01.01.2008 года для лиц 1967 года рождения и моложе  взносы, которые  перечисляются в ПФР,  распределяются следующим образом: 6% - на накопительную часть;  14% - на страховую часть. С 2006 года по 2008 год на накопительную часть шло 4%,  на страховую часть – 10%, на базовую часть – 6%. С 2002 по 2005 годы: на накопительную часть - 2% , 12% - на страховую часть; 6% - на базовую часть. 

    Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной системе зависит от реального заработка и размера отчислений в ПФР, производимых работодателем (страхователем). Это является стимулом для работников, а следом за ними и работодателей к отказу от разного рода «серых» заработных схем и выводу скрытых частей зарплат из тени. 

    Формирование  и инвестирование средств пенсионных накоплений 

    Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов №111-ФЗ от 24.07.2002 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и №75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах» и другими нормативно-правовыми актами.

    В соответствии с указанными выше законами, реализовать свои права по формированию накопительной части трудовой пенсии могут лица, не достигшие возраста, на пять лет меньшего,  чем установленный ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (№173-ФЗ) в качестве возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (55 лет - для  женщин и 60 лет – для мужчин). 

    Распорядиться накопительной частью пенсии можно следующим  образом:

    1. Не предпринимать ничего, тогда накопительная часть пенсии останется в государственной управляющей компании (ГУК). 

    2. Передать накопительную часть пенсии одной из  управляющих компаний (УК), заключивших с ПФР договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений. 

    3. Передать накопительную часть пенсии негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему обязательное пенсионное страхование (далее – НПФ).

    Если застрахованное лицо ни разу не воспользовалось правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или НПФ, то средства пенсионных накоплений будут переданы в доверительное управление государственной управляющей компании, назначенной Правительством Российской Федерации.

    Государственной  управляющей компании передаются также средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, реализовавших свое право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через негосударственный пенсионный фонд и перейти в ПФР. При этом в последующие годы застрахованное лицо может выбрать как управляющую компанию из числа заключивших с ПФР договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, так и перейти в негосударственный пенсионный фонд.

    Реализовать свои права застрахованные лица могут, подав соответствующее заявление в ПФР до 31 декабря, а при реализации прав на переход из ПФР в НПФ и из одного НПФ в другой НПФ застрахованным лицам необходимо также заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным НПФ.

    Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц будут находиться в зависимости от их волеизъявления либо 1) в государственной управляющей компании, 2) либо в доверительном управлении управляющей, 3) либо в негосударственном пенсионном фонде до момента получения нового заявления застрахованного лица.

    В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно публикует в средствах массовой информации отчетность о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования.

    Кроме того, сведения о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в ПФР и указываются в направляемом ПФР застрахованному лицу извещении (так называемые «письма счастья») о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Извещение направляется ежегодно не позднее 1 сентября. 

    НПФ в соответствии с действующим законодательством обязан направлять застрахованному лицу ежегодно, не позднее 1 сентября, информацию о состоянии его пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

    Средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств.

    Средства пенсионных накоплений, переданные в НПФ, являются собственным имуществом фонда. На них не может быть обращено взыскание (за исключением взыскания по долгам НПФ перед застрахованными лицами), к ним не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

    Ответственность за сохранность средств пенсионных накоплений несет государство. Оно отвечает за создание условий, исключающих нецелевое использование этих средств, за отбор и допуск к инвестированию средств пенсионных накоплений надежных и ответственных управляющих компаний.1 

    Негосударственный пенсионный фонд в  России

    Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

    Таким образом, негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

    Работа  негосударственного пенсионного фонда  в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

    Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа  Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных  пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических  реформ и имел силу закона.

    К концу 1996 года выдано 26 разрешений на осуществление  некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению  пожизненно или в течение длительного  периода регулярных выплат гражданам  в денежной форме.

    К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

    До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем  самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

    В рамках деятельности по обязательному  пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные  пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное  управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые  пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного  портфеля.

    Деятельность  по обязательному  пенсионному страхованию

    С 2008 г. в целях стимулирования россиян  к активному управлению своей  пенсией, государство запустило  программу софинансирования пенсии.

    В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется  Свидетельство государственного пенсионного  страхования) после вступления в  Программу и перечисления взносов  на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства. 
 

    Деятельность  по управлению материнским  капиталом

    С 2008 г. выдается материнский капитал  семьям, в которых родился или  был усыновлен второй (третий или  последующий) ребенок. Для многих семей  может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело  возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего  или части) через НПФ.

    Деятельность  по негосударственному пенсионному обеспечению

    Вкладчик  перечисляет взносы в НПФ на основании  пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему - некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

    Фонд  учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном  счете вкладчика и формирует  пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно - через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

    При выходе участника на пенсию НПФ (а  в ряде случаев - в соответствии с договором - вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.

    Контроль  за деятельностью НПФ

    Ежегодный:Федеральная  налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд Российской Федерации, Независимый аудитор, Независимая актуарий, Счетная палата.

    Ежеквартальный:Федеральная  налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в РФ